Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+21+13
Иерусалим
+16+10

Мнения

А
А

Бремя еврейского человека

Прогрессисты усматривают в Израиле последний оплот колониализма. Оспорить этот навет, вроде бы, нетрудно. Но нужно ли?

26.02.2025
Фото: Getty Images / Eric Thayer

Прежде всего следует признать, что в сионистском лексиконе это слово присутствовало. Так, например, в статье "Железная стена" (1924) Жаботинский писал: "Каждый народ борется против колонизаторов. Так поступают и так будут поступать и палестинские арабы. Дело вовсе не в том, какие слова - герцлевские или сэмюэлевские - будем мы говорить в объяснение наших колонизаторских усилий. Колонизация может иметь только одну цель; для палестинских арабов эта цель неприемлема".

Однако главное, сионизм сопрягается с "колониализмом" не только функционально-политически, но и сущностно. Ведь на протяжении веков классические колонизаторы повсюду распространяли Библию, в которой говорилось: "сделаю тебя (Израиль) светом для народов, чтобы простерлось спасение Мое до края земли" (Ишайя 49:6).

Колониальное проникновение европейцев до "края земли", сопровождавшееся эксплуатацией "ходящих во тьме" народов и расхищением их природных ресурсов, так или иначе подразумевало распространение Света Торы.

В XIX веке эта экспансия представлялась в первую очередь как несение цивилизационной миссии, которую озвучил Киплинг в стихе "Бремя Белого человека" (1899):

Неси это гордое Бремя,
Родных сыновей пошли
На службу тебе подвластным
Народам на край земли.

Однако цивилизационная деятельность даже и во время Киплинга все еще сопровождалась деятельностью миссионерской. Разумеется, этот религиозно-просветительский проект был христианским, но тексты оставались в основе своей еврейскими, пророческими текстами: "И пойдут многие народы, и скажут: "давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Йакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его". Ибо из Сиона выйдет Тора и из Иерусалима - слово Господне" (Ишайя 2:2-3).

Иными словами, "колониализм" пусть и латентно, но все же вполне явственно распространял исходящее из Иерусалима Божественное слово, в том числе и обетование: "Дам тебе и потомству твоему всю землю Кнаанскую во владение вечное" (Берешит 17.4-8).

Как ни крути, но "колониализм" являлся в определенном отношении "сионистским" проектом, являлся осуществлением пророчеств, как в общечеловеческом, так и в узко-израильском отношении.

Возвращаясь в "Палестину", сионисты, конечно, опирались в первую очередь на национальную идею, на модные в ту пору "национальные права".

Но одновременно не было никого, кто бы не держал в уме слов пророка: "Вот, наступают дни, - сказал Господь, - когда не будут больше говорить: "жив Господь, который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", а (скажут): "жив Господь, который вывел и который привел потомство дома Израилева из страны северной и из всех стран" куда Я изгнал их; и будут они жить на земле своей" (Йермиягу 23:7).

Итак, религиозная идея сионизмом подспудно подразумевалась, и с "колониализмом" вполне совмещалась.

Тора предписывает, чтобы сыны Израиля именно колонизировали, т.е. завоевали и заселили Эрец Канаан: "И сказал Господь Йеошуе, сыну Нуна: Моше, раб Мой, умер; встань же теперь, перейди через Ярдэн этот, ты и весь народ этот, в землю, которую Я даю им, сынам Израиля. Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, даю Я вам." (Иеошуа 1:1-3).

Предупреждая соответствующие нарекания, Раши пишет: "Если скажут народы мира Израилю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то (сыны Израиля) скажут им: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".

Но как в древние времена Земля Канаан была завоевана сынами Израиля, также предстояло ей быть завоеванной ими и в эпоху "колониализма".

Исходно предполагалось, что последняя репатриация будет мирной. С одной стороны Талмуд (Суккот 111) учит, что возвращение еврейского народа может происходить только с согласия народов, а с другой, сионисты были настроены на мирное сосуществование с арабами.

27 ноября 1947 года народы свое разрешение евреям дали, однако арабы ему воспротивились. С той поры израильтяне отстаивают свою землю с оружием в руках, уподобляясь тем самым своим древним предкам.

Для кого-то это выглядит классическим "колониализмом". Пусть так и выглядит. Важно понимать, что в основе своей это не "классический колониализм" белого человека, а аутентичный колониализм Пророков.

Краснознаменная Академия современного Запада, восставшая против своего "репрессивного" иудео-христианского прошлого, не может не быть крайне антисионистской, не может не солидаризироваться с радикальным исламом, привившимся к нацистскому древу.

В настоящее время все яснее можно видеть, что ось добра опирается на ТАНАХ, а ось зла - либо на его отрицание, либо на его альтернативное понимание. Вольтеровский антиклерикальный лозунг "Раздавить гадину!" веками окрылял как рационалистов, так и оккультистов.

Если приглядеться, то и в коммунизме, и в нацизме, проступают гностические дуалистические доктрины древности, усматривающие корень мирового зла в "Ветхом завете".

В конечном счете, за всеми интересами, за всеми политическими бурями настоящего стоит древнее Откровение Бога на горе Синай, стоит принятие или отвержение Его воли, стоит та коллизия Разума и Веры, которая явственно сформировалась вскоре после разрушения Второго Храма.

В своей работе "Умозрение и апокалипсис" (1927) Лев Шестов пишет: "Давно уже, в самом начале нашей эры, среди христиан появились люди, "свободный дух" которых отказывался принять пришедшее с востока Откровение или, лучше сказать, соглашался принять лишь то, что соответствовало его представлению о добре и истине. Это были гностики. С них начинается та эллинизация христианства, о которой так много говорили протестантские историки - т. е. свободное исследование, зовущее на суд разума Откровение. Это значит: в Библии написано, что Бог, создавший небо и землю, Бог, создавший и самого человека, сказал Адаму и Еве, что хотя дерево познания добра и зла красиво на вид, но есть плоды его нельзя - от них придет смерть. Змей, бывший умнее всех зверей, сказал первым людям другое: нет, не умрете. Бог вас обманывает, потому что знает Бог, что если вкусите от этих плодов, то откроются глаза ваши и вы будете, как Боги, знающие добро и зло. По Библии выходит, что Бог сказал правду, а змей - солгал. Но "свободный исследователь" спрашивает: а что, если было совсем другое, что, если правду сказал змей, а обманщиком был Бог. Возникает вопрос: кого спросить, кто рассудит между змеем и Богом. Для еврейских пророков такой вопрос не существовал, еврейские пророки именно потому и были пророками, что их вдохновение возносило их в области, куда уже никакие вопрошания не доходят.

Но эллинские философы и те, кто на эллинской философии воспитался, думали иначе… И вот, когда гностики пошли к эллинскому судье спрашивать, кто был прав, Бог или змей, судья им сказал, что прав был змей, что библейский Бог - дурной Бог, и что мир, который он сотворил - дурной мир. Другого ответа эллинский судья, конечно, и не мог дать - ибо он судил собственное дело".

Слово Veritas ("Истина"), начертанное на гербе Гарвардского университета, это истина того познания, которое проистекает из манипуляций змея, но бремя Израиля состоит в свидетельстве той истины, которая зовется "Эмет", и согласно которой: "Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им, по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам".

Сказанное, однако, не означает, что Разум и Вера обречены на смертельную схватку. Гностицизм, представляющий собой грубое вторжение Рацио в сферу Откровения, не единственная модель их отношений. В основе своей рациональная (секулярная) традиция и традиция Синайского откровения находятся в паритетных отношениях (и юридически и ментально). Соответственно, Мандат Торы и Мандат Разума способны уживаться друг с другом в рамках естественного права, что я разъясняю в статье "Иудея, Самария и Гаага".

Читайте также

Бог дал землю Израиля народу Израиля, и он сражается за нее по праву.

Вскрывшаяся 7 октября несостоятельность классического сионизма объясняется тем, что он опирался на идею национальных прав, предполагающих "раздел Палестины", в то время как эти права обеспечивались лишь контрабандными крохами религиозных прав, категорически такого раздела не допускающих.

Право на возвращение обеспечивается не "идишкайтом", а союзом Бога с народом Израиля.

И сегодня, когда президент США дал зеленый свет еврейскому возрождению, дал добро трансферу исламонацистов, об этом праве следует неустанно напоминать.

При всем том, что войны идут не только на Ближнем Востоке и обусловлены самыми разными интересами, в своей глубине человечество расколото по своему отношению к Богу ТАНАХа.

Хотя и с разной степенью корреляции, по этому признаку разделение проходит среди либералов, и среди консерваторов, среди христиан, и среди евреев. По этой же оси разделен и исламский мир. Так не последний в Эмиратах человек - председатель Комитета по делам обороны д-р Али Рашид Аль-Нуайми, утверждает, что точка зрения радикальных исламистов, которая определяет Израиль как "Дар аль-Ислам" (территория, которую мусульмане обязаны отвоевать) - является "ложью, сфабрикованной только в последние 100 лет", и что согласно Корану, земля Израиля предназначена сынам Израиля.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке