Почти в каждой главе книги "Берешит" упоминаются ангелы. Глава "Лех леха" не исключение: "И угнетала ее Сарай, и убежала та от нее. И застал ее ангел Господень у источника водного в пустыне. И сказал он: Агарь, рабыня Сарай! Откуда пришла ты и куда идешь? И сказала она: От Сарай, моей госпожи, я бегу. И сказал ей ангел Господень: Возвратись к твоей госпоже и гнет терпи под ее рукой".
Кто же такие ангелы, столь активно используемые Всевышним во время оно?
Обратимся к определению Луцато: "(Человеческие) души - вид духовных созданий, которым предопределено войти в тело… Трансцендентные сущности - вид духовных созданий, не предназначенных для вхождения в тело. Они делятся на две категории: одна называется силы (кохот), а вторая - ангелы, … но на самом деле мы можем называть их различными видами одного класса - класса ангелов" (1:5:1).
Итак, ангелы - это духи исходно не предназначенные для вхождения в тела, и тем не менее, будучи направляемые на землю с какой-либо миссией, они частично материализуются: в отличие от вещей и животных, состоящих из четырех элементов, ангелы, как сказано в Талмуде (Йерушалми, Рош ха-Шана 2:2), "наполовину огонь, а наполовину воздух".
Ангел, посланный Агари, был частично телесен и в силу этого виден и слышен. В свою очередь демон всегда таков, т.е. имеет тело, обеспеченное двумя основами - воздухом и огнем.
Рамбан в комментарии на Ваикра 17:7 в следующих словах развивает это положение: "Они (черти) состоят из двух основ — огня и воздуха, тогда как все остальные земные создания — из четырех (огонь, воздух, вода, земля). Они с самого начала были созданы только из двух основ, а потому их тела "тонкие" и не подлежат восприятию людей, но они в глазах людей могут принимать разнообразные формы".
Но могут ли эти утверждения соответствовать чему-то в представлениях современной науки?
Правомерно ли вообще конвертировать понятия древней аристотелевской физики в понятия физики Нового времени?
Как показывает В.Библер, в "Диалоге о двух главнейших системах мира" Галилей делает именно это ("при "предельном переходе" аристотелевское бесконечное равномерное движение оказывается логически тождественным галилеевскому движению по инерции".)
Но можно ли аналогичным образом привести в какое-то соответствие античное учение о четырех стихиях с современной научной картиной мира?
Как в научных терминах вообще можно говорить о какой-то "частичной материализации"? Материя исследована вдоль и поперек, в ней нет и не может быть ничего "частичного", чего-то "призрачного".
В 72-ой главе "Путеводителя рассеянных" Рамбам подробно рассматривает устройство Мироздания и в том числе взаимосвязь четырех элементов: "Знай, что сущее в целом есть не что иное, как единый индивид; то есть шар, ограниченный внешними небесами, со всем, что внутри него, есть несомненно единый индивидуум с такой же степенью индивидуальности, что и Зайд или Умар. И многообразие субстанций [сущего], то есть субстанций этого шара и всего того, что в нем, подобно многообразию субстанций органов человеческого индивидуума. Подобно тому, как Зайд, к примеру, есть единый индивидуум, при том, что составлен из различных органов, из плоти, костей, различных жидкостей и пневм, также и упомянутый шар как целое составлен из небес, четырех стихий и того, что образовано их соединением; внутри него нет никакой пустоты; это сплошное, заполненное тело. В центре его — земной шар, земля окружена водою, вода — воздухом, воздух — огнем, огонь — пятым телом (эфиром)".
Как человеческое тело поддерживает свое существование за счет жизненно-важных органов, так бытие Мироздания обеспечивается взаимодействием составляющих его стихий.
Идея эта, как считается, заимствованная Рамбамом из платоновского диалога "Тимей", в конечном счете упирается в психофизическое взаимодействие, обосновывает им все происходящие в Космосе перемещения.
Между тем, в отличие от Платона, Рамбам, подразделяет эти четыре последовательных концентрических образования на две пары разнонаправленных слоев. По его мысли, стихии разделяются на устремленные к "сиянию и прозрачности", огонь и воздух, и на направленные вглубь к "мраку", воду и землю: "Когда они возвращаются на свои места, есть два вида движения: движение к периферии — у огня и воздуха, и движение к центру — у воды и земли".
Таким образом, четыре материальные элемента исходно расслаиваются, согласно Рамбаму, на "грубую" "вещественную" пару - землю и воду, и на пару "прозрачную и сияющую" - воздух и огонь.
Между тем, современная наука также подразделяет материю на два соответствующих класса: элементарные частицы делятся на "вещественные" и на "переносчики взаимодействий".
Вещественные - это кварки и лептоны, на основе которых возникают андроны и электроны, а "переносчики" - это фотоны и бозоны. У материи первого класса преобладают "грубые" корпускулярные свойства, у "сияющих" вторых - волновые.
Таким образом основные четыре группы элементарных частиц современной науки легко приводятся в соответствие с четырьмя стихиями древней физики в их оригинальной иудейской трактовке!
Земля соответствует барионам (кваркам), а вода - лептонам (электронам). В свою очередь в электромагнитной сфере фотоны соответствуют огню, а бозоны - воздуху. Если же, когда-нибудь физиками будут обнаружены гравитоны, то их с легкостью можно будет привести в соответствие с эфиром.
Сказанное позволяет предположить, что души "шедим" (равно как и ангелов "при исполнении") легко вхожи в электромагнитный слой материального мира. В нем они активизируются, делаясь зримыми.
Согласно этой гипотезе, первичная жизнь ангела и демона поддерживается каким-то "обменом волн", требующим (в случае демона) также и какого-то дополнительного "обмена веществ".
Это предположение согласуется с многочисленными оценками явлений НЛО, которые хотя и "зримы", но в то же время с трудом фиксируются "физически", что позволяет думать, как раз, об их "электромагнитной" природе.
"Траектория полета НЛО, - отмечает Карл Юнг, - указывает на их неподвластность действию силы тяжести... Необычайно трудно — если не сказать невозможно — составить сколько-нибудь ясное представление об этих объектах, ибо они ведут себя не как материальные тела, а как невесомые мысли".
Журналист Джон Килль в книге "НЛО - операция Троянский конь" пишет: "Мы не можем исключить возможность того, что эти удивительные "машины" (НЛО) не летают - для них просто не существует нашей гравитации. Они забрасываются в нашу реальность, или пространственно-временной континуум, мгновенными манипуляциями электромагнитной энергии. Но чтобы войти в твердое состояние, им необходимы атомы нашего мира - будь то части самолетов либо автомобилей, кровь и материя животных или людей. В некоторых случаях им необходима энергия либо производимая человеком или автомобильными моторами, либо передаваемая по высоковольтным линиям. Все это может показаться фантастическим, но… многочисленные факты скорее свидетельствуют в пользу нашей фантастической концепции, нежели концепции о пришельцах с других планет."
В ходе последних (9 сентября 2025 года) слушаний в Конгрессе посвященных НЛО демонстрировался оригинальный видеоматериал: выпущенная по неопознанному объекту ракета, расколола его на ряд фрагментов, продолжающих двигаться в том же направлении стаей. При этом сама ракета, не взорвалась, а продолжала свой полет! Не свидетельство ли это того, что пораженный объект был не "вещественный", а "электромагнитый"?
Итак, согласно Рамбаму, Космос представляет собой цельный организм. Как душа человека приводит в движение члены его тела, так же душа мира приводит в движение стихии; как человеческое тело управляется его богоподобной душой, так мироздание в конечном счете управляется Всевышним: "Существует в человеке эта разумная сила, с помощью которой он размышляет, трудится и изготовляет пищу, жилище и одежду. С ее помощью он управляет всеми органами тела… Подобно этому и в сущем есть нечто, управляющее им как единым целым… Благодаря этому началу сохраняется существование этого шара и каждой его части; это начало есть Божество, да превознесется Его имя"
Оговорюсь, впрочем, что управление миром как единым целым не превращает Всевышнего в "душу мира".
"Душой мира", согласно еврейскому видению, может быть только ангел, несущий в себе Имя Всевышнего, Метатрон.
Читайте также
Но Метатрон всецело подотчетен Создателю, так что утверждение Рамбама, что существование мира поддерживается Божеством, правомерно.
Что же касается самой идеи одушевленности Макрокосма (панпсихизм, космопсихизм), то она высказывалась не только в древности, но и на протяжении всего Нового времени (в частности Лейбницем). Звучит она также и в современной науке. Так идею того, что вселенная наделена сознанием разделяют создатель квантовой электродинамики Фримен Дайсон, физик-теоретик Ли Смолин, нейробиолог Джулио Тонони, биолог Роберт Ланца.
Философ Филип Гофф отстаивает эту идею в книге "Сознание и фундаментальная реальность" (2017), а астрофизик Франко Вассо (Franco Vazza) опубликовал в 2020 году исследование, в котором отметил структурное сходство нейросети с распределением галактик (черные дыры соответствуют ядрам нейронов), а также показал, что вселенная и мозг схожи по ряду параметров, в частности по спектральной плотности мощности (функции, описывающей распределение мощности сигналов по частотам).
Более подробно вопросы эти рассматриваются в моей книге "Непростые смертные" презентация которой состоится 29 октября в 19:30 в галерее "Скицца" (Кореш 8, Иерусалим).