Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+31+27
Иерусалим
+33+23

Мнения

А
А

Большая ложь закона о призыве

Этот законопроект бесполезен, неосуществим и служит какой угодно цели, только не привлечению ультраортодоксальной молодежи в армию.

23.07.2025
Источник:MIGnews.com
Ультраортодоксы протестуют против призыва в армию, 10 ноября 2024 года. Фото: Walla! / Реувен Кастро

Закон о равном распределении обязанностей, он же закон о призыве, убран на полку как не имеющий шансов на принятие. Это было ожидаемо. Странно лишь, что никто не признал вслух, насколько этот законопроект бесполезен, неосуществим и служит какой угодно цели, только не привлечению ультраортодоксальной молодежи в армию.

В самом деле: неужели кто-то всерьез предполагал, что молодые люди, для которых единственный закон - Тора и слово раввина, дружными рядами пойдут выполнять закон государства? Не забудем, для большинства из них это государство нелегитимное, возникшее в нарушение пророчеств. Так что восемь процентов реально явившихся на 50 с лишним тысяч высланных повесток - это очень хороший результат. Но на протестные демонстрации с перекрытием дорог, поджиганием покрышек и сопротивлением полиции приходит в десятки раз больше народу - тех, кто готов умереть, но не призываться.

Принудительные и карательные меры, запреты на выезд, даже реальные тюремные сроки - все это только накаляет обстановку и углубляет противоречия между харедим и остальным обществом. Для консервативного ультраортодоксального истеблишмента этот конфликт - еще один аргумент в пользу того, что "греховное" светское государство ненавидит и преследует харедим, и от него нужно держаться подальше.

Какой смысл приводить людей в армию против их воли, чуть ли не в наручниках? Что это будет за армия? Не говоря уж о том, что большинство харедим просто не готовы к службе. 60% школ ультраортодоксального сектора не дают базовых знаний математики, физики, английского языка, цифровых компетенций, не говоря уж об адаптации к армейской жизни. Многие молодые харедим не в состоянии пройти предварительное тестирование военкомата. Прежде чем отправить их служить, армия должна вложить немалые средства в подготовку. Эти расходы, вместе с обеспечением подходящих для харедим условий службы (строгий кашрут, время для молитв, отдельные базы без женщин), не решают существующие проблемы, а создают новые.

По уму, если речь действительно идет о равенстве, о включении десятков тысяч молодых людей в жизнь общества, то начинать нужно с системы образования. К примеру, лишать государственного финансирования школы, не работающие по программе минпроса, и поощрять те, что расширяют преподавание общеобразовательных предметов. Открывать профессиональные курсы, ориентированные на ультраортодоксальных подростков. Если бы государство двигалось в этом направлении столько же лет, сколько идут споры о всеобщем призыве, у нас было бы сегодня гораздо больше мотивированных харедимных призывников.

Армейская служба должна стать окном возможностей, а не наказанием, открывать дорогу к учебе и карьере, не противоречащим религиозному образу жизни. Вместо того чтобы штрафовать ешивы, где учатся уклонисты, следует предоставлять льготы заведениям, чьи студенты идут служить. Опираться на авторитет раввинов, которые поддерживают закон о призыве - в конце концов, именно их последователи составляют большинство призываемых харедим. Одним словом, проводить комплексную, продуманную программу, которая позволит ультраортодоксам интегрироваться в армейскую службу и далее - на рынок труда, в мир равных прав и обязанностей. Да, это задача сложная, требующая больших усилий и времени. Но тащить молодых людей в военкомат под конвоем - самый провальный вариант.

То, что происходит сейчас, делается не по незнанию. Просто закон о призыве служит не обществу, не интеграции и не армии. У него совсем иные цели - политические, и с ними он справляется прекрасно, поскольку закон и сопровождающий его скандал выгоден практически всем, кто к нему причастен.

Для правого правительства и его главы это идеальный способ держать своих ультраортодоксальных союзников на коротком поводке и не давать им чересчур зарываться в своих коалиционных запросах. Биби постоянно напоминает политикам-харедим, как трудно ему сопротивляться давлению Кнессета и общества, которые добиваются всеобщего призыва, - и одновременно не дает законопроекту хода, сохраняя их лояльность. Сторонников призыва внутри коалиции он сдерживает угрозой развала правительства. Сам факт, что законопроект обсуждается (впрочем, уже в прошедшем времени) в верхах, отчасти успокаивает общественное недовольство по поводу неравноправного призыва и позволяет кабинету сохранить остатки популярности среди светского населения.

Читайте также

Для оппозиции ее отчаянная борьба за призыв и требования придать закону более жесткий характер выглядят защитой демократии и равенства, повышают рейтинг оппозиционных политиков и дают им дополнительный повод для критики "бессильной" и "идущей на поводу у харедим" правящей коалиции.

И разумеется, склоки вокруг законопроекта, попытки насильно мобилизовать молодых харедим, штрафование йешив, отмена льгот - все это помогает верховным раввинам сохранять контроль над общиной, внушать ей отвращение к светскому Израилю и выстраивать еще более непроницаемые границы собственного "государства в государстве".

Помимо всего прочего, те израильтяне, которые по степени религиозности относят себя к харедим, но служат в армии (а таких немало), оказываются меж двух огней. Светское общество, не разбираясь, распространяет на них свое раздражение, а "свои" считают предателями. Одним словом, углубление общественного раскола - главный реальный и очевидный результат законопроекта о всеобщем призыве. Будь он даже принят в том виде, в каком сформулирован сейчас, или в более жестком, ничего бы не изменилось.

Нежелание ультраортодоксов служить в армии - верхняя часть айсберга. С ним нельзя ничего поделать, пока существует их отделение от государства и в первую очередь - от государственной системы образования. В последнее время, впрочем, наблюдаются признаки сближения, обусловленного технологическими и экономическими причинами. Но политические спекуляции, подобные закону о призыве, только тормозят эту тенденцию.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке