Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Мнения

А
А

Христиане и современный Израиль

Причины столь радикального изменения умонастроений израильских христиан, ранее занимавших нейтралитет в арабо-израильском противостоянии, следует искать в катастрофическом положении христианских общин в мусульманских странах Ближнего Востока.

Александр Шульман
07.11.2014
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

На Ближнем Востоке возник новый этнос - арамейские христиане

Шади Халуля можно назвать эталоном преуспевающего израильтянина - он капитан парашютно-десантных войск в резерве, после армейской службы закончил университет и сегодня является вице-президентом процветающей фирмы, занятой разработкой систем связи. В одном Шади Халуль отличается от своих еврейских коллег и сослуживцев - он христианин-маронит и один из лидеров христианской общины Израиля, переживающей сегодня по-настоящему революционные перемены.

Мы встретились с Шади Халулем в его родном городке Гуш Халав-Джиш в Галилее на севере Израиля. Население Гуш Халав преимущественно христианское, и сам городок имеет весьма благоустроенный вид - множество двух-, трехэтажных семейных вилл, во дворах которых стоит по нескольку автомобилей.

Гуш Халав имеет древнюю историю. Он возник еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Во время Иудейской войны Гуш Халав был последней иудейской твердыней в Галилее, павшей под ударами римских легионов. Из Гуш Халава ведут свое происхождение родители апостола Павла.

Наша встреча с Шади Халулем состоялась в одной из христианских церквей города, недавно построенной на средства прихожан.

Шади Халуль сегодня является одной из центральных фигур набирающего силу движения израильских христиан, которое ставит перед собой задачу возрождения христианского арамейского народа в Израиле. Халуль говорит: «Мы существуем в этом регионе в течение тысяч лет. Мы приняли христианство, но затем нам была навязана арабская культура во время арабского завоевания, но мы сохранили наш язык в своих церквях и других культурных традициях». Потому важнейшим условием национального возрождения христианских арамейцев Шади Халуль считает отказ от арабского языка и овладение арамейским языком.

Одним из символов интеграции арамейских христиан с Израилем, по мнению Шади Халуля и его единомышленников, должно стать распространение на христиан Закона о всеобщей воинской обязанности - если сегодня христиане, как и арабы, служат в ЦАХАЛе только на добровольной основе, то в перспективе они должны служить наравне с евреями по обязательному призыву. «Для нас очень важно служить в армии, ведь мы израильтяне и мы хотим быть полноценными членами израильского общества»

Еврейское государство рассматривается Шади Халулем как единственный гарант выживания христианского меньшинства во враждебном мусульманском окружении, и обязательная воинская служба христиан в ЦАХАЛе должна подчеркнуть их готовность на равных с евреями нести бремя обороны Израиля.

Причины столь радикального изменения умонастроений израильских христиан, ранее занимавших нейтралитет в арабо-израильском противостоянии, следует искать в катастрофическом положении христианских общин в мусульманских странах Ближнего Востока, где сегодня исламскими фанатиками осуществляется настоящий геноцид христианского меньшинства.

Христиане в мусульманских странах

В ходе гражданской войны в Ливане погибли тысячи христиан. Директор ливанского Фонда в защиту мира христианин Наги Найджар пишет: «Ясир Арафат и его головорезы совершили в отношении ливанских христиан преступления, которые, кстати, практически не освещались международной прессой. Десятки мирных жителей, в основном христиан, были подвергнуты пыткам и убиты в городе Чекка на севере Ливана. 20 января 1976 года палестинцы из бригады «Ярмух» вошли в город Дамур, расположенный к югу от Бейрута. Палестинцы в течение нескольких часов вырезали почти всех христианских жителей этого города. Сотни мирных жителей христианских городов Хадат, Аин Эль-Ремма-не, Джизр Эль-Басра, Декауне, Бейрут и южный Метн были убиты в ходе ежедневных атак со стороны ООП под предводительством Арафата».

В последние годы, после «арабской весны», положение христиан в исламских странах стало критическим - сегодня речь идет о геноциде. Как заявил православный священник из Израиля Габриэль Надаф, выступая перед Советом по правам человека ООН: «На обширных территориях Ближнего Востока в последние десять лет убивают по 100 тысяч христиан в год. А это значит, что каждые пять минут за веру гибнет христианин».

В Египте целью атак исламистов является пятимиллионная община христиан-коптов. На протяжении десятилетий они подвергаются дискриминации и преследованиям. Десятки коптов погибли в погромах, организованных исламскими фанатиками, сотни тысяч коптов были вынуждены покинуть свою страну.

В Ираке за последнее десятилетие некогда процветавшая христианская община уменьшилась в десять раз - сегодня от полутора миллионов христиан там осталось едва 150 тысяч.

В Сирии в ходе гражданской войны исламистами уничтожены десятки христианских городов и сел. Счет убитых идет на тысячи, сотни тысяч сирийских христиан были вынуждены оставить свои дома и бежать в соседние страны.

На территориях, контролируемых палестинцами, идет стремительное сокращение христианского населения. В Газе христиан практически не осталось. Если сравнительно недавно христиане составляли почти 100% населения в городе Вифлееме, то сегодня их процент сократился до 15.

Важно отметить, что ни одна христианская страна, будь то США, Россия или европейские страны, не протянули руку помощи христианам Ближнего Востока. Наоборот, эти страны, опасающиеся исламского давления и террора, всячески замалчивают преступления исламистов и фактически бросили ближневосточных христиан на произвол судьбы.

В той же речи Габриэль Надаф заявил: «На всем Ближнем Востоке есть только одна страна, где христиан не преследуют, но где им гарантируют свободу слова, вероисповедания и безопасность. Это Израиль, еврейское государство».

Статистика подтверждает слова Надафа: Израиль единственное государство Ближнего Востока, где христианское население непрерывно растет. Если при основании еврейского государства его гражданами были 34 тысячи христиан, то сегодня их в Израиле живет 170 тысяч.

Понятно, что многие христиане региона воспринимают Израиль как единственную силу, способную противостоять наступлению исламского фундаментализма.

Израиль и ливанские христиане

В архиве Шади Халуля хранятся документы, свидетельствующие о сотрудничестве евреев и христиан в сороковые годы, еще до основания государства Израиль. Речь идет о дружественной переписке первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона с лидерами местных христиан, приветствовавших создание Еврейского государства.

В планах Бен-Гуриона была поддержка создания дружественного Израилю христианского государства на территории южного Ливана. Об этом пишет в своих воспоминаниях начальник генерального штаба Израиля генерал Рафаэль Эйтан. По его свидетельствам, такая идея появилась в правительственных кругах еще в 1950-е годы, в числе ее сторонников был министр обороны Израиля генерал Моше Даян.

У Израиля были налажены тесные контакты с руководством ливанских христиан. Идея создания такого государства была близка к реализации в 70–80 годы XX века.

Тогда, в ходе гражданской войны, развернувшейся в Ливане, христиане несли тяжелые потери в боях с арабскими формированиями.

Надо отметить, что христианский мир спокойно наблюдал за истреблением арабами своих единоверцев в Ливане. Христианские страны и Ватикан, опасаясь реакции арабов, так и не пришли им на помощь, а средства массовой информации просто-напросто замалчивали геноцид ливанских христиан. Единственной страной, протянувшей руку помощи ливанским христианам, был Израиль.

В декабре 1975 года к израильским властям обратился майор ливанской армии Саад Хаддад, просивший об оказании помощи христианскому населению. В ответ в январе 1976 года через израильско-ливанскую границу была налажена доставка израильской военной и гуманитарной помощи. К маю 1976 года правительство Израиля израсходовало на помощь ливанским христианам 100 миллионов долларов. Израильская помощь включала в себя оружие, боеприпасы, медикаменты и продукты питания.

В марте 1978 года в ответ на атаки палестинских террористов израильская армия провела операцию «Литани» и оккупировала юг Ливана. В июне того же года Израиль вывел свои войска из Ливана, передав контроль над приграничной полосой христианской милиции во главе с Саадом Хаддадом.

Майор Хаддад и 400 ливанских солдат-христиан составили костяк Армии Южного Ливана (АЮЛ; до 1980 года называлась Армией Свободного Ливана). АЮЛ находилась под контролем израильских офицеров, содержание и вооружение этого военного формирования осуществлялось Израилем. После смерти Хаддада в 1984 году АЮЛ возглавил генерал Антуан Лахад.

У Израиля были налажены тесные контакты с руководством ливанских христиан. Израильские руководители неоднократно тайно посещали христианские районы Ливана. Так, в январе 1982 года в Ливан тайно приезжал министр обороны Израиля Ариэль Шарон. Он встретился с Камилем Шамуном (бывшим президентом Ливана) и командующим христианскими «Ливанскими силами» Баширом Жмайелем. Шарон ясно дал понять, что итогом вторжения израильской армии в Ливан должно стать создание там христианского правительства с Жмайелем во главе.

6 июня 1982 года, в ответ на постоянные террористические атаки палестинцев с территории Ливана, Израиль начал антитеррористическую операцию. В Ливан вошли три израильских армейских корпуса, уничтожившие мусульманские военные формирования и взявших в кольцо столицу государства Бейрут. Христиане встречали израильских солдат как освободителей.

Вторжение израильских войск фактически спасло христиан от геноцида. Планы по созданию дружественного христианского государства были близки к осуществлению. 23 августа 1982 года прошли выборы президента, на которых победил одобренный Израилем кандидат Башир Жмайель.

Вскоре Жмайель тайно прибыл в Израиль, где в городе Нагария состоялась его встреча с премьер-министром Менахемом Бегиным. Президент Ливана прибыл туда на израильском военном вертолете. На встрече обсуждалось подписание мирного договора между государствами. Жмайель заявил, что Бегин «великий политический деятель и что христиане Ливана никогда не забудут того, что он и государство Израиль сделали для них».

Такое развитие событий вызвало смятение среди арабов - они не могли принять появления христианского государства в Ливане, однако противостоять планам Израиля на поле боя они не были способны. Только крупнейшая провокация могла резко изменить ход событий. Такой провокацией стало убийство 14 сентября 1982 года Башира Жмайеля. Убийцей был агент сирийских спецслужб.

Это событие полностью изменило ситуацию в Ливане. Власть захватили происламские группировки, о христианском государстве пришлось забыть.

Впрочем, христианский анклав на юге Ливана продолжал существовать до 2000 года. Под контролем христианских сил Армии Южного Ливана находилось до 10% ливанской территории.

В начале 2000 года израильское правительство приняло решение о выводе войск из Ливана. Это осуществилось 6 июня 2000 года. Вместе с израильскими войсками ушли тысячи ливанских христиан, опасавшихся расправы.

Все они обрели в Израиле родину. Некоторые вступили в ряды ЦАХАЛа, другие успешно освоились в Еврейском государстве.

Арза Хаддад, дочь майора Хадада, закончила факультет аэронавтики в Технионе города Хайфы и сегодня занимается разработкой ракетных двигателей. Она себя ощущает израильской христианкой и возвращаться в Ливан не собирается.

Христиане в Израиле

Священник Габриэль Надаф и Шади Халуль являются сегодня лидерами израильских христиан, стремящихся к полной интеграции в Еврейское государство.

Они возглавляют две организации: «Форум за призыв христиан» и «Общественная организация арамейских христиан в Израиле».

Как следует из названия этих христианских организаций, их целью является призыв в ЦАХАЛ христиан по тем же правилам, что и евреев, признание израильских христиан отличной от арабов нацией - «арамейскими христианами», развитие арамейского языка и культуры.

В 2012 году арамейские христиане начали борьбу за признание их в качестве отдельной этнической единицы. Именно тогда они занялись исследованием своих корней профессионально, а параллельно начали агитировать израильских христиан призываться на воинскую службу в ЦАХАЛ.

«Мы, арамейские христиане, хотим стать ближе к еврейскому народу, ведь мы его союзники, - заявил православный священник Габриэль Надаф. - Мы здесь живем уже на протяжении тысячелетий, корнями вросли в эту землю, и многое говорит в пользу того, что нам нужно быть союзниками евреев, - наши традиции, религия, история».

«Христианская революция» в Израиле успешно развивается, обретая с каждым годом новых сторонников, как среди израильских христиан, так и со стороны еврейского большинства.

В августе 2013 года лидера арамейских христиан, священника Габриэля Надафа, принимал премьер-министр Израиля Биньямин Нетанияху. В ходе встречи премьер-министр дал указание создать комитет, в который войдут члены правительства и представители христианской общины, с целью продвижения призыва членов общины в ЦАХАЛ, их участия в альтернативной службе и включения в жизнь государства. Комитет будет заниматься как юридическими и управленческими вопросами, так и вопросом защиты христиан от преследований.

В прошедшем году значительно возросло число призывающихся в Армию Обороны Израиля христиан. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил на встрече: «Необходимо сделать службу в армии доступной для членов христианской общины. Вы верные граждане Израиля, которые хотят защищать страну, я отдаю вам честь. Мы не потерпим угроз в ваш адрес и по закону накажем тех, кто вас преследует. Государство Израиль и премьер-министр поддерживают вас».

Важным достижением израильских христиан стало принятое 16 сентября 2014 года Министерством внутренних дел Израиля решение официально признать новую в стране национальность - арамейские христиане. Министр внутренних дел Гидеон Саар распорядился внести ее в список признанных в Израиле национальностей наравне с евреями, арабами, друзами и черкесами.

«Существование арамейской национальности очевидно», - заявил министр внутренних дел Гидеон Саар. Он отметил также, что местные арамейские христиане имеют явное историческое наследие, религию, культуру и язык. Именно эти условия необходимы для признания их в качестве национальной или этнической группы.

Как говорит Шади Халуль: «Я лично отказался официально регистрировать двухлетнего сына, потому что министерство внутренних дел раньше хотело зарегистрировать его арабом. Теперь я с радостью могу зарегистрировать его арамейцем».

В деле развития родного языка у арамейских христиан есть определенные успехи: израильское Министерство образования утвердило планы преподавания арамейского языка в государственной школе Гуш Халав, где примерно 110 христианских детей теперь изучают свой язык и культуру.

За развитием «христианской революции» в Израиле внимательно следят автохтонные народы Ближнего Востока, жившие здесь еще до арабского завоевания, - курды, друзы, ассирийцы, христиане различных направлений. Судьба этих народов, подвергающихся сегодня геноциду и преследованиям со стороны исламских фундаменталистов, висит буквально на волоске. Потому они склонны рассматривать Израиль как единственный гарант выживания.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке