Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Новые времена

В сегодняшнем мире происходит малозаметный процесс, кардинальный для нашей цивилизации. Западные направления христианства превращаются в секту иудаизма.

07.02.2012
Источник:Еврейский мир
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В сегодняшнем мире происходит малозаметный процесс, кардинальный для нашей цивилизации. Западные направления христианства, католицизм и протестантство, перестают быть самостоятельными религиями и превращаются в то, чем христианство было во времена после создания — в секту иудаизма.

Прежде чем обсудить то, что все эти столетия делало христианство отдельной религией, рассмотрим, что выделило его когда-то из иудаизма в отдельную секту. Замечу по Рамбаму, так как христиане, в отличие от мусульман, признают Танах, с ними теологические обсуждения возможны. Так, мы приняли разбиение Торы на главы, сделанное христианами в ХV веке.

Христианство возникло вокруг фигуры Иешуа hаНоцри, событий, с ним связанных, и его учения. В своей недавней книге «Кошерный Иисус» известный рабби Ш. Ботеах доказывает, что ни в событиях, ни в учении hаНоцри ничего противного иудаизму нет. Об этом же — в замечательном исследовании Хаима Маккоби «Революция в Иудее».

Внутри христианства всю его историю идет борьба вокруг принятой на Никейском соборе 325 года н.э. доктрины б-жественности hаНоцри. Эту доктрину не признает арианство, следующее александрийскому священнику Арию (256–336). В XI–XIV веках против сект, стоявших на позиции арианства, велись войны, даже организовали Первый крестовый поход. И сейчас арианство — позиция некоторых христианских сект.

Я большого смысла в этой их борьбе не вижу. В человеке есть Б-жественная душа — частица Б-га. Поэтому такие слова, как «Отец мой небесный», может по праву произнести любой.

Был ли hаНоцри Мошиахом? Так как он не выполнил предсказанного Мошиаху, христиане верят во второе пришествие. В иудаизме нет единой концепции Мошиаха. Рамбам писал: «Да не подумаешь ты, что Мошиах должен творить чудеса, отменять законы природы и воскрешать мертвых». Но многие мудрецы ожидают от Мошиаха чего-то подобного. Рав Кук считал, что Мошиахом будет поколение евреев Израиля, выполнивших предназначенное Мошиаху. А многие любавичские хасиды верят, что в роли Мошиаха вернется их последний Ребе. В этой разноголосице мнение христиан не выглядит чем-то исключительным. Мне, получившему рациональное светское образование, понятнее доктрина рава Кука, имеющая подтверждение в сегодняшнем мире. Все же я готов подождать времени, когда Мошиах полностью раскроется в нашем мире, и вопрос о его личности отпадет.

Сильно отличаются от иудейских законы быта и б-гослужения христиан. Но для неевреев, по представлениям иудаизма, достаточно исполнять семь заповедей сыновей Ноаха. Поэтому законы Шаббата, кашрута, а также обрезание, обязательные для евреев, к христианам-неевреям не относятся.

Христианство отделилось от иудаизма и стало самостоятельной религией, когда провозгласило себя заменой иудаизму, приняло «теологию замещения». Первый догматик в истории церкви, греческий теолог и философ Ориген (185–254), в начале III века стал учить, что «все обетования, которые в Танахе относились к народу Израильскому, переданы церкви. «Теология» эта шла вразрез не только с тем, чему учил своих последователей в Евангелиях hаНоцри, но и с создателем церкви Павлом: «Итак спрашиваю: неужели Б-г отверг народ Свой? Никак!.. Ибо дары и призвание Б-жие непреложны» (Римлянам, 11:1–29).

Замена избранности евреев избранностью «нового Израиля» — христиан — стала ведущим догматом христианства. В своих мессах христиане говорят: «Мы, Израиль, Народ Твой…» В Средневековье у художников был популярным сюжет «Торжество церкви над синагогой» — изображение высоченной церкви и вросшей в землю синагоги. В Риме, около Ватикана, содержался небольшой еврейский район, «папские евреи», долженствующие засвидетельствовать окончательное торжество христианства над иудаизмом. Выдающийся современный раввин Ури Шерки рассказывает такую историю: «Теодор Герцль обратился к Папе за помощью в деле создания государства евреев в Эрец Исраэль. Папа ответил ему: “Я понимаю, но почему Иерусалим?”» Папа сказал, что готов помочь и уже помогает евреям материально, осуждает антисемитизм. «Однако то, что ты просишь, — сказал Папа Герцлю, — находится в прямом противоречии со всем, во что я верю!»

Жизнь показала, что то, во что верил Папа, было ложным. Современный христианский теолог Norbert Lieth написал: «В 1948 году Господь Сам преподал нам урок, за один день показав нам, как нужно понимать возвращение Израиля и связанное с ним образование государства. В 1967 году в течение одной недели стало ясно, что Б-г имеет в виду буквальный Иерусалим посреди Израиля в качестве еврейской столицы».

Так что же остается от христианства после крушения «теологии замещения»? Если евреи по-прежнему избранные, если их завет со Всевышним по-прежнему в силе, то кто христиане? «Мы, в отличие от вас, общаемся с Б-гом через посредника, — говорил мне учитель английского в испанском городе Леоне. — Я хочу прямого контакта, как у вас, поэтому выписал книги из мадридской синагоги и готовлюсь перейти в иудаизм».

Осознание, что основа их веры — иудаизм, распространяется среди американских христиан. Меир Брук сообщил мне о публикации и популярности «кратких введений для христиан»: «Еврейский подход к Б-гу», «Еврейские праздники», «Еврейский ритуал», «Еврейская духовность», «Каббала».

Как иудаизм реагирует на приближение к себе некогда отколовшейся секты? Вполне естественна настороженность, объясняемая веками преследования евреев христианами, несмотря на извинение Папы Иоанна Павла II: «Мы сознаем теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа…» Но, едва отдышавшись от двух тысячелетий рассеяния, от ужасов Холокоста, едва восстановив в Израиле основу своей духовной жизни — еврейское образование, евреи вспомнили о своей задаче. «Эта задача — научить вере всех людей мира», — сказал приехавшему недавно в Израиль поэту Иртеньеву еврейский герой и рабби Иосиф Менделевич. Рабби Ури Шерки даже более конкретен, намечая открыть иешивы для неевреев.

Пророк Зехария предсказывал о мессианских временах: «В те дни схватятся десять человек из всех разноязычных народов и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо мы слышали, что с вами Б-г» (8).

Из лекции рава Шерки: «Нам уже не нужны признаки Избавления, т.к. Избавление уже наступило — 15 мая 1948 года».

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке