Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+30+26
Иерусалим
+29+19

Мнения

А
А

Ультраортодоксы рассматривают возможность выхода из государства

Ультраортодоксальное общество пересматривает свои отношения с государством на фоне кризиса вокруг закона о призыве.

Д-р Шломо Фишер
18.07.2025
Источник:Детали
Фото: Walla! / Реувен Кастро

Около месяца назад два министра от партии "Агудат Исраэль" - Ицхак Гольдкнопф и Меир Поруш - подали в отставку из правительства. В начале этой недели партия "Дегель ха-Тора" также объявила о выходе из коалиции, вслед за чем и "Агудат Исраэль" покинула коалицию. Большинство комментаторов восприняли эти события с некоторым цинизмом, считая их всего лишь тактическим шагом: до вступления отставок в силу будет найден компромисс по закону о призыве, и стороны вернутся в объятия коалиции и правительства.

Однако не факт, что они правы. Возможно, на фоне затяжного кризиса вокруг закона о призыве, ультраортодоксальная (ашкеназская) общественность - или, по крайней мере, ее руководство - рассматривает более радикальные шаги и даже готовы "пойти до конца", выйти из правительства и даже, может быть, привести к его падению. Мы, возможно, наблюдаем начало глубокого изменения в характере отношений ультраортодоксов с израильским обществом в целом - возврат к прежней исторической позиции обособленности. Это долгосрочная тенденция, которую нельзя игнорировать, даже если в итоге на тактическом уровне Нетаниягу и Дери выработают формулу, которая временно сохранит ультраортодоксов в коалиции.

Согласно этой модели, ультраортодоксы воспринимают себя как "остаток уцелевших" - аутентичную еврейскую группу, оставшуюся верной традиции несмотря на волны модернизации, секуляризации и национализма. Исходя из этого сознания, ультраортодоксальное сообщество создало обширную и обособленную институциональную систему - школы, синагоги, благотворительные фонды, организации социальной помощи - все это функционирует отдельно и параллельно с общей системой израильского общества. В соответствии с этой принципиальной позицией, ультраортодоксы находятся "в изгнании среди евреев" - как выразился Натан Бирнбаум, один из лидеров "Агудат Исраэль" в Польше, в одной из своих известных статей.

С момента "переворота" 1977 года и прихода к власти правительства Бегина участие ультраортодоксальных партий в правых коалициях - прежде всего с "Ликудом" - стало почти постоянным. В рамках этого союза "Ликуд" предложил ультраортодоксам стать частью "блока верующих" - широкой коалиции традиционалистов, религиозных и ультраортодоксов, по выражению Шимона Риклина. Ультраортодоксы ответили согласием, но выдвинули одно ключевое условие: защита жизненно важных интересов их сообщества, в первую очередь - полное освобождение от призыва для каждого мужчины, для которого изучение Торы является занятием всей жизни.

Однако это требование годами сталкивалось с трудностями из-за присутствия в правых коалициях светских партнеров (таких как "Наш дом Израиль") или центристских сил (например, "Еш Атид"). Ультраортодоксы надеялись, что с приходом полностью правых правительств это требование, наконец, будет реализовано. Но этого не произошло: вместо этого продолжалась политика откладывания и затягивания - прежде всего со стороны премьер-министра Нетаниягу - почти два года.

Наиболее важно то, что ультраортодоксальное руководство начинает осознавать: речь идет не о временном политическом провале, а о глубокой структурной проблеме. Даже внутри национального лагеря - включая религиозных сионистов и членов "Ликуда" - существует принципиальное несогласие с всеобщим освобождением от призыва. Это порождает у ультраортодоксов новое осознание своей оппозиционности по отношению к израильскому обществу.

Это чувство им хорошо знакомо - можно даже сказать, оно является основополагающим. В его рамках ультраортодоксы возвращаются в оппозицию, как это было на протяжении десятилетий до 1977 года. Возвращение происходит не только под давлением политических обстоятельств, но и потому, что они видят себя как принципиальных противников структуры и ценностей сионистского государства. Такое государство, по их мнению, не может быть подлинным домом для ультраортодоксального общества и его ценностей.

Читайте также

Подобный шаг, если он действительно будет реализован, несомненно повлечет за собой серьезные практические последствия - как отмечают многие комментаторы, - но нет уверенности, что это отпугнет ультраортодоксальное руководство. Арье Дери, к примеру, может предпочитать сохранение правого правительства, но сомнительно, что его позиция окажет решающее влияние на мнение таких раввинов, как рав Дов Ландо, рав Хирш или адмор из Гура. С их точки зрения, различие между правыми и левыми несущественно: обе стороны представляют чуждые идеологии, отказавшиеся от пути Торы.

Ожидаемое сокращение бюджетных ассигнований также не обязательно станет решающим фактором. Ультраортодоксальное общество изначально возникло как элита изучающих Тору - небольшая группа людей, посвящающих свою жизнь Торе с полной самоотдачей и в условиях материальной скромности. Хотя за последние десятилетия ультраортодоксальное население значительно выросло, усилилось его политическое влияние и увеличились поступающие в его адрес государственные ресурсы, возможно, руководство сейчас готово вернуться к прежней модели - повышению качества даже ценой сокращения количества. Возможно, они даже предпочтут такой путь.

Судя по всему, руководство не опасается падения уровня жизни или утраты признаков так называемой "современной ультраортодоксальности" - вроде кофеен по субботам вечером или отпусков за границей. Нет и признаков того, что уход "модернизированных" харедим вызовет особое сожаление. Главное - чтобы остался тот самый "остаток уцелевших" - верные сыны Израиля, следующие по пути Торы и традиций предков.

Доктор Шломо Фишер - социолог, старший научный сотрудник JPPI, Института политики еврейского народа

Источник: Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке