Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

От пеленки до савана

Я думаю, у каждого из видных израильских "вояк" были свои "скелеты в шкафу". Мужской шовинизм, мачоизм были присущи израильским "офицерам и джентльменам" в эпоху, предшествующую победному штурму воинствующего феминизма.

22.04.2016
Источник:Луч
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

"Человек зачат в грехе и рожден в мерзости, и путь его - от пеленки зловонной до смердящего савана. Всегда что-нибудь есть".

Великая фраза! Это цитата из знаменитого романа Роберта Пенн Уоррена "Вся королевская рать". И произносит ее циничный политик Вилли Старк, поручая своему помощнику найти компромат на вроде бы безукоризненного судью... И тот, естественно, находит. Ибо верно, что человек зачат в грехе и рожден в мерзости...

Я думаю, именно этим изречением руководствовались журналисты Второго канала, предпринимая долгое и пристрастное расследование жития генерала, политика, министра Рехавама Зеэви (Ганди), вышедшее в эфир в минувший четверг в программе расследований Иланы Даян "Увда". Вообще-то в переводе с иврита название этой передачи означает "Факт".Простенько так, и скромненько, но со вкусом. Мол, приговор окончательный и обжалованию не подлежит. С фактами ("Фактом") не поспоришь! Двойственное у меня впечатление и от этой передачи, и от всего, что ей предшествовало, а также от реакции, которую она вызвала среди политиков и в обществе.

Здесь, как и в истории с солдатом, пристрелившего террориста в Хевроне, смешались самые разные аспекты: юридические, политические, моральные...

Постараюсь, насколько это возможно, стать над схваткой эмоций, хотя понимаю, что вряд ли кто в это поверит.

Я, как ни странно, очень уважал политика Рехавама Зеэви. Почему "как ни странно"? Да просто потому, что я - человек левых либеральных взглядов, и это ни для кого не секрет. Мои взгляды очень и очень далеки от тех, которые исповедовал Ганди. Но я уважал его за то, что он был одним из немногих политиков, который никогда не юлил в угоду сиюминутной политической выгоде, последовательно и честно отстаивал свои взгляды, при этом с уважением относясь к людям других взглядов. Делал это без пошлятины и провокационных шоу, присущих некоторым людям, на первый взгляд, схожей с ним идеологии (но только - на первый взгляд), типа Баруха Марзеля или Итамара Бен-Гвира.

Зеэви был не только отличным военачальником (здесь не мне, штафирке, судить, полагаюсь на мнение специалистов), но и серьезным историком, автором книг по истории и географии Израиля, председателем совета директоров музея Эрец Исраэль.

Так случилось, что Ганди стал самым высокопоставленным израильским политиком, погибшим от рук арабских террористов. Именно арабских, поскольку самым большим израильским политиком, погибшим от руки террориста, как известно, является Рабин. Но он убит террористом еврейским.

Насильственная смерть Ганди и Рабина возвела их в статус фигур культовых. Как ни цинично это звучит, но вряд ли кто-нибудь стал бы пропагандировать наследие Рабина или Зеэви, умри они в своей постели от старости и болезней. Тем более, что учения не создал ни тот, ни другой, чай, не карлы марксы и не конфуции, и наследия у них не больше, чем у многих других.

И вот вдруг, ни с того ни с сего, ни к дате, ни к поводу, программа "Факт" анонсирует "сенсационные" разоблачения: а) о сексуальных домогательствах Ганди к своим подчиненным девушкам-военнослужащим, б) о жестокости и чуть ли не самодурстве по отношении к солдатам, в) о попытках расстрелять сдающихся в плен арабов, г) об угрозах журналистам, критиковавшим его, д) о связи с мафиозной группировкой... Вилли Старк обзавидовался бы такой "работе" "разгребателей грязи". Особенно, если учесть, что события, о которых идет речь, простираются в полувековую давность. Ну, хватило бы чего-нибудь и одного из этого длинного списка "нехорошестей". А когда всего так много и сразу, складывается невольно неловкое ощущение, что это преднамеренно "копали" и герой Израиля вдруг предстал чуть ли не воплощением абсолютного зла.

Естественно, родственники убитого тут же обратились в суд, с требованием запретить эту передачу, поскольку, во-первых, ничего этого не было, а, во-вторых, если и было, то было давно, до того, как сексуальные домогательства стали считаться уголовным преступлением, а в-третьих, Ганди не может за себя постоять и опровергнуть это. Суд отверг требование родных, поскольку нет оснований, что информация в программе лживая, а память Ганди увековечивается на деньги налогоплательщиков (убийственный довод, потому что деньги налогоплательщиков - это главный и любимый аргумент: можно подумать, что эти деньги - "святые", и тратятся только на исключительно благие дела!)

Как журналист я свято стою на защите принципа свободы слова. Поэтому считаю, что суд поступил правильно. Более того, я не исключаю, что многое из того, о чем говорилось в передаче, как говорится, "имело место быть". Правда, все факты с оттенком "чуть": "чуть" не расстрелял пленных (но не расстрелял), "чуть" не стал причиной гибели пилота вертолета (но не стал), "чуть" не изнасиловал (ах, да, якобы даже изнасиловал, но кто это разберет спустя полвека!) Но мне не дает покоя вопрос: а зачем вдруг всю эту передачу затеяли? И почему начали именно с Ганди? В чем "сверхзадача", как сказал бы Станиславский? Неужели только из-за денег налогоплательщиков?

Я думаю, у каждого из видных израильских "вояк" были свои "скелеты в шкафу". Мужской шовинизм, мачоизм были присущи израильским "офицерам и джентльменам" в эпоху, предшествующую победному штурму воинствующего феминизма. Чего стоит знаменитый афоризм Эзера Вейцмана: "Лучшие юноши - в летчики, лучшие девушки - летчикам"! Сейчас бы его съели за эту фразу с потрохами, и даже не выплюнули бы косточки... И рассматривать биографию Ганди вне исторического контекста, вне моральной и даже юридической атмосферы того времени не совсем честно, если не сказать - совсем не честно. Вспомним, хотя бы историю преступления Цахи Анегби, обвиненного в том, что он раздавал теплые должности во вверенных ему министерствах политическим соратникам. Он даже гордился этим. Наивный Цахи просто не понимал, что общественная атмосфера изменилась. И то, что в пятидесятых годах считалось нормой (членство в правящей партии было непременным условием для получения синекуры), в девяностых стало не просто аморальным, но и преступным.

Ну давайте, давайте начнем разоблачать всех подряд. Думаю, начать надо с Моше Даяна. Ой, боюсь, немало старушек сейчас не без удовольствия вспомнят перед телекамерой, как их домогался одноглазый военачальник. А как он бесстыдно присваивал принадлежащие государству археологические артефакты для своей коллекции древностей! Уголовщина чистой воды. Но мы его ценим не только за это... Да и на самого Рабина, подозреваю, если пустить по его следу дотошных ищеек "Увды", можно накопать много "интересного". Это - помимо известного факта его пристрастия к алкоголю.

Особый интерес представляет реакция политиков на программу "Увда". Естественно, сразу отметились "женщины слева" . Мужчины, правда, в основном, благоразумно промолчали, вспомнив (хоть им Евангелие в силу иудейского исповедания и не указ) фразу Иисуса: "Кто без греха, пусть первый бросит камень". Кто-то усмотрел атаку по политическому признаку, но тут у Иланы Даян есть железная "отмазка". Точно так же беспощадно ее команда не так давно растерзала леваков из "Шоврим штика".

Мое мнение таково: оставьте историю историкам. Пусть эти постыдные факты биографии Ганди, если они имели место, появятся в его академической или беллетризованной биографии. Ну вроде той, которую писал по апокрифам Гай Светоний Транквилл о жизни двенадцати римских цезарей. Чтобы в ней были отмечены и его подвиги, и его проступки, и читатели могли бы сами взвешивать добродетели и пороки на весах своих личных ценностей и пристрастий. А так - передача получилась в стиле худших поделок российского НТВ (если вы понимаете, что я имею в виду).

Ах, да, насчет денег налогоплательщиков! Мне одинаково нелепыми кажутся "фестивали" как Ганди, так и Рабина, которые выделены из массы других не менее достойных (или, как многие считают, недостойных) персонажей израильского истории не в силу их жизни, а в силу их трагической смерти от руки убийц. А денег мне не жалко. Они все равно не перепадут мне ни единой агорой.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке