Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Зеркало исхода ("Шират айям")

Пройдя по дну Ям-Суфа, еврейский народ оказался как бы в историческом резервуаре, который он покинул, пройдя по дну Иордана, сомкнув тем самым заклание агнцев в Египте с их закланием в Эрец Исраэль.

09.04.2015
ShutterStock

Читайте также

Второе стояние вод

В последний праздничный день Песаха еврейским народом отмечается чудо прохождения по дну Красного Моря ("Ям Суф"), в следующих словах описанное в Торе: "И погнались Египтяне за ними, и настигли их, расположившихся у моря, все кони с колесницами Паро и всадники его, и войско его, у Пи-Ахирота, пред Баал-Цафоном, И Паро приблизился, и сыны Израилевы подняли глаза свои, и вот, Египтяне двигаются за ними: и весьма устрашились, и возопили сыны Израилевы к Господу. … И сказал Господь Моше: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтобы они двинулись. А ты подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше. Я же, вот, ожесточу сердце Египтян, и они пойдут за ними, и прославлюсь Я чрез Паро и чрез все войско его, чрез колесницы его и чрез всадников его. И познают Египтяне, что Я Господь, когда прославлюсь чрез Паро, чрез колесницы его и чрез всадников его. И двинулся ангел Божий, шедший пред станом Израилевым, и пошел позади них; двинулся и столп облачный от лица их, и стал позади них; И вошел он между станом Египетским и станом Израильским, и было облако и мрак, и осветил ночь, и не сблизились один с другим во всю ночь. И простер Моше руку свою на море, и отводил Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутри моря по суше: а воды (были) им стеною справа и слева от них. И погнались Египтяне, и вошли за ними все кони Паро, колесницы его и всадники его в средину моря. И вот, в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египетский в столпе огненном и облачном, и привел в замешательство стан Египтян. И отнял колеса с колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: убежим от Израильтян, потому что Господь воюет за них с Египтянами. И сказал Господь Моше: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моше руку свою на море, и возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей; а Египтяне бежали ему навстречу. И опрокинул Господь Египтян среди моря. И возвратилась вода, и покрыла колесницы и всадников всего войска Паро, вошедших за ними в море; не осталось из них ни одного. А сыны Израилевы шли по суше среди моря, и воды (были) им стеною справа и слева от них". (14:29)

Трудно представить чудо более грандиозное, более невероятное, нежели многочасовое стояние морских вод, и не удивительно поэтому, что даже те, кто отказываются в него верить, в то же время готовы усматривать в нем какой-то "фольклор", то есть выражение какой-то идеи.

И то, что идея тут какая-то действительно имеется, особенно настойчиво явствует из повторения этого чуда через сорок лет, при вхождении сынов Израиля в Эрец Исраэль.

Сорок лет Пустыни

Так в книге Иегошуа рассказывается: "И было, когда народ двинулся от шатров своих, чтобы перейти Ярден, и священники, несущие ковчег завета, – впереди народа, То лишь только несущие ковчег дошли до Ярдэна и ноги священников, несших ковчег, погрузились в край воды, – Ярдэн же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы, – Остановились воды, текущие сверху, встали одной стеной очень далеко от города Адама, который подле Царетана; а текущие к Ям Аарава, в Ям Аммелах, совершенно пресеклись, и народ переходил против Йерихо. И стояли священники, несшие ковчег завета Господня, на суше среди Ярдена прочно. И весь Израиль переходил по суше, доколе весь народ не закончил переходить Ярдэн…". (Иеошуа 3:14) "И народ вышел из Ярдэна в десятый день первого месяца, и расположился станом в Гилгале, у восточного края Йерихо" (4:18).

Итак, повторное чудо стояния вод произошло за четыре дня до Песаха, то есть в тот же день, когда в сам год исхода сыны Израиля отобрали себе агнцев для жертвоприношения.

Что же первым делом предпринял еврейский народ, войдя в Эрец Исраэль?

Он совершил обрезание, чтобы, наконец, получить возможность участвовать в приближающейся пасхальной трапезе!

"В то время сказал Господь Йеошуе: сделай себе ножи кремневые и опять обрежь сынов Израиля, во второй раз. И сделал себе Йеошуа ножи кремневые, и обрезал сынов Израиля у холма Аралот. И вот причина, почему обрезал Йеошуа: весь народ, вышедший из Египта, мужчины, все люди, способные к войне, умерли в пустыне в пути по выходе из Египта; Весь же народ вышедший был обрезан, а весь народ, родившийся в пустыне, в пути по выходе из Египта, не был обрезан. Ибо сорок лет ходили сыны Израиля по пустыне, доколе не скончался весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, который не слушал гласа Господня; так что клялся Господь им, что не покажет им землю, о которой клялся Господь отцам их, что даст (ее) нам, землю, текущую молоком и медом. Сынов же их, которые встали вместо них, их-то обрезал Йеошуа, потому что они были необрезаны, так как не обрезывали их в пути. И когда весь этот народ полностью был обрезан, оставались они на своем месте в стане до их выздоровления. И сказал Господь Йеошуа: ныне Я снял с вас посрамление египетское. И названо это место именем Гилгал до сего дня. И стояли сыны Израиля станом в Гилгале, и совершили пасху (жертву) в четырнадцатый день месяца вечером в степях Иерихонских" (5:3-10).

Для народа, вошедшего в Эрец Исраэль – это была первая его пасха, которая тем самым смыкалась с той собственно Пасхой, которая совершалась его отцами в Египте.

Евреи, рожденные в Египте, участвовали в Пасхальной трапезе исхода, рожденные в Пустыне – в Пасхальной трапезе входа. Таким образом, вхождение в Эрец Исраэль явилось завершением того действа, которое связывается обыкновенно лишь со своей начальной фазой – Исходом из Египта – "яциат Мицраим".

И "зеркальный" порядок событий однозначно задает именно эту логику. Действительно, если бы народ был обрезан на восточном берегу Иордана, если бы он совершил там свою первую пасхальную трапезу, и лишь затем перед ним бы расступились воды Иордана, мы должны были говорить о воспроизведении какой-то модели – "модели исхода". Но поскольку события расположились зеркально, поскольку и обрезание и Песах были осуществлены на западном берегу Иордана, то есть после стояния вод, то вхождение в Эрец Исраэль начинает выглядеть равновесным завершением того процесса, началом которого явилась Пасха исхода.

Пройдя по дну Ям-Суфа, еврейский народ оказался как бы в историческом резервуаре, который он покинул, пройдя по дну Иордана, сомкнув тем самым заклание агнцев в Египте с их закланием в Эрец Исраэль, и представив Исход и Вхождение двумя проекциями единого действа. И то что стены этого резервуара оказались образованы водой, лишний раз подчеркивает его "пустынный" характер. Ведь по своему прямому смыслу пустыня ограничена водой.

Замечу попутно, что в данном случае не существенно, сколько бы в этом резервуаре народ оставался – год, или даже менее того (если бы он не поклонился золотому тельцу, и не послушался разведчиков), или сорок лет, как вышло на поверку.

Но если и не существенно, то все же знаменательно, что вход в этот пустынный резервуар, равно как и выход из него оказались тропами, проложенными по дну водных резервуаров.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке