Военные неудачи российской армии в Украине неожиданно породили в России новое протестное движение. Его сторонники призывают не остановить войну, а, напротив, требуют больше крови и жертв - так что даже российское руководство на их фоне начинает казаться умеренным.
Среди заметных голосов этой зарождающейся политической субкультуры - ультраправые идеологи, воинствующие экстремисты, ветераны войны в Донбассе 2014 года, наемники группы "Вагнера", блогеры, ведущие каналы в Telegram, и даже некоторые лица в российской власти. Все они вышли из патриотического лагеря, но теперь критикуют военное руководство страны за неверную стратегию, недостаточную кровожадность - или за умышленное предательство.
Распространенный нарратив, который можно проследить по каналам в Telegram, заключается в том, что российская армия терпит поражение не потому, что столкнулась с более сильным и мотивированным противником, который к тому же использует новейшее западное оружие, а потому что в российские элиты затесались внутренние враги и предатели.
Для тех, кто хоть немного знаком с историей, в этом нет ничего нового. В Германии после Первой мировой набирала оборот теория заговора об "ударе в спину", которая обвиняла в поражении внутренних врагов страны, включая евреев. На этой волне к власти пришли нацисты и Адольф Гитлер.
Диванные воины, призывающие стереть Украину с лица земли, уничтожить гражданское население, предпочтительно самым извращенным садистским способом, и даже использовать ядерное оружие, желательно прямо в Киеве, - часто анонимные блогеры-радикалы, набравшие популярность на теме войны. Но есть среди них и известные персонажи.
Бывший офицер ФСБ Игорь Гиркин, известный под псевдонимом Стрелков, считается зачинателем гражданской войны в Восточной Украине в 2014 году. Теперь он критикует и даже высмеивает российское руководство за мягкотелость и стратегическую бездарность. Министра обороны России Сергея Шойгу он назвал "фанерным генералом" и предрек поражение России, если она не объявит всеобщую мобилизацию.
В этой же группе критиков - глава Чечни Рамзан Кадыров, который с самого начала горячо поддерживал "спецоперацию" и новости об отступлении воспринял эмоционально. "Если сегодня или завтра не произойдет изменений в стратегии проведения специальной военной операции, я буду вынужден обратиться к руководству министерства обороны, к руководству страны, чтобы объяснить реальную ситуацию на местах", - заявил он недавно в голосовом сообщении в Telegram.
Ультраконсервативный комментатор, частый гость RT Егор Холмогоров открыто обвиняет российское высшее командование в преступной некомпетентности и требует чисток.
Читайте также
Эти настроения ставят Кремль в неудобное положение. Дальнейшее отступление и потенциальный компромисс с властями в Киеве еще больше разозлят тех, кто уже считает военных лидеров слабаками. Мобилизация, к которой они призывают, может обернуться для режима политической катастрофой. А без нее шансы на "победу" - что бы под ее видом ни пытались представить власти - становятся исчезающе малы.
Тщательно сконструированный на протяжении многих лет образ Владимира Путина как лидера, который восстановил военную мощь и статус великой державы после распада Советского Союза, тоже трещит по швам. И хотя многие представители этой новой "оппозиции" все еще остаются горячими сторонниками Путина, обвиняя во всех бедах его окружение, токсичный нарратив движения за войну обретет самостоятельную жизнь - особенно если и когда Россия проиграет войну.
"Когда станет очевидным несоответствие между официальной пропагандой о легкой, успешной "спецоперации" и реальностью сокрушительного поражения, многие россияне будут искать виноватых, - пишет российский журналист Алексей Ковалев. - Это вдвойне актуально, если режим Путина падет и начнется борьба за будущий курс России. Если провоенные националисты, ищущие врагов, на которых можно свалить вину, станут единственной оставшейся в России оппозицией, мир может пойти по темному и опасному пути".