В десятках километров от границы Израиля, на Джебель-Друз в сирийской провинции Эс-Сувейда, на прошлой неделе произошла ужасающая резня представителей друзской общины. Израиль решил вмешаться: сначала был нанесен точечный удар по Сувейде, а затем, когда насилие не прекратилось, последовали выборочные удары в самом центре Дамаска, включая здание министерства обороны. Это был правильный и необходимый шаг, даже если он был осуществлен слишком поздно.
Решение действовать связано с глубокой исторической связью между Государством Израиль и друзской общиной - союзом крови и общей судьбы, который длится уже 77 лет и проявился с новой силой после 7 октября. Израиль обязан защищать друзов, даже по ту сторону границы, когда на них обрушивается жестокое насилие, особенно если новый сирийский режим проявляет беспомощность - если не соучастие в преступлении.
Однако обязанность защищать друзов не отменяет продвижение долгосрочных стратегических интересов Израиля в Сирии. Напротив, необходимо выстроить комплексный - военный и политический - курс, который обеспечит безопасность друзов, укрепит северную границу Израиля и создаст возможность прагматичного диалога с Дамаском, а возможно - и достижения договоренностей в сфере безопасности и политики.
Аш-Шараа: прагматик или замаскированный джихадист?
С момента прихода к власти Аш-Шараа (в прошлом - Абу Мухаммад аль-Джулани), Израиль занял по отношению к нему настороженно-выжидательную позицию - чтобы понять, действительно ли речь идет о прагматичном лидере, стремящемся к стабильности и порядку, как он себя преподносит миру, или же это джихадист в костюме, скрывающий свои намерения до момента, когда накопит достаточно сил для нападения на Израиль.
Израиль позаботился о том, чтобы уничтожить ключевые элементы сирийской армии, оставшиеся после падения режима Асада, а также продвинул силы за линию 1974 года. Однако со временем, на фоне прагматичной политики Аш-Шараа и растущей легитимации его режима в глазах международного сообщества, которое даже приостановило санкции, Израиль начал рассматривать возможность открытия каналов диалога с Дамаском. Только на прошлой неделе было опубликовано сообщение о прямых встречах между израильскими и сирийскими представителями в Баку. Цель - достижение соглашений по безопасности, отказу от военных действий и, возможно, нормализация в духе "Соглашений Авраама".
Вопрос в том, подорвут ли последние события в Сувейде, включая атаку на штаб-квартиру министерства обороны, усилия по сближению, и если да - то каким образом возможно двигаться вперед с этой точки.
Израильские удары были необходимы для остановки резни, однако стоит отметить: непропорциональное военное действие, даже если оно морально оправдано, может повредить чувствительному диалогу с Дамаском, вызвать внутренний сирийский антагонизм и навредить самим друзам. Арабские страны, сближающиеся с Израилем, могут расценить это как вмешательство во внутренние дела.
Корень конфликта лежит в борьбе этнических группировок, главным образом друзов и бедуинов, за контроль над югом Сирии - за доминирование в регионе, владение землями и контроль над маршрутами контрабанды на границе с Иорданией. Речь идет о контрабанде оружия, наркотиков, топлива и различных товаров.
Конфликт обострился 11 июля. В ответ на локальный инцидент суннитские бедуинские племена атаковали друзов, и при поддержке сил нового режима и джихадистских милиций попытались захватить Сувейду и разоружить друзов. Кадры в социальных сетях зафиксировали тяжелые сцены: похищения женщин и детей, мародерство, произвольные аресты и стрельбу по безоружным мирным жителям.
Остается неясным, была ли это прямая инструкция президента Аш-Шараа, признак слабости его власти или хитрый расчет и маскировка. Очевидно лишь, что Аш-Шараа публично пытался отстраниться от событий в период, когда он пользуется международным признанием. Однако необходимо более глубокое расследование, чтобы понять, была ли это слабость командования или утрата контроля на местах.
Сама друзская община разделена. С одной стороны - милитантная линия во главе с шейхом Хикматом аль-Хаджри, который не доверяет новому режиму и ведет против него прямое противостояние. С другой - более умеренные шейхи, такие как Юсеф Джарбу, Лейт аль-Балаус и Хамуд аль-Ханауи, предпочитающие диалог с Дамаском и выступающие против эскалации и израильского вмешательства.
Насилие не было односторонним. После отступления сил режима в результате израильских ударов, друзские милиции начали ответные нападения: изгнание бедуинов, похищения, поджоги домов. Тогда бедуинские племена со всей Сирии объединились и вошли на территорию Эс-Сувейды, что привело к новым тяжелым столкновениям.
Перемирие было достигнуто при посредничестве США, под руководством госсекретаря Марко Рубио и спецпосланника Трампа по Сирии Тома Барака, в координации с Сирией, Израилем и Турцией. Израиль также одобрил размещение в этом районе особых сирийских сил. Однако контроль за выполнением соглашения на местах остается хрупким, и напряженность сохраняется.
Шесть ключевых интересов Израиля на сирийской арене
1. Предотвращение прямой угрозы безопасности жителям Голан. Израиль обязан не допустить терактов, ракетных обстрелов и контрабанды оружия с сирийской границы. Тот, кто обжегся на юге 7 октября, должен быть осторожен и на севере.
2. Срыв повторной попытки иранского проникновения. Иран пытается вновь укрепить свои позиции и позиции своих ставленников в Сирии. Недавняя активность сил "Кудс" в районах, прилегающих к границе, - это начало, которое нужно пресечь на корню.
3. Моральное обязательство перед друзской общиной. Кровный союз с друзами обязывает Израиль защищать их даже по ту сторону границы.
4. Сохранение каналов диалога с режимом - с целью прояснения возможных соглашений в сфере безопасности и политики. Стабильная центральная власть, с которой можно вести переговоры, - это необходимое условие для деэскалации, управления рисками и предотвращения угроз у наших границ.
5. Сдерживание влияния Турции. Присутствие турецких войск на юге Сирии не соответствует интересам Израиля. Израиль должен дать понять Анкаре, где проходят его красные линии, и обеспечить действенные механизмы координации и предотвращения столкновений.
6. Сохранение международного положения Израиля. Недопустимо, чтобы удары по Сирии трактовались как непропорциональная агрессия со стороны Израиля или как стремление к территориальной экспансии. Важно сохранить отношения с государствами, участвующими в мирном процессе и странами, которые вошли в "Соглашения Авраама", а также развеять опасения, что Израиль действует в регионе без ограничений.
Израиль должен четко заявить: сохранение каналов диалога зависит от реальных шагов со стороны режима. Нападения на друзов и переброска войск на юг без координации - это двойное нарушение существующих договоренностей.
Израиль должен потребовать:
· Обязательства по контролю и защите прав меньшинств
· Недопущения спуска на юг вооруженных сил режима и джихадистов
· Соблюдения режима прекращения огня между друзами и всеми течениями суннитов
· Наказания сил, совершивших резню
В итоге любые действия Израиля в Сирии должны исходить из долгосрочной стратегии, морального обязательства перед друзской общиной и четко расставленных приоритетов, основанных на совокупности его национальных интересов на сирийском направлении. Военную мощь Израиля следует использовать для достижения политических целей и тем самым показать союзникам в Вашингтоне, Эр-Рияде и Абу-Даби, что Израиль не стремится к войне, а руководствуется стратегическими намерениями и региональной ответственностью.
Читайте также
В этом контексте необходимо стремиться к саммиту государств, участвующих в решении сирийской проблемы: США, Саудовская Аравия, ОАЭ, Израиль и Турция. Этот формат закрепит за Израилем роль регионального игрока и еще больше ослабит позиции Ирана. На сирийской арене, как и на других фронтах борьбы Израиля (Иран, Ливан и Газа), сопутствующий политический процесс - критически важен.
Генерал-майор в отставке Амос Ядлин - президент Mind Israel, бывший глава военной разведки АМАН
Источник: Walla