Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Кубическая неделя (Йом-Кипур)

День Искупления является Субботой суббот и знаменует собой окончание того десятидневного дня, которое завершает собой кубическое семидневие лунного года.

02.10.2014
ShutterStock

Читайте также

Покой в квадрате

Соблюдение Йом-Кипура в следующих словах предписывается Торой: "И да будет сие для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте (постом) души ваши и никакой работы не делайте, ни туземец, ни пришелец, живущий среди вас. Ибо в сей день искупит (священник) вас, чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших пред Господом вы будете очищены. Это суббота покоя (Шабат шабатон) для вас, смиряйте души ваши (постом); это постановление вечное". (Ваикра 16:29-33)

"В десятый день седьмого месяца этого - день искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши (постом), и приносите огнепалимую жертву Господу. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим. А всякая душа, которая не смирит себя в этот самый день, истребится из народа своего. И того, кто будет делать какую-либо работу в этот самый день, истреблю Я душу его из среды народа его. Никакой работы не делайте; (это) устав вечный в роды ваши во всех местах поселения вашего. Это суббота покоя (Шабат шабатон) для вас, и смиряйте души ваши в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера отдыхайте в день отдыха вашего". (Ваикра 23:27-32)

Самый святой день еврейского календаря - Йом Кипур стоит несколько особняком от остальных праздников. Если в другие предписанные Торой праздники - в Рош-Ашана, Суккот, Песах и Шавуот - нельзя работать, но позволительно пользоваться огнем и переносить предметы за пределами эрува, то в Йом Кипур и это запрещено. Запреты Йом-Кипура столь же строги как запреты Субботы, которая является самым первым праздником, установленным Всевышним: "праздники Господни, которые вы должны называть священными собраниями, вот праздники Мои: Шесть дней можно работать, а в седьмой день суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это суббота Господня во всех местах поселения вашего". (Ваикра 23:1-3)

Неудивительно поэтому, что Йом-Кипур именуется в Торе субботой, даже Шабат шабатон - то есть, как переводит Йосифон, "Суббота покоя", или в более распространенном и принятом переводе - Суббота суббот.

Между тем слово "шабат", "суббота" очень тесно ассоциируется у нас с понятием "неделя", как сказано: "И закончены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал ("ваишбот") в день седьмой от всей работы Своей, которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал ("шават") от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая" (Берешит 2:1)

Ассоциация "седьмого дня" с "днем субботним" настолько велика, что в первый момент может даже возникнуть недоумение: откуда у Дня Искупления такое название? Как Йом-Купур может быть связан с семидневным циклом? Лишь осознав, что в первом своем значениии слова "шават", "швита" связаны с покоем, с бездействием, а вовсе не с числом "семь", мы принимаем это название.

Но тем более полезно осознать, что в действительности Йом-Кипур - Шабат шабатон все же связан с недельным циклом! Покой покоя - покой в квадрате в действительности являет собой одновременно и... неделю в кубе!

Неделя в кубе

Как известно, с 16 нисана, то есть со следующего после Песаха дня, начинается так называемый счет омеров, то есть производится отсчет семи седмиц, по истечении которых в пятидесятый день отмечается праздник Шавуот (праздник "неделей").

Тора не дает нам соответствующего предписания относительно какого-либо другого дня, но тем не менее, если мы по своей инициативе начнем отсчитывать недели с первого наступающего после Йом-Кипура дня и продолжим производить этот отсчет не семь седмиц (49 дней), а семижды семь седмиц (343 дня), то обнаружим, что 344-ым днем окажется Рош-Ашана.

Так бывает, конечно, не всякий раз. За счет того, что продолжительность лунного года чуть больше чем 354 дня (354,36708), периодически в лунном календаре набегает дополнительный 355 день. Это с одной стороны. С другой стороны, из-за необходимости приводить лунный цикл к солнечному, каждый четвертый год является високосным - в него добавляют дополнительный месяц Адар, и соответствующий счет опять же нарушается.

Однако если обращаться к "классическому" идеальному лунному году, каковым, кстати, является наступивший 5775 год, то в нем все обстоит именно так. В этом году с 11 тишрея до 29 элула пройдет ровно 343 дня. Следующий после нынешнего Йом-Кипура день приходится в этом году на воскресенье, и последний день этого года (29 элула - 13 сентября 2015), также выпадает на воскресенье.

Но что нам дает эта привязка Субботы суббот к недельному циклу?

Дело в том, что Йом Кипур не является обособленным днем, он строго привязан к первому тишрея. Десять дней трепета, начинающие с наступлением Рош-Ашана и завершающиеся с исходом Йом-Кипура, представляют собой некую временную единицу, некий единый День, растянувшийся на десять дней. В глубинном смысле "Йома-арихта" - удлиненный день - продолжается не до 2-го, а до 10 тишрея. Но тогда завершающий это десятидневие Йом-Кипур смысловым образом идеально соответствует Субботе.

День Искупления является Субботой суббот не только потому что в этот день действуют те же запреты, что и в день субботний, но и потому что он знаменует собой окончание того десятидневного дня, которое завершает собой кубическое семидневие лунного года.

Йом-Кипур, таким образом, служит и точкой отсчета и точкой завершения кубической семидневия!

Но какой смысл может иметься в том, что еврейский год, так или иначе, сводится к кубу недель?

Ответ на этот вопрос, как мне кажется, дает Магараль, который в книге "Гвурат Ашем" (12) отмечает, что число "шесть" является числом совершенства и полноты, так как "распространяться можно только в шести направлениях". Если же в качестве дополнительной реальности рассмотреть еще и центральную точку, то мы получим число семь. Еврейскому году, таким образом, вполне приличествует состоять из семижды семь раз взятых седмиц (к которым для полного комплекта прилагаются еще и десять "сфирот").

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке