Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+30+25
Иерусалим
+27+18

Мнения

А
А

Как создаются новости для диктаторов, магнатов и политиков

Этот рассказ о моральном упадке общества, который проявляется в недоверии к государству, искажении правды, продажной журналистике.

Дина Гордон
31.08.2024
Источник:The Epoch Times
Асма и Башар Асад в Китае, сентябрь 2023 года. Фото: Getty Images / Zhizhao Wu

В январе 2011 года престижный модный журнал Vogue опубликовал лестный профиль Асмы аль-Асад, жены президента Сирии Башара Асада. Под заголовком "Роза в пустыне" было написано, что "Асма Аль-Асад гламурна, молода и очень шикарна". Она является "самой свежей и притягательной из всех "первых леди".

В нескольких абзацах аль-Асад описывается как "беззаботная" и "веселая". В интервью репортер назвал Сирию "светской страной, где женщины зарабатывают столько же, сколько и мужчины, а мусульманский шарф (хиджаб) запрещен в университетах".

Репортер говорит, что "их домашнее хозяйство ведется в соответствии с демократическими принципами, которых они страстно придерживаются", и что именно их дети выбирают лампы-люстры над обеденным столом, потому что вдохновлены персонажами из комиксов.

В статье также приводятся слова Башара Асада, который сказал, что решил стать офтальмологом, потому что там "очень мало крови". Журнал позаботился о том, чтобы включить льстивую фотографию, на которой он в домашнем платье играет с детьми.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Уже через несколько дней после публикации статьи в Сирии начались демонстрации, вдохновленные "арабской весной", которые впоследствии привели к гражданской войне. Асад, которому трудно видеть кровь, без колебаний применил химическое оружие и воздушные бомбардировки против своего народа. Более половины населения страны были перемещены, а сотни исчезли в пыточных тюрьмах режима. Из этого хаоса возникло "Исламское государство" (ИГИЛ), которое устроило невообразимые зверства против мирного населения.

В ответ на события в Сирии Vogue попытался стереть из интернета любые следы лестной статьи. В связи с этим возник вопрос - почему редактор Vogue согласился опубликовать столь лестную статью о диктаторе и его жене на первой полосе? Ответ на этот вопрос, по мнению Фила Элвуда, - "деньги".

Элвуд, бывший старший сотрудник американской фирмы по связям с общественностью Brown Lloyd James, утверждает в своей книге "Все худшие люди: как я делал новости для диктаторов, магнатов и политиков", что Асма аль-Асад была их важным клиентом.

"Редко когда журналиста отправляют в пропагандистское турне (в данном случае в Сирию), а газета на самом деле печатает пропаганду", - пишет он.

Но именно это и произошло.

Более года спустя "Нью-Йорк Таймс" попыталась объяснить этот инцидент: "Для некоторых журналистов Сирия была одной из наименее гостеприимных стран на Ближнем Востоке, местом, где репортеры, если им удается туда попасть, регулярно подвергаются преследованиям и угрозам, когда они пытаются разоблачить репрессии правительства Асада. Но для других журналистов Сирия до недавнего времени была страной во главе с цивилизованным англоговорящим президентом, который вместе со своей прекрасной британской женой Асмой помогает вступить в новую эру открытости и процветания. Такое впечатление не случайно. С помощью дорогостоящих советников по связям с общественностью, которые работали в администрациях Клинтона, Буша и Тэтчер, президент Сирии и его семья в течение последних пяти лет пытались изобразить себя в западных СМИ как доступных, прогрессивных и даже гламурных".

По данным газеты, семья Асада заплатила фирме по связям с общественностью, где работал Элвуд, крупную сумму за посредничество между первой леди и Vogue. Элвуд пишет, что после успеха с Асмой его также попросили дать совет режиму Асада о том, как раскрутить "арабскую весну". На этот раз он отказался.

"Узнав, что сирийское правительство стреляет в свой собственный народ, я отказался подписывать форму FARA", - пишет он.

Форма FARA требует, чтобы агенты иностранных организаций, такие как PR-фирмы, представляющие диктаторов, пытающихся действовать в Соединенных Штатах, периодически раскрывали информацию о своих отношениях с иностранной организацией, включая деятельность, доходы и расходы, связанные с этой деятельностью.

Элвуд объясняет в своей книге, что в 1938 году Конгресс заметил, что Адольф Гитлер пытался создать положительный образ нацистской Германии в сознании американских граждан, публикуя статьи в газетах.

"Он нанял американские пиар-фирмы. Через такие статьи компании продвигали нацистскую пропаганду среди американской общественности. Конгресс посчитал, что это пересекает черту, и в 1938 году принял закон, требующий, чтобы все компании, работающие на иностранные силы, регистрировались в Министерстве юстиции".

Элвуд не подписал форму, но это сделал кто-то другой в пиар-фирме. Содержание рекомендательного письма позже просочилось в Wikileaks.

"Если для подавления восстания необходима жесткая сила, то для умиротворения сирийского народа и внешней аудитории необходима мягкая сила, [чтобы поверили], реформы продвигаются быстрыми темпами […] и что в итоге действия Сирии направлены на создание среды, в которой могут произойти изменения и прогресс", - сообщила компания режиму Асада.

Идея, как объяснил Элвуд, заключалась в том, чтобы создать глобальное освещение в СМИ, которое привело бы к "эхо-камере" вокруг предполагаемой реформы, которую продвигает Асад, отвлекая внимание от его действий по подавлению внутренних восстаний в его стране.

В своей книге Элвуд указывает на явление, которое не является специфическим. За последние два десятилетия диктаторы наняли различные американские пиар-фирмы, такие как Ketchum, которая успела опубликовать статью Владимира Путина о гражданской войне в Сирии, и Qorvis, которая, по его словам, представляла Саудовскую Аравию вскоре после 11 сентября 2001 года.

"Одна из тактик, которую они использовали, заключалась в том, чтобы использовать подставную организацию под названием „Альянс за мир и справедливость" для показа радиорекламы, продвигающей послание Саудовской Аравии в Соединенных Штатах".

Тем не менее Элвуд сосредоточивается в первую очередь на своих личных действиях, вероятно, учитывая количество схем, в которых он участвовал, - об этом он пишет в книге. Он говорит, что в 2008 году, например, его начальник поручил ему написать и опубликовать положительную статью о ливийском диктаторе Муаммаре Каддафи в крупной газете. Чтобы не подписывать форму FARA, и чтобы компании не пришлось декларировать свои услуги такому иностранному агенту, Каддафи дали псевдоним: Хасан Татаннаки.

Поначалу Элвуд изо всех сил пытался написать что-то положительное о Каддафи, пока не нашел лазейку - соперничество между Ливией и Россией, потенциальным соперником Соединенных Штатов. Идея заключалась в том, чтобы представить Ливию как потенциального партнера американцев против русских. Когда он закончил писать, он отправил статью редактору раздела мнений The Washington Post.

"Мне понадобился целый час, чтобы убедить ее в том, что я являюсь законным представителем правителя Ливии", - вспоминает он.

Статья была опубликована на следующий день под заголовком: "Каддафи: провоцирование России".

Манипулирование новостями

В сатирическом романе Кристофера Бакли "Спасибо тебе, за то, что куришь", по которому позже был снят фильм, лоббист табачной промышленности продвигает идею о том, что курение безвредно для здоровья. Новелла должна была предупредить людей о моральном упадке, но Элвуд узнал из нее кое-что еще - как использовать аргументы для продвижения всего, что он хотел.

Элвуд говорит, что в начале своей карьеры в области связей с общественностью он работал в крупной рекламной компании, одним из клиентов которой был Фонд тунца США. Фонд хотел убедить женщин детородного возраста есть больше тунца.

Но Элвуд столкнулся с "небольшим" препятствием, которое ему пришлось преодолеть: по данным Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA), светлый тунец (Albacore) содержит определенное количество ртути, которая может повредить развитию нервной системы плода. Поэтому женщинам детородного возраста рекомендуется употреблять в пищу не более 180 граммов в неделю этого вида тунца.

Элвуд работал над изменением нарратива, несмотря на очевидную опасность для общественности.

"Мы платили ученым, чтобы они доказывали, что определенная форма молекул ртути слишком велика, чтобы пересечь гематоэнцефалический барьер (и, следовательно, не может навредить)", - говорит он.

Кроме того, рекламная компания заплатила признанной организации матерей за распространение сообщения о том, что женщины детородного возраста должны съедать не менее 180 граммов рыбы в неделю, не уточняя при этом ограничения о ртутьсодержащей рыбе.

В рамках своей работы Элвуд также продвигал два зарубежных медиаканала: "Аль-Джазира" и "Россия сегодня".

"Наша цель состояла в том, чтобы сделать их легитимными на американском новостном рынке", - пишет он.

Например, он сопровождал известных российских журналистов во время их визита в Соединенные Штаты и познакомил со всеми своими друзьями-журналистами, работающими в крупнейших газетах, чтобы новости Russia Hayom были легитимными в Соединенных Штатах.

В своей книге Элвуд не вдается в подробности о работе, проделанной с Russia Today или "Аль-Джазира". В статье, опубликованной в 2017 году профессором Талем Азраном из Школы коммуникаций Сами Офера он объясняет, что "Аль-Джазира" пыталась проникнуть на американский рынок после 11 сентября, но постоянно сталкивалась с критикой и сомнениями в ее авторитете и арабской точке зрения, которую она продвигала.

Поэтому одним из нескольких действий, предпринятых "Аль-Джазирой" для повышения своего статуса и продвижения своего бренда в США, был наем пиар-фирмы, в которой работал Элвуд. Изначально компания в основном отслеживала негативные сообщения об "Аль-Джазире" в американских СМИ и незамедлительно реагировала на них.

Но позже она запустила кампанию под названием "Я хочу Аль-Джазиру на английском языке", которая включала в себя специальный веб-сайт, предназначенный для развенчания мифов об Аль-Джазире. Веб-сайт изобразил "Аль-Джазиру" как сеть, которая придерживается строгого этического кодекса, подчеркнул, что он не показывает обезглавливания, и что израильтяне также потребляют некоторые новости из "Аль-Джазиры". Конечная цель кампании заключалась в том, чтобы побудить американцев поддержать распространение канала, написав письма местным кабельным и спутниковым провайдерам с просьбой транслировать канал.

Еще одним важным клиентом пиар-фирмы было само правительство Катара. Когда эмир Катара шейх Хамад бин Халифа Аль Тани захотел провести чемпионат мира по футболу 2022 года, Элвуду было поручено убедить избирательный комитет ФИФА (который собрался в 2010 году) в том, что право должно быть предоставлено Катару, а не США, которые с ним конкурировали.

Сначала Элвуд подготовил законопроект, который должен был быть рассмотрен в Палате общин. Законопроект был основан, не случайно, на проекте, продвигаемом бывшей первой леди Мишель Обамой под названием "Целевая группа по детскому ожирению". В законопроекте, в частности, говорится: "20% детей в Соединенных Штатах имеют избыточный вес или страдают ожирением. Неспособность Америки в полной мере финансировать программы физического воспитания с первого по двенадцатый класс, одновременно лоббируя международные спортивные мероприятия, наносит ущерб благополучию детей нашей страны. До тех пор, пока физическое воспитание с первого по двенадцатый класс не будет полностью обеспечено, государственные средства не должны расходоваться на проведение международных спортивных мероприятий, включая Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу".

Элвуд продвигал законопроект через лоббиста, который думал, что его поддерживает некоммерческая организация, борющаяся с детским ожирением, в то время как реальным клиентом был эмир Катара. Элвуд объясняет, что пиар-фирмы часто используют названия таких фирм, чтобы создать впечатление, что существует общественная поддержка конкретного дела, которого они хотят достичь.

В то же время он слил законопроект старшему журналисту новостного сайта Politico, чтобы тот опубликовал его. Журналист и редактор, которые всегда жаждут сенсаций, уже на следующий день опубликовали об этом статью под названием "Кубок мира против занятий гимнастикой". Далее они опубликовали именно то, что сформулировал Элвуд: "Чтобы помочь реализовать видение первой леди Мишель Обамы по сокращению детского ожирения, Соединенные Штаты должны сделать физическое воспитание более высоким приоритетом".

Делегация Катара на заседании избирательного комитета ФИФА привезла с собой статью в Politico, в которой утверждалось, что финансирование чемпионатов мира по футболу в Соединенных Штатах стало политическим вопросом. Однако действия Элвуда были лишь одним из факторов стресса, повлиявших на членов комитета. Позже Министерство юстиции привлекло к ответственности трех членов комитета за получение взяток за голосование в пользу Катара. В любом случае конец известен - Катар был выбран местом проведения чемпионата мира по футболу в 2022 году.

Сожаление и попытки исправления

Несмотря на "профессиональный успех" Элвуда в мире пиара, он говорит, что не испытывал гордости за свои достижения. Ему снились кошмары о детях, погибших в Сирии от хлорных бомбардировок Башара аль-Асада, и о тысячах рабочих, которые эксплуатировались и погибли при строительстве футбольного стадиона в Катаре.

"Одно из моих самых глубоких сожалений - это помощь, которую я оказал Катару в проведении чемпионата мира", - пишет он.

Документы FARA в Министерстве юстиции США показывают, что пиар-фирма Элвуда также проводила кампанию в поддержку Китайско-американского фонда обмена. Это частная организация, которая эффективно функционирует как подставная организация для китайского правительства в его попытке повлиять на общественное мнение и укрепить свое влияние в Соединенных Штатах, согласно Джеймстаунскому фонду, престижному американскому аналитическому центру.

В соответствии с соглашением между двумя сторонами, подписанным в 2010 году, пиар-фирма обязуется провести кампанию в СМИ для этой подставной организации китайского правительства, подчеркивая "позитивные изменения, достигнутые Китаем" в области окружающей среды, энергетики, бизнеса и безопасности. Компания также будет организовывать "визиты делегаций в Китай", как это было в 2009 году, когда она отправила в Китай ведущих журналистов из Newsweek, Chicago Tribune, The Nation и других. Кроме того, она продолжит помогать публиковать колонки в американской прессе и устраивать интервью. В соглашении отмечается, что годом ранее компания напрямую повлияла на публикацию 26 авторских статей.

Читайте также

Другой документ FARA от 2020 года показывает, что само посольство Китая заплатило пиар-фирме огромную сумму в первой половине 2020 года, чтобы помочь своим дипломатам "писать, редактировать и публиковать мнения" в газетах, а также управлять аккаунтами посольства в социальных сетях.

Элвуд говорит, что его действия заставляли его годами находиться в состоянии между депрессией и эйфорией, он жил на различных антидепрессантах и тратил все свои высокие зарплаты в барах. После неудачной попытки покончить с собой он пытался утешиться тем, что был всего лишь маленьким винтиком в огромной машине аморального поведения.

Его рассказ наводит на размышления о моральном упадке нашего общества, проявляющемся в недоверии к государству, искажении правды, продажной журналистике.

"Я хочу сделать что-то значимое со вторым шансом, который мне дали", - написал он после возвращения на работу в пиар-фирму, где он начинал свою карьеру.

Но на этот раз, как сообщил ему босс, мы работаем "на стороне хороших парней".

Но кто такие эти "хорошие парни"? И не будет ли Элвуд снова манипулировать правдой, лгать и подкупать ради продвижения определенной стороны?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке