Что традиционно предлагают израильские политики, столкнувшись с проблемой, о способах решения которой не имеют ни малейшего представления? Верно, предлагают создать комиссию. В воскресенье, выступая на заседании правительства, премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил о намерении создать министерскую комиссию по борьбе с дороговизной жизни, при этом возглавив ее.
Нельзя не отметить тот факт, что если бы созданные за то время, что Нетаниягу возглавляет правительство, комиссии действительно решали проблемы, то в Израиле уже было бы решено множество проблем, которые между тем с годами только усугубляются. То же самое касается и готовности главы правительства лично заниматься решением проблем. Как показывает практика, его готовность взять на себя задачи назначенных им же министров не обеспечивает желаемый результат.
"Я поручил секретарю правительства внести на ближайшее заседание правительства проект постановления о создании министерской комиссии по борьбе с дороговизной жизни", - заявил Нетаниягу, открывая заседание правительства.
"Я возглавлю комиссию вместе с министром финансов, министром экономики, другими министрами и профессиональными чиновниками. Прошу министерскую комиссию представить мне план работы с подробным и четким графиком в борьбе с дороговизной жизни всеми средствами, в том числе: поощрение конкуренции, снижение тарифов и ломку монополий, - сказал глава правительства. - Борьба с дороговизной жизни - национальный приоритет нашего правительства. Мы будем действовать решительно, чтобы снизить цены во всех областях. Я убежден, что, работая вместе, с бюджетом, который мы приняли, и с реформами в законе о хозяйственном регулировании, мы сможем снизить стоимость жизни и помочь всем израильским гражданам".
Трудно сказать, кто именно может принять всерьез заявление премьер-министра, учитывая, что все основные реформы, призванные в будущем снизить дороговизну жизни, были вынесены из закона о хозяйственном регулировании и израильтяне буквально каждый день получают очередное сообщение о повышении цен на товары и услуги. Может быть, только принимающие участие в заседании министры.
Все любят создавать комиссии
Последний раз с инициативой создать комиссию по борьбе с дороговизной жизни выступил в феврале прошлого года Эли Авидар, занимавший пост министра без портфеля в правительстве Беннета - Лапида. Прошлое правительство, как и нынешнее, пыталось безуспешно заставить производителей и импортеров отказаться от повышения цен, "предупреждая" их о возможных последствиях. В результате цены выросли, и единственным последствием стал рост дороговизны жизни.
На работу комиссии Эли Авидар был готов отвести всего две недели, а потом она должна была представить решения для наболевших проблем. Несмотря на предложение, комиссия так и не была создана. Возможно, еще и потому, что прошлым правительством был сформирован министерский социально-экономический кабинет во главе с министром финансов, а до этого Авигдор Либерман, очевидно, не полагаясь на бюджетный отдел собственного ведомства, на Банк Израиля, который является экономическим консультантом правительства, а также на Национальный экономический совет в канцелярии премьер-министра, в задачу которого входит планирование экономической политики, заявил о формировании особого экономического кабинета.
Комиссии как признак провала
Наибольшую известность получила комиссия Трахтенберга по борьбе с дороговизной жизни. Она также была создана по инициативе Нетаниягу по следам социального протеста 2011 года с целью выработать рекомендации по снижению дороговизны в Израиле. Комиссия работала больше двух недель, с 23 августа по 26 сентября, и в результате свет увидели рекомендации, которые в начале октября 2011 года были утверждены правительством.
Малая часть рекомендаций комиссии была реализована, большая часть - забыта.
Сам же профессор Мануэль Трахтенберг прекрасно высказался о необходимости создания подобных комиссий. Сделал он это в конце 2018 года, когда после трех лет на посту министра финансов Моше Кахлон внезапно решил создать подобную комиссию по борьбе с дороговизной жизни во главе с Яроном Зелихой (комиссия в результате так и не была создана по организационным причинам).
Читайте также
"Я вообще не понимаю, зачем нужна эта комиссия. Создание комиссии - признание провала. Ведь когда создают такие комиссии? Когда происходит что-то неожиданное вроде Второй ливанской войны или вдруг вспыхнувших общественных протестов и у правительства возникает тяжелая проблема. А сейчас, когда Кахлон уже три года возглавляет министерство финансов, зачем вдруг назначать новую комиссию? Что случилось? В этом нет никакого смысла, если не считать попытки выиграть время. В минфине достаточно профессионалов, которые способны выполнить работу без всяких комиссий".
Трахтенберг тогда отметил, что ликвидация монополий не решит проблему дороговизны жизни в Израиле. Кроме того, заявил Трахтенберг, рынок продуктов - не главное. По его мнению, ответственность несут не монополии, а правительство: именно оно отвечает за строительство, транспорт и образование. "Посмотрите, - сказал он, - сколько у каждой семьи уходит денег на выплату "машканты", сколько израильские семьи вынуждены платить за бензин и страховки из-за отсутствия развитого общественного транспорта. И еще тысячи шекелей в месяц - расходы на каждого ребенка. Это главные составляющие, а вовсе не "коттедж". Так что изменится, если "Тнуву" ликвидируют? Настало время посмотреть в глаза реальности".