Читайте также
Прерванная эстафета
В недельной главе "Пекудей" описывается завершение строительства Скинии: "И было, в первый месяц второго года, в первый день месяца, поставлена была скиния… И покрыло облако шатер соборный, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моше войти в шатер соборный, потому что осеняло его облако и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все странствия свои. Если же не поднималось облако, то и они не отправлялись, доколе оно не поднималось. Ибо облако Господне было над скинией днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во всех странствиях их" (40:17-38).
Итак, Первого Нисана 2449 года (1311 до н.э.) Шехина сошла в Скинию и Всевышний навеки связал Свое присутствие на земле с неким домом, поначалу переносным, а потом постоянным.
39 лет скиталась скиния с народом по пустыне. Сразу после вхождения в Эрец Исраэль Скиния была помещена в Гилгале (14 лет). Затем ее перевезли в Шило, где Скиния находилась 369 лет. Оттуда Шатер Завета был перевезен в город Нов (13 лет), и далее в Гивон (44 года). После этого на горе Мориа был отстроен Иерусалимский Храм, простоявший 410 лет, а после его разрушения - второй, просуществовавший 420 лет.
Впервые жертвоприношение на горе Мориа совершил царь Давид, выкупивший это место (2 Шмуэль 24). Но лишь после того, как его сын, царь Шломо, отстроил там постоянную обитель Всевышнего, "святое место" завершило свой дрейф и укоренилось раз и навсегда, что подтверждается словами Псалма (132.13): "Избрал Господь Сион, возжелал его в обитель Себе. "Вот место покоя Моего вовеки, здесь обитать буду, потому что Я возжелал его".
Христианство восприняло разрушение второго Храма как явное подтверждение своей правоты, как неопровержимое доказательство теоремы "упразднения ветхого завета". Что же касается еврейского народа, то он, напротив, сразу же стал жить в режиме ожидания Третьего Храма. В частности, о необходимости восстановления Святилища говорится в Иерусалимском Талмуде (Маасер Шейни 5:2).
Некоторые комментаторы, к числу которых относится Раши, склоняются к тому, что этот Храм чудесным образом сойдет с небес. Рамбам считает, что Дом Божий будет возведен людьми, и связывает его строительство с приходом Машиаха.
Между тем, когда в 1967 тому впервые за долгие столетия Сион вернулся в руки Израиля, народ оказался застигнут врасплох, и, как выяснилось, совершенно не был готов к решению даже куда более скромной задачи, нежели строительство Третьего Храма. Даже достигнутое равом Гореном соглашение о предоставлении евреям права молиться на Храмовой горе вскоре полностью было предано забвению!
Как бы то ни было, через несколько часов после освобождения Храмовой горы ЦАХАЛом министр обороны Моше Даян распорядился передать Сион под управление Иорданского Вакфа со словами: "Зачем нам нужен этот Ватикан?"
Духовные лидеры этому решению не противились, раввины предпочитали на неопределенный срок оставить Храмовую гору под управлением мусульман, чтобы не стоять перед необходимостью решать вопрос, как им быть с Третьим Храмом?
Трехдневный пост
Однако со временем решение Моше Даяна у многих стало вызывать досаду, и в конце прошлого века религиозные евреи начали бороться за право подниматься на Храмовую гору. С известными ограничениями их требование было удовлетворено, однако молитвенно обращаться к Богу на Сионе и по сей день разрешается исключительно мусульманам.
Однако даже окажись Храмовая гора целиком в наших руках, это вряд ли бы что-либо изменило. Израильское общество не просто расколото пополам, а представляет собой скорее пестрое лоскутное одеяло, может быть и привлекательное со стороны, но расползающееся при каждом неловком движении.
Народ наш умудряется грызться из-за самых незначительных мелочей, относительно же проектов крупных, таких, например, как добыча природного газа, распри неизбежны. Что же касается вопроса о строительстве Храма, то в нем исходно нет особенного согласия.
Большинство раввинов считает, что на гору подниматься опасно, поскольку мы определенно не знаем, где располагалась Святая Святых, и можем нарушить важный запрет. Кроме того, неясно, как и по какому проекту строить здание (версия пророка Иехезкеля требует дополнительных пророческих разъяснений). Утрата религиозного опыта, связанного с жертвоприношениями, побуждает многих сомневаться в уместности их возобновления. Этот аргумент, впрочем, не связан напрямую со строительством Храма, который в первую очередь призван служить обителью Шехины. Даже в эпоху полного вегетарианства в Храме будет чем заняться помимо кровавых жертв (воскурения, хлебные и растительные приношения, возлияние на алтарь вина и воды).
Однако имеется все же одно положение, с которым все без исключения согласны: коль скоро причиной разрушения второго Храма послужила беспричинная ненависть, т.е. полный национальный разлад, то строительству третьего Храма должна предшествовать объединение народа.
Единство, мир между евреями - это самый надежный щит Израиля. В Мидраше Танхума ("Шофтим" 8) сказано: "Когда евреи вместе - даже для идолопоклонства - их не затронет наказание с неба". Аналогичное изречение приводится в Мидраше "Берешит Раба" (38, 6): "Велик мир - ибо даже когда евреи поклоняются идолам, но среди них царит мир - Всевышний как бы говорит: Я не могу ничего им сделать, ибо у них мир".
Лоскутность современного израильского общества, отсутствие единства становится не только препятствием на пути строительства третьего Храма, но начинает выглядеть экзистенциальной угрозой, особенно ощутимой в условиях роста антисемитских настроений во всем мире.
Рав Элиягу Эссас не так давно с похвалой представил следующее обращение русского человека: "Ислам уже захватил Европу, и европейцы боятся даже пикнуть что-то против арабов, даже преступников арабов! Все как под гипнозом не могут призвать арабов уважать законы, так как это уже расизм! Да, понятно, так и надо европейцам за фашизм, но начинается уже исламо-фашизм, и, поверьте, первая жертва это - простые евреи! У меня предложение, давайте все евреи молиться, и верующие и неверующие. Да, такой флешмоб! Как во времена Эстер! Если все евреи синхронно будут поститься и молиться, то Всевышний остановит катастрофу и спасет и евреев и тех, кто ненавидит мракобесие Ислама!"
Между тем, как раз незадолго до этой публикации группа раввинов выступила с предложением провести именно такой - как во времена Эстер - трехдневный пост. Пост этот, приуроченный к Пуриму, призван восстановить единство еврейского народа перед лицом растущей угрозы его существованию. Их призыв был размещен в интернете. В настоящий момент число откликнувшихся превысило 18 тысяч. Пост начнется в понедельник 21 марта за 20 минут до захода солнца, и продолжится вплоть до завершения чтения свитка Эстер в среду вечером 23 марта. Всякий желающий самостоятельно определяет меру своего участия: например, станет поститься только в дневное время. Все подробности можно найти на сайте www.hatzom.com.
Со своей стороны хочу напомнить, что пост связывается традицией с жертвоприношением и потому невольно тяготеет к идее восстановления Храма. Так в Тании это положение разъясняется следующим образом: "Все это сказано об искуплении и о прощении греха - после полного покаяния человеку совсем прощается, что он нарушил веление Короля. И не напоминают ему этого даже частично в день Суда, и не наказывают его за это, да сохранит Всевышний, в мире грядущем, и он совершенно в том мире не судим. И все же для того, чтобы стать угодным Всевышнему и принятым и любимым Им, благословенным, как прежде, до совершения греха, и доставлять Творцу удовольствие своим служением, человек должен был совершить жертвоприношение… А теперь, когда у нас нет жертвоприношений, дабы снискать расположение Всевышнего, пост заменяет жертвы, как сказано: "Да будет потеря жира и крови моей, как будто я совершил пред Тобою жертвоприношение" (Брахот, 17а.).