Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+20+13

Мнения

А
А

Божественное исчисление ("Тиса")

Причина, побудившая человечество пользоваться при исчислении времени прежде всего дюжиной, а не десяткой, связана с числом лунных месяцев.

29.02.2024
Источник:mnenia.zahav.ru

Счет, как известно, может производиться по любой системе, начиная с двух, как это принято в электронно-вычислительной технике, и кончая любым произвольным числом натурального ряда. Например, тремя миллионами двадцатью шестью или восьмьюдесятью четырьмя.

Так, для использования восьмидесятичетверичной системы исчисления следует ввести 83 цифры и изобразить это последнее восемьдесят четвертое число добавлением нуля к первому числу, т.е. все тем же иероглифом "10".

Между тем с древних времен повсеместно используются две системы - десятичная и дюжинная.

То, что перед таким морем возможностей повсюду люди пришли именно только к этим двум системам исчисления, объясняется тем простым фактом, что изначально для счета они пользовались пальцами на руке и луной на небе.

Считать десятками человеку в высшей степени естественно, коль скоро у него "под рукой" всегда имеется десять пальцев. По этой же причине люди измеряют время числами, кратными шести и двенадцати, потому что над их головой в течение года двенадцать раз появляется луна.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Исследователь календарей и хронологий Н. Идельсон пишет: "куда ни проникает взгляд хронолога, он везде обнаруживает именно лунное счисление в основе первичного календаря".

То, что числа эти кажутся людям "совершенными", даже "священными", казалось бы, выводит религию "на чистую воду".

Как, в самом деле, в свете этих наблюдений следует относиться к утверждению древнего каббалистического источника "Сефер Йецира", что мир создан 22 буквами и десятью цифрами?

Неужели фундаментальный для иудаизма мистический текст незаметно для себя пленился неким естественным обстоятельством, и будь мы трехпалы, как перуанские мумии, то сфирот оказалось бы шесть?

Ответ религии, разумеется, противоположен: десятичная система отсчета - это предустановленная свыше мистическая действительность, в соответствии с которой были созданы десять человеческих пальцев.

Иными словами, не по числу пальцев создан счет, а пальцев на человеческих руках было создано десять именно потому, что мир творился десятью "сфирот"!

Этому утверждению, разумеется, не существует математического доказательства, однако некий "статистический" намек налицо.

Действительно, религиозные реалии проступают в определенных числах столь многообразно и убедительно, что невольно возникает впечатление, что земные исчисления произрастают из верхних миров, а не верхние миры измышляются на основе низших.

Так задающие счет Десять Сфирот проступают не только в соответствующем Древе, но также в Десяти заповедях, которые были записаны на двух скрижалях по пять на каждой и в десяти египетских казнях, также выглядящих парными.

Действительно, традиция обращает внимание, что пять первых заповедей (описывающих взаимоотношения между Богом и человеком) соответствуют пяти вторым (описывающим взаимоотношения между человеком и человеком). Две скрижали невольно напоминают собой две ладони.

Таже самая картина наблюдается и в отношении десяти египетских казней.

В Мидраше "Шохер тов" (116) исход из Египта, извлечение "народа из среды другого народа" уподобляется не просто родам, а родовспоможению, сопровождающемуся извлечением плода рукой пастуха.

Это глубокая аллегория. С одной стороны, "Господь вывел нас из Египта рукою крепкою" (Дварим 6:21).

С другой, по поводу казни "макат кеним" сказано, что "это перст Божий (эцба Элоким)" (Исход 8.15).

Этот образ уместно распространить на все казни - все они были божественными пальцами, извлекающими Израиль из египетского плена. И неудивительно, что пальцы одной руки полностью соответствовали пальцам другой.

Так, первая казнь - "кровь" соответствует казни "язвы" (шестая казнь), вторая казнь - "лягушки" - соответствует седьмой казни "град" (Магараль объясняет, что как лягушки выходят из нижних вод, так град выходит из вод верхних), третья казнь "мошки" соответствует восьмой - "саранча". "Дикие звери" соответствуют "тьме", ну и, наконец, пятая казнь - "падеж скота" соответствует десятой - "гибели первенцев".

В свете подобия десяти казней десяти пальцам, Десяти заповедям (расположенным пять против пяти) так же позволительно придать смысл "Божественных перстов".

Между тем, второй естественный арифмометр - лунный - также выглядит укорененным в верхнем мире.

Причина, побудившая человечество пользоваться при исчислении времени прежде всего дюжиной, а не десяткой, связана с числом лунных месяцев солнечного года. В течение года полная луна появляется на небосводе двенадцать раз. Однако все же не точно, а приблизительно двенадцать раз.

Ведь в силу наличия сезонного цикла история отмеряется не лунными (354 дня), а солнечными годами (365). Число лун приходится приводить к солнечному году, в результате чего приблизительно каждый третий год оказывается високосным, т.е. в нем насчитывается не 12, а 13 лун.

Между тем это лунное число - двенадцать, причем именно перемежающееся с тринадцатью - также коренится в Божественном мире, коренится в числе Его качеств!

Действительно, наряду с десятью Сфирот, традиция выделяет также и тринадцать божественных качеств ("мидот"), упомянутых в нашем недельном чтении "Тиса": "И прошел Господь пред лицом его, и возгласил: Господь, Господь Бог жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, Сохраняющий милость для тысяч родов, прощающий вину и преступление, и грех" (Исход 34.6-8).

Здесь существенно, что среди 13 качеств Всевышнего два первых повторяются дважды: "Господь, Господь". Т.е. число тринадцать достигается за счет удвоения первого качества. Комментаторы пытаются дать этому удвоению разные объяснения. Например, Сфорно говорит, что в этом усматривается намек на то, что человек дважды нуждается в милосердии: до того, как согрешит, и после этого.

Но каково бы ни было объяснение, сам факт налицо: в пасуке перечислены двенадцать качеств, одно из которых повторено дважды!

Но это ровно то, что самое, что мы наблюдаем в еврейском календаре: в нем, как это имеет место в нынешнем году, периодически добавляется 13-ый месяц - Второй Адар. Таким образом в счете времени, ведущемся дюжинами, Тринадцать "мидот" себя все же явственно проявляют.

Читайте также

Причем нечто подобное наблюдается не только в связи со временем, но и в связи с сынами Израиля, о которых сказано, что они "подобны луне и считают по луне" (Сука 29,а), так что каждый из 12 месяцев закреплен за каким-либо из колен.

Причем их число: 12 и 13 также перемежевывается на самых разных уровнях!

Так у Йакова было 13 детей: 12 сыновей и дочь. А порожденные сыновьями 12 колен Израилевых преобразуются в 13. Это связано с особенным положением Йосефа. Хотя он и родоначальник колена, его дети Эфраим и Менаше были приняты Йаковом в собственные сыновья, и тем самым вытеснили самого Йосефа. Йаков говорит: "А теперь два сына твои, родившиеся у тебя в земле Египетской до прибытия моего к тебе в Египет, мои они; Эфраим и Менаше, как Рувен и Шимон, будут мои. А дети твои, которых ты родил бы после них, будут твои". (Быт 48.5-6)

Раши поясняет слова "мои они": "Они входят в число других моих сыновей, чтобы получить удел на земле Израиля, каждый для себя".

При распределении наделов колено Йосефа было представлено двумя коленами Эфраима и Менаше. Само же имя Йосефа в числе колен не упоминалось. Тем самым Йосеф как бы действительно выбыл из числа колен, но на его месте возникло два других колена.

Тем не менее Обетованная Земля была распределена не между 13, а все же между 12 коленами, так как колено Леви надела не получило.

Таким образом мы видим, что вместе с Леви, т.е. по общему максимальному счету, колен оказывалось все же именно тринадцать.

Иными словами, количество колен все же достигло числа Божественной дюжины (числа качеств милосердия), но таким образом, что одно из них все же оказывается неактивным (за счет исключения Леви или, напротив, введения Йосефа вместо Эфраима и Менаше).

Эти игры божественных реалий невольно "статистически" подтверждают их первичность по отношению к реалиям природным: десяти пальцам и двенадцати месяцам.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке