Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+29+20
Иерусалим
+27+17

Мнения

А
А

Божественная суперпозиция ("Бешалах")

И уж тем более беспощадность оправдана по отношению к Амалеку, отрицающему само право Израиля на жизнь.

25.01.2024
Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

В недельной главе "Бешалах" описывается великое чудо уничтожения египетской армии. "Тогда воспел Моше и сыны Израилевы эту песнь Господу, и сказали так: Пою Господу, ибо высоко вознесся Он; коня и всадника его вверг Он в море. Моя сила и ликование - Господь. Он был спасением мне. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Господь имя Ему. Колесницы Паро и войско его вверг Он в море, и избранные военачальники его потонули в Ям Суфе". (15:1)

Ликование, вызванное гибелью врага, угрожавшего нашей жизни - естественное чувство, не вызывающее ни возражения, ни удивления. Однако в данном случае оно было усилено сверхъестественной составляющей: радость спасения дополнялась религиозным порывом, ощущением присутствия Создателя, дополнялась обретением высшего смысла, как раз и выраженного в песни Моше.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Между тем, когда песню эту подхватили Ангелы, Всевышний их неожиданно одернул: "Творения рук Моих гибнут, а вы хвалу передо мною поете?" (Мегила 10).

Спасая евреев, приобретая их Себе в народ, Всевышний одновременно не забывал и иных своих созданий, даже египтян, которые Его народ жестоко притесняли.

Всевышний ценит достижения египетской цивилизации и промышляет, что придет день, в который "Израиль будет третьим Египту и Ашшуру; благословением (будут они) среди земли, Ибо благословил его Господь Цваот, сказав: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ашшур, и наследие Мое - Израиль" (Иешайя 19:24).

Более того, в ближайшее же время Всевышний даст Своему народу Тору, одна из заповедей которой гласит: "Не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его" (Дварим 23:7).

В плане Творца каждому живому существу отведено свое назначение. Поэтому благосклонно принимая победную песнь сынов Израиля, Всевышний одновременно одернул небесный хор.

Итак, Всевышний находится в суперпозиции по отношению к Своим - даже враждующим между собой - творениям. При этом Он ожидает, что эту суперпозицию в полной мере могут разделить с Ним также и ангелы, а отчасти… даже и люди.

Людям Божественная суперпозиция доступна в воздержании от причинения своему противнику избыточного зла, в уважении его человеческого достоинства, и в проявлении милости к нему, когда он повержен. Признаки этой суперпозиции усматриваются в обычае убавлять из второго Пасхального бокала десять капель вина, соответствующих десяти казням, обрушившихся на Египтян.

"Полная" радость, радость нетто подразумевает сострадание к противнику, уже вычтенное из брутто общего победного ликования. Такова установка Торы, которая со временем проникла в сознание народов, а в явлении рыцарства достигла своего высшего проявления.

В книге "Ошибка Нострадамуса" Владимир Фромер делится следующим наблюдением: "Известно, что XIX век был если и не совсем рыцарским, то вполне вегетарианским. Две армии обычно сходились где-то во чистом поле и колошматили друг друга в свое удовольствие, в то время как мирные обыватели продолжали спокойно заниматься своими делами. Тогда никому и в кошмарном сне не могло привидеться, что следующее столетие окажется кровавой мясорубкой. Какое уж там рыцарство. Коммунисты и нацисты окрыли цепь невиданных в истории злодеяний…

7 сентября 1812 года на Бородинском поле состоялось одно из последних рыцарских сражений в истории. В канун битвы Милорадович, объезжая передовые позиции в сопровождении Федора Толстого и нескольких офицеров, увидел неаполитанского короля Мюрата, находившегося со своими адъютантами на французских аванпостах. Сближаясь понемногу, обе группы всадников съехались.

— Уступите мне вашу позицию, — сказал Мюрат.
— Ваше Величество, — начал Милорадович…
— Я здесь не король, — прервал Мюрат, — а простой генерал, такой же, как вы.
— Хорошо, генерал, — продолжил Милорадович, — буду рад за вас, если вы сумеете отнять ее у меня. У вас славная кавалерия, но думаю, что моя не хуже. Только советую вам не атаковать с левой стороны: там болота.

Милорадович проводил Марата на левое крыло и показал все топкие места. В более поздние времена Милорадовича за подобное рыцарство наверняка бы расстреляли, но тогда это было в порядке вещей".

В этом отношении характерны также и слова, вложенные Львом Толстым в уста Кутузова: "видите, до чего они дошли, — сказал он, указывая на пленных: — хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди".

Таковы правила, таковы сложившиеся под влиянием Торы, отношения между противниками.

Однако, когда противник этих правил не признает, адекватными по отношению к нему являются другие чувства, как сказано: "Возрадуется праведник, ибо видел он месть, ноги свои омоет в крови нечестивого. И скажет человек: да, плод - праведному, да, есть Бог, судящий на земле". (58:11).

Когда враг Торы не признает, Тора позволяет использовать против него его собственные приемы. Поэтому в древности Израиль воевал согласно конвенциям, принятым у окружающих его народов.

"Совершенно невозможно, - пишет рав Кук, - чтобы Израиль не воевал в те времена, когда соседи его были самой настоящей волчьей стаей. Более того, крайне важно было посредством жестокого обращения вселить в дикарей страх, чтобы через это привести человечество к его должному состоянию" ("Игрот арайя" 89).

И уж тем более беспощадность оправдана по отношению к Амалеку, отрицающему само право Израиля на жизнь.

Действительно, в главе "Бешалах" описывается не только потопление египетской конницы, но и разгром Амалека: "И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме. И сказал Моше Йеошуа: выбери нам мужей и поди, сразись с Амалеком; завтра я стоять буду на вершине холма с посохом Божиим в руке моей. И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше о сражении с Амалеком… И низложил Йеошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йеошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба".

Евреи радовались. Радовались и ангелы. Однако я не думаю, что затяни они победный гимн, Всевышний стал бы их на сей раз одергивать.

Божественная суперпозиция полностью сохраняется также и в этом случае, как сказано: "Я - Всесильный, и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я - Всевышний, делающий все это" (Йешайяу 45:6-7).

Однако подрожать Богу людям в этой ситуации не дано. Фальшиво и жалко звучат слова "посла доброй воли" Анджелины Джоли: "То, что произошло в Израиле, является террористическим актом, но ничто не может оправдать бомбардировки мирных жителей Газы, которым некуда бежать, у которых нет доступа к пище или воде, нет средств эвакуации и даже нет элементарного человеческого права пересечь границу в поисках убежища".

Читайте также

Занятая актрисой суперпозиция была по заслугам осуждена ее родным отцом - лауреатом премии "Оскар" Джоном Войтом: "Я очень разочарован тем, что моя дочь, как и многие другие, не имеет представления о Божьей чести, Божьих истинах. Речь идет об уничтожении истории Божьей земли, Святой земли, Земли евреев. Израильская армия должна защищать свою землю, свой народ".

Впрочем, даже и в этом случае Божественная суперпозиция может быть разделена человеком. Однако не путем установления "симметрии", а путем сохранения веры в Него, веры в то, что "все создал Господь во имя Свое, даже и злодея для дня беды". (Мишлей 16:4).

Действительно, там, где многие люди теряют веру в Творца, другие продолжают свидетельствовать Его присутствие: "Поднимусь ли в небеса - там Ты, постелю ли (себе) в преисподней - вот Ты!" (139:8).

После освобождения Освенцима в пепле была обнаружена фляга с записками одного из членов зондеркоманды - Залмана Градовского: "Перед моими глазами возникает эта сцена: вчерашнее утро, один стоит на страже, следит, чтобы не вошел посторонний, пока верующие обманывают своих притеснителей и возносят молитву своему Богу, перед которым они честны. Как они боялись! Не раз им приходилось срывать тфилин, прерывать молитву на полуслове и хвататься за работу, как будто они были заняты только ею. Им казалось, что они слышат крик этого чудовища — жестокого и циничного обершарфюрера, начальника над крематориями, — внешне он негодовал, что они "устроили здесь „Bibelkommando"", но внутренне был доволен, что даже посреди преисподней, у печи, в которой сгорают тела сотен тысяч евреев, находятся и те, что сидят, прислонясь к кирпичам, раскаленным огнем, поглотившим их собственных родителей, жен и детей, — и молятся. Ведь если они тем самым признают, что все происходит по воле Божьей, то надо позволить им свободно исповедовать свою религию, молиться, укрепляться в вере: так будет спокойнее. Поэтому надзиратели терпимо относились к нашим молитвам и только шутили по этому поводу".

Только верой во Всевышнего человеку дано разделить Его суперпозицию, когда это касается Амалека. Никакое собственное проявление жалости по отношению к нему неуместно.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке