С начала 2022 года в израильские банки было переведено в общей сложности более 1,5 миллиарда долларов из России, по оценке инвестиционной компании SmartGen. Но общая сумма выведенных средств гораздо больше за счет серых схем с криптовалютой и переброской денег третьим фирмам за пределами страны. И это не "квартирные" новых репатриантов - речь идет об относительно небольших бизнес-активах, от 5 до 15 миллионов долларов на человека.
"90% из них, а может, и больше - это люди с израильским гражданством, - рассказывает "Деталям" Марк Ойгман, владелец инвестиционной компании SmartGen, занимающейся помимо прочего сопровождением русскоязычных инвесторов в Израиле. - Некоторые из них - новые репатрианты, другие получили гражданство давно, но не живут в Израиле, а сейчас заново открыли преимущества этой страны, позволяющие отложить здесь часть своих капиталов.
В последние два-три месяца люди начали очень активно переводить деньги в Израиль из Эмиратов. В свое время они быстренько перебросили все туда, а сейчас тамошние власти начинают создавать проблемы русским деньгам: начали сегрегировать некоторые счета тех, кто имеет российское гражданство, вводят очень большую комиссию за содержание этих денег, иногда не позволяют ими свободно пользоваться. А в Израиле и финансовая, и судебная системы намного сильнее и стабильнее, чем в ОАЭ.
Однозначно, это связано с давлением США. Туда каждые полгода приезжают комиссии из Штатов, заставляя саудовских финансистов с большим вниманием относиться к этой теме. Это попадает в СМИ, люди читают и понимают, что лучше распределить деньги между несколькими странами: они переводят не все свои деньги из Эмиратов в Израиль, а только часть, потому что не знают, где на них будут сильнее давить в скором будущем.
Вторая подобная тенденция наблюдается в Швейцарии - оттуда тоже в Израиль начали переводить деньги. Потому что их крупные банки - UBS, Credit Suisse, Julius Baer и другие - тоже начали сильно усложнять жизнь даже израильтянам, у которых есть российское гражданство и деньги которых были заработаны в РФ: многие получили письма с требованием до конца года закрыть счета".
Спрос рождает предложение
Эти возможности для перекачки денег открывает отказ Иерусалима присоединиться к антироссийским санкциям. Чем больше вводится западных санкций, тем выше спрос на израильских бухгалтеров и юристов, в том числе способных находить обходные пути: ведь у российских чиновников и "кремлегархов" напрямую деньги израильские банки принять не могут, опасаясь штрафов США и Европы.
Спрос растет, и вот именно сейчас Дрор Шмунис, глава израильской бухгалтерской конторы, решил впервые в жизни рассказать о себе газетчикам. За положенными в таких ситуациях рассказами о трудовой молодости ("Я занялся недвижимостью в молодом возрасте почти без денег с небольшим собственным капиталом…") и больших нынешних возможностях в его интервью изданию "Калькалисту" можно прочесть очевидный посыл, обращенный к российским финансовым беглецам: вот вам адрес для обращений!
"Я не подставное лицо, я - наемник!" - в сильно сокращенном виде это интервью Шмуниса перевел на русский язык сайт "Вести", мы же приведем лишь несколько цитат, в основном оставшихся не переведенными на русский язык: они могут пролить свет на то, почему Кремль и окружающие его кошельки держатся за "дружбу" с Израилем мертвой хваткой и почему им столь лояльны нынешние израильские власти.
"- Валерий Коган пытался продать свой огромный особняк в Кесарии… площадью 3400 квадратных метров. Первоначальная цена, которая была опубликована, составляла почти 850 миллионов шекелей, и с тех пор цена упала, а недвижимость до сих пор не продана. Есть ли рынок для нее?
- Ни один нормальный человек не построит особняк за 700 миллионов шекелей в Израиле. Если человек строит такой особняк прямо здесь, на это есть причина, и даже если он выставляет его на продажу, это не значит, что он собирается продавать. Если мы не знаем, чем обоснован тот или иной поступок, это еще не значит, что обоснования вообще нет. Например, когда вы покупаете недвижимость, это зарегистрированный актив, и есть заинтересованные в том, чтобы их активы были зарегистрированы и видны. Если кто-то делает что-то, что кажется глупым, это не значит, что оно не имеет смысла. В случае с Коганом я знаю, в чем логика, но это очень, очень личное, - отвечает Дрор Шмунис.
Давно существуют предположения, что этот особняк, как и пентхауз на береговой линии в Тель-Авиве, который тоже выставлялся на продажу по завышенной цене, были приобретены и отремонтированы "под Эрмитаж" Валерием Коганом для Владимира Путина. Если так - объяснимо, что Коган предпочел "засветить" высокую стоимость объектов, а не на самом деле продать их.
- Осложнения Абрамовича и других богатых россиян частично вызваны санкциями, введенными странами мира против российского капитала после вторжения в Украину. Приводит ли это к буму спроса на ваши услуги?
- Как только появляются санкции, люди пытаются придумать, как перевести деньги туда, где они могут работать, например в Израиль, Китай и Южную Америку. Это создает для меня дополнительную работу, новые проблемы необходимо решить, чтобы придумать, как проводить сделки в условиях санкций с минимальным экономическим ущербом. Моя цель - чтобы такие средства могли попасть в Израиль, поэтому я ищу варианты инвестиций здесь, например, в футбольные команды или в проекты недвижимости. Например, объекты в Израиле, которые строят китайцы, такие как университет в Петах-Тикве или комплекс "Алеф" в Ришон-ле-Ционе; китайцам нужны инвесторы, и я пытаюсь соединить стороны, чтобы деньги дошли до Израиля.
- Значит, вы тоже связаны с китайцами.
- Я встретил китайского консула, когда он приехал снимать одну из квартир в City Tower. Были установлены отношения, был ужин с китайским послом, и они поняли, что у меня есть возможность помогать во всех местах, помогать в определенных ситуациях… Консул сказал мне, что они хотят построить университет в Израиле, но Китаю не разрешено покупать землю в Израиле, и нужен кто-то, чтобы заниматься предпринимательством, например олигарх с израильским гражданством.
- Например, Абрамович?
- Да, есть такая вероятность, - подтвердил Шмунис".
Переводим с финансового на понятный: подсанкционные путинские олигархи, да и в принципе все российские чиновники или бизнесмены, чья связь с властями доказуема, испытывают трудности в переводе средств в иностранные банки - их в большинстве стран не принимают. Исключение - Китай. С другой стороны, израильские банки, боящиеся брать токсичные российские деньги, о китайских такого предупреждения не получали. Следовательно, если Абрамович хочет, например, построить недвижимость в Тель-Авиве, он может поручить это китайским "инвесторам": перевести деньги им в Китай, а те уже выступят авторами проектов, которые по желанию могут назвать даже его именем.
Еще один обходной путь - криптовалюты. Эта сфера почти не отслеживается и не регулируется израильским Налоговым управлением. Но что не запрещено - разрешено, напоминает Шмунис:
"- Одновременно с санкциями существуют и ограничения российского правительства на трату денег…
- Это проблема, которую мы пытаемся решить. Это белые деньги, которые они заработали от бизнеса и работы, и люди ищут лазейки, чтобы их потратить. Есть легальные лазейки, а есть незаконные. Криптовалюты, например, не подпадают под какое-либо регулирование в Израиле, за исключением налогообложения основных средств… В отсутствие регулирования во всем мире каждый делает что хочет, и я думаю, немало олигархов используют этот способ, чтобы вывести деньги из России.
И добавляет тут же: "Идан, мой сын, - эксперт в этой области"".
Таким образом, криптовалюты (в которых могут прятаться нестерильные средства) и "инвестиции из других стран" - дополнительные пути, которыми россияне пытаются перевести часть своих капиталов в Израиль. Точной оценке они не поддаются, но с их учетом общая сумма намного превысит оценку в 1,5 миллиарда долларов.
Кровавое золото Дубая
И наконец, самое главное, сказанное в интервью бухгалтера и консультанта Дрора Шмуниса:
"- То есть им удается переводить деньги из России в Израиль?
- Русских сердит отношение Израиля к войне [c Украиной], но Путин не хочет полностью прекратить перевод инвестиций в Израиль. Я пытаюсь продвинуть решение, которое позволит инвестировать в Израиль, в том числе с помощью министра иностранных дел Эли Коэна, моего хорошего приятеля".
Заодно Дрор Шмунис напоминает в интервью, что он сторонник "Ликуда" и болельщик "Бейтара".
Может ли присутствовать в подобных действиях министра Коэна или других членов правительства Нетаниягу коррупционная составляющая? "Лахав-433" и Государственная прокуратура пока не задаются этим вопросом. В правительстве предпочитают не замечать явной токсичности капиталов всей первой сотни фигурантов русского Forbes - возможно, надеясь их деньгами сгладить ущерб, нанесенный финансовой системе страны в 2023 году, или по другим причинам.
Главные вопросы состоятельных россиян: куда бежать и что делать?
- Сейчас голова каждого состоятельного русскоязычного еврея занята вопросом распределения своих денег между разными странами, которые не [предстают как] вражеские или недружественные с точки зрения Российской Федерации, - говорит Марк Ойгман.
- Но ведь и "небольшие бизнесмены", чтобы заработать упомянутые 10-15 миллионов долларов, сотрудничают с "большими" - являются их субподрядчиками и т. п. Они ведь тоже часть той самой пирамиды, вверху которой все равно стоят Ковальчуки, Ротенберги или Абрамович?
- Это неоднозначно. Во-первых, профессиональные инстанции за этим следят и против тех имен, которые считают замаранными, вводят санкции. А это не только олигархи, но и бизнесмены помельче.
- В Великобритании 1600 человек под санкциями. Если один из них захочет перевести деньги в Израиль, их примут?
- Израильские банки их не возьмут. Хотя Израиль не присоединился к санкциям, банки очень внимательно блюдут финансовую частоту, и люди, которые находятся в зарубежных санкционных списках, сюда деньги перевести не смогут.
Оценить вклады в крипту я не могу, мы этим вообще не занимаемся. А по инвестиционным проектам так: если израильская компания занимается хайтеком и имеет счет в Дубае, там у нее больше шансов принять эти деньги на свой счет. Точно так же израильская компания может открыть счет в России или в Казахстане - это не запрещено, поскольку Израиль не присоединился к санкциям и государство не указывает местным компаниям или банкам, какие деньги принимать, а какие нет. Все инвестиции в хайтек за этот же период мы оцениваем примерно в 50-100 миллионов долларов, внутри упомянутых 1,5 миллиарда долларов. И большая их часть проведены через израильские банки, - говорит Ойгман.
Россияне понимают, что нынешнее "окно возможностей" тоже может закрыться в будущем - из-за смены власти в Израиле на ближайших выборах, из-за изменения политика Банка Израиля (нынешний его руководитель, при котором банки проверяли чистоту переводов из СНГ даже излишне жестко, подвергался критике, хотя и по другому поводу, а на днях заявил об отставке) или по иной причине.
Читайте также
На этом фото - Чарльз Макгонигал, фигура, которая могла бы послужить примером для многих желающих обогатиться за счет попавших под санкции россиян или высокопоставленных российских чиновников. Макгонигал - экс-агент ФБР, который попал под суд в том числе по обвинению в работе на обход американских санкций. В августе 2023 года он признался, что помогал бизнесмену Олегу Дерипаске. Он пока освобожден под залог в 0,5 миллиона долларов, но по совокупности обвинений ему грозит до пяти лет тюремного заключения,
Тенденция с ОАЭ и Швейцарией показывает: мест на земле, в которых рады средствам российских олигархов, остается все меньше из-за очевидной подконтрольности и подчиненности олигархов Путину. Причина отказов - потенциальная угроза национальной безопасности: капиталы "кремлегархов" могут начать работать против страны, их принявшей, в любое время, как только этого пожелает верховный правитель России. Но в правительстве Нетаниягу не хотят этого признавать, и министры делают все, чтобы не оказаться в списке стран, которые российский режим может счесть "недружественными".