Тезисы статьи в Politico
▪️Во время вспышки Covid-19 свободы были резко урезаны драконовскими ограничениями гражданских свобод и частного предпринимательства. Правительства и общественные деятели в основном считали, что необходимость сдержать распространение смертоносного нового вируса, уменьшить число погибших и предотвратить крах служб общественного здравоохранения перевешивает важность сохранения индивидуальных свобод. И общество в основном смирилось с этими чрезвычайными ограничениями.
▪️Аналогичным образом, после событий 11 сентября общественность не проявила особого беспокойства, когда американские законодатели поспешно приняли Патриотический акт, который, среди прочего, облегчил властям шпионаж за обычными гражданами. Закон расширил полномочия по отслеживанию телефонных и электронных сообщений, сбору данных о банковских и кредитных операциях, а также отслеживанию активности в интернете. Аргумент того времени заключался в том, что для защиты свободы необходимо расширить сферу влияния правительства, а когда опасность окончательно минует, всегда можно сделать откат.
▪️Лишь немногие в то время осознавали опасности, связанные с таким подходом, и опасались, что непреднамеренный перекос в сторону безопасности чреват долгосрочным ущербом для демократии.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
▪️Скептики, отвергавшие заявления правительства, что впоследствии все вернется на круги своя, были, пожалуй, правы. Отменить ограничения и вторжения гораздо труднее, чем ввести, поскольку правительства, правоохранительные органы и спецслужбы крайне неохотно отказываются от полномочий, как только они их получили.
▪️Арест французскими властями основателя Telegram Павла Дурова и предъявление ему обвинений по целому ряду пунктов, скорее всего, является первым выстрелом в затяжной юридической и политической борьбе, последствия которой, вероятно, будут способствовать изменению баланса сил между государствами и частными лицами.
▪️Главный вопрос заключается в том, не скатываемся ли мы в прежнюю схему, спеша регулировать, расширяя сферу влияния правительства и стремясь все больше ограничить свободу слова во имя той или иной чрезвычайной ситуации - будь то климатический кризис, социальный вред или геополитическая дезинформация, распространяемая или хитро используемая такими странами, как Россия или Иран?
▪️Не проходит и дня без того, чтобы западные правительства не объявляли о чрезвычайной ситуации: назревает мировая война, русские наступают, у нас ожирение и кризис психического здоровья, социальный вред, конечно же, усугубляется социальными сетями, а затем мы имеем подъем новых правых.
▪️Все это - причины, на которые ссылаются правительства, продолжая вторгаться. И что примечательно, слова "свобода" и "либеральность" редко срываются с языка комиссаров ЕС или национальных лидеров континента, как либеральных, так и нелиберальных, вызывая опасения по поводу направления нашего движения. Возможно, мы дрейфуем в состояние несвободы, становясь на путь к тому, что экономист Фридрих Хайек назвал бы крепостным правом?
▪️Последняя схватка уже идет - и она происходит в социальных сетях. В последние несколько дней западные регулирующие органы и правительства выступили против гигантов социальных сетей, пытаясь установить дисциплину и контроль над ними, несмотря на ироничное осуждение репрессивных авторитарных правительств.
▪️Французские власти не рассматривали свой шаг против Дурова в этом более широком политическом контексте. Фактически, президент Эммануэль Макрон настаивал, что его правительство не было вовлечено в арест, сказав: "Это ни в коем случае не политическое решение".
▪️По мнению французских прокуроров, это подтверждение верховенства закона в цифровой сфере. Судьи будут решать, был ли Дуров соучастником распространения детской порнографии, наркоторговли и отмывания денег, поскольку позволил использовать свое приложение для обмена сообщениями в таких целях и не помогал правоохранительным органам.
▪️Между тем, некоторые украинцы, ратующие за закрытие Telegram в своей стране, считают, что Дуров должен был попасть в поле зрения западных властей по другим причинам, и задаются вопросом, заключил ли он тайную сделку с Кремлем, помогая российским спецслужбам. Они указывают на то, что, по их мнению, является доказательством - частые поездки Дурова в Россию, которые он отрицает.
Читайте также
▪️Тем не менее арест Дурова - это захватывающая эскалация давних жалоб на интернет-магнатов и на то, что они не делают достаточно для модерации и контроля своих платформ.
▪️Ход этого дела будет иметь глубокие политические и философские последствия, и арест Дурова, вероятно, послужит толчком к тому, чтобы начать преследование других крупных технологических титанов, которые - с точки зрения критиков и регуляторов - ведут себя неуправляемо, слишком задирают нос перед властями и наживаются на социальном ущербе, фальшивых новостях, дезинформации и незаконной деятельности, произнося банальности о свободе слова и смеясь до упаду.
▪️Социальные сети действительно могут быть очень токсичными, а поведение киберлибертарианских технологических магнатов вроде Илона Маска не просто неприятно, но и опасно, и эти люди не должны иметь иммунитет. Даже в стране свободных людей есть пределы свободы слова. Как отметил судья Верховного суда Оливер Уэнделл Холмс в 1919 году: "Самая строгая защита свободы слова не защитит человека, который ложно кричит "пожар" в театре и вызывает панику".
▪️Когда начинаются первые шаги по дисциплинированию социальных сетей, пресечению опасной дезинформации и снижению потенциального социального ущерба, будет больше шансов достигнуть правильный баланс, если политики и регулирующие органы не будут объявлять чрезвычайные ситуации на каждом шагу. А также будут более решительно сворачивать полномочия, полученные во время предыдущих паник.