Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+15+10
Иерусалим
+11+7

Мнения

А
А

Пенсионные игры

Как известно, положение репатриантов, приехавших в Израиль после 45 лет, зачастую тяжелее тех, кто приехал уже в пенсионном возрасте по двум причинам. Во-первых, они не имеют права на получение социальных пособий.

01.04.2016
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

В марте 2016 года была создана правительственная Межминистерская комиссия под эгидой министерства абсорбции из представителей Минфина, Битуах-Леуми, канцелярии главы правительства и Министерства по делам пенсионеров по вопросу о пенсиях для репатриантов. Цель комиссии - решение проблем "значительной части репатриантов, которые проработав в Израиле, в настоящее время не имеют достаточных прав на получение пенсии и представляют группу населения в зоне риска. Это может привести к негативным экономическим и социальным последствиям".

Как известно, положение репатриантов, приехавших в Израиль после 45 лет, зачастую тяжелее тех, кто приехал уже в пенсионном возрасте по двум причинам. Во-первых, они не имеют права на получение социальных пособий, которые дают разные льготы, а во-вторых, большинство из них могут рассчитывать на лишь минимальную пенсию в размере от 600 до 1500 шекелей в месяц после 20 лет работы в Израиле. Речь идет в общей сложности о приблизительно 250 тысячах человек.

Кто виноват в создавшемся положении? Причиной возникших проблем в последние 30 лет стала реформа системы пенсионных накоплений. До 1984 года действовал пенсионный механизм накоплений, в рамках которого человек, проработавший не менее десяти лет, имел право на получение пенсионных выплат в размере 40% от своей зарплаты.

В 1995 году бюджетные пенсионные фонды были закрыты для новых членов. В 2008 году вступил в силу закон по обязательному пенсионному страхованию. Уровень риска вкладчиков увеличился, поскольку государство сняло с себя прямую ответственность за пенсионные накопления своих граждан.

С 1990 по 1992 год в Израиль репатриировалось более полумиллиона репатриантов. Помню, я с самого начала "большой алии" предупреждал о последствиях проблемы, если не начать решать ее незамедлительно. Мои предупреждения были опубликованы в ивритских СМИ. 14 октября 1992 года "Едиот ахранот" опубликовала статью под заголовком "Пожилые репатрианты останутся без пенсий и неизбежно станут бременем для государства". 20 января 1994 года "Гаарец" писала: "Репатрианты в возрасте 45-65 лет не накопят трудовой стаж, достаточный для выхода на пенсию".

Ответы политиков и чиновников звучали приблизительно так: "Будет катастрофа – займемся проблемой. Сегодня катастрофы нет". На последних выборах политики проснулись. Они поняли, что вопрос пенсий превратился в ключ к "русскому голосу". Это относится ко всем партиям.

"Ликуд"

За пять дней до последних выборов глава правительства Биньямин Нетаниягу во время встреч с представителями русскоязычных СМИ пообещал решить проблему. "Ликуд" получил на выборах 29,3% "русских" голосов, что не в последнюю очередь обеспечило успех Нетаниягу.

НДИ

Предвыборная программа НДИ содержала обещание добиться увеличение пенсий по старости и увеличение социального пособия репатриантам до 70% от средней зарплаты – т.е., около 6,386 шекелей в месяц. Эти обещания позволили партии преодолеть электоральный барьер (НДИ получила 41.8% голосов репатриантов), но будучи не в состоянии реализовать свои обещания, партия осталась в оппозиции.

Остальные партии не поднимали эту проблему и практически не принимали участия в борьбе за "русские голоса". В результате Нетаниягу пришел к власти не только благодаря поднятому им "гевальту", но и обещаниям репатриантам решить пенсионную проблему.

Наиболее трудный вопрос, который предстоит решить комиссии, заключается в том, кто получит право на пенсионную надбавку в качестве репатрианта. (Например, если раньше репатриантом для получения жилья считался человек, находящийся до пяти лет в Израиле, то сегодня этот срок увеличен до 26 лет.)

Комиссия должна определить, сколько времени человек должен находиться в Израиле для получения пенсионной надбавки. Это могут быть те, кто находятся в стране пять, десять или двадцать лет, а могут стать те, кто только приедут. В последнем случае это сэкономит государству сотни миллионов шекелей.

Любое решение повлияет на положение тысяч репатриантов, а также коренных израильтян (в 2012 году 62% граждан страны не имели пенсионных накоплений). Те, на кого не распространятся решения комиссии, будут чувствовать себя дискриминируемыми и обиженными. Но и "счастливчики" вряд ли вкусят плоды работы комиссии. Как правило, предложения комиссий активно используются во время предвыборных кампаний, а затем забываются и откладываются в "дальний ящик" из-за нехватки средств.

Очевидно, что то, что можно было без труда сделать в 90-х годах, невозможно осуществить сегодня. Виновно в создавшейся ситуации израильское правительство, которое вместо того, чтобы улучшить положение пожилых людей, обрекло их на нищету решением запретить доступ к пенсионным фондам новых членов в 1995 году.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Израиль продолжает оставаться одной из стран с наибольшим неравенством в доходах. Я считаю, что если государство, действительно, стремится помочь пожилым людям, находящимся на грани бедности, оно должно повысить минимальное пособие по старости, по крайней мере, на 500 шекелей и позволить им работать без жестких налоговых ограничений.

Из 5,3 млн. зарегистрированных избирателей в Израиле примерно 16,2% составляют русскоязычные граждане. Их электоральный потенциал равен примерно 19,5 мест в Кнессете, и на следующих выборах они определят состав коалиции. Проблема пенсий, в свою очередь, определит их выбор при голосовании. Только та партия, которая сможет предложить реальное решение этого вопроса, станет конкурентом "Ликуду" и НДИ на "русской" улице.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке