Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Мнения

А
А

Моше Яалон: "Российские системы ПВО в Сирии не угрожают израильским самолетам"

Экс-министр обороны и бывший начальник Генштаба Моше (Буги) Яалон дал эсклюзивное интервью программе “Израиль за неделю с Евгением Совой”.

29.05.2017
Источник:RTVi
Zahav.ru RTVi

Экс-министр обороны и бывший начальник Генштаба Моше (Буги) Яалон дал эсклюзивное интервью программе “Израиль за неделю с Евгением Совой” на телеканале RTVi.

Zahav.ru


Евгений Сова: Добрый вечер, господин Яалон.

Моше Яалон: Добрый вечер!

Давайте начнем с главной темы недели – визит президента США Дональда Трампа в нашу страну. Как вы оцениваете этот визит?

- В Израиле президент Трам был встречен на высшем уровне. Также с большим уважением и почетом мы принимаем его политику в отношении нашей страны. Она в корне отличается от той, которой придерживалась предыдущая администрация во главе с Бараком Обамой. Сегодня между нами есть полное взаимопонимание, особенно по поводу существующих угроз в регионе. Я говорю про Сирию, Хизбаллу, Иран. Раньше мы часто спорили с нашими американскими друзьями, в том числе по поводу палестино-израильского урегулирования, сейчас мне кажется, что споров будет на порядок меньше.

С точки зрения общих заявлений слова Трампа в принципе не сильно отличались от того, что говорил Обама. Это потом, задним числом мы узнавали о серьезных разногласиях между лидерами. Каким образом сегодня мы можем знать, что было на личной встрече между Нетаниягу и Трампом, что позволяет вам говорить о хороших отношениях?

- Я думаю, что ближайшие дни покажут, в чем заключается эта политика на Ближнем Востоке. Но уже сегодня, налицо явное изменение поведения США в отношении Ирана. Нынешняя администрация считает, что Иран - это проблема, а не часть ее решения и там намерены реагировать жестким образом на нарушения Тегераном международных норм и решений Совета Безопасности ООН. Например, новые санкции против Ирана - это абсолютно реальный сценарий. При том, что предыдущая администрация не придавала достаточного внимания ракетным разработкам Ирана или нарушению санкций Совбеза. Вдобавок, Обама откровенно пренебрегал суннитскими режимами, больше внимания он уделял шиитам. Поэтому, можно говорить об изменении американской политики.

До визита в Израиль Дональд Трамп, можно сказать, “заскочил” в Саудовскую Аравию и подписал там контрактов, в том числе военного характера, на сумму свыше 400 миллиардов долларов. Такая цифра даже не укладывается в голове. Вас , как бывшего начальника Геншта, не беспокоит, что Саудовская Аравия получит столько оружия?

- У США есть четкие обязательства по вопросам гарантий безопасности Израиля. Это на законодательном уровне, решение было утверждено Конгрессом. Конечно, мы должны проверять более детально, что США продают Саудовской Аравии. Но я знаю, что например, в этой сделке нет самолетов нового поколения F-35 и это уже говорит само за себя. Нас не пугает, что Саудовская Аравия закупает транспортные вертолеты. И поверьте, отношения между Израилем и США настолько доверительные, что мы знаем, когда, где и что говорить другой стороне.

То есть, когда Израиль продает оружие – он должен сообщать США. А вот американцы, продавая оружия, должны считаться с нашими интересами?

- Да, конечно. Это часть правил, именно так прописано в законе. Когда США продают оружие, они должны быть уверены, что этим оружием не воспользуются против американских союзников. Сегодня Саудовская Аравия не считается врагом Израиля, наоборот, можно говорить о больших изменениях в регионе. Поэтому такие сделки, как правило, полностью согласовываются.

Вы спокойны в этом вопросе?

- В этом вопросе я не волнуюсь.

Когда говорят о добавке в 75 миллионоа долларов в качестве компенсации для израильской системы ПВО – это все или будет еще помощь?

- Невозможно знать, что будет в будущем. Но в отношениях между нашими странами немаловажную роль играет ежегодная американская помощь. На эти деньги мы многое можем позволить себе купить и я бы далее не хотел вдаваться в детали.

Вы знаете, многие израильские политики в ходе этого визита высказывались в духе того, что “американцы пока нам только дают, ничего не требуя взамен”, но рано или поздно от нас что-то попросят взамен...

- Государство Израиль - независимое государство. У нас есть стратегические отношения с США. Никто даже не оспаривает тот факт, что США - это главный наш союзник, государство, к которому мы относимся с большим уважением.

Это могут быть политические уступки со стороны Израиля по американской просьбе?

- Сегодня, когда говорят об актуальных вопросах, затрагивают прежде всего палестино-израильский конфликт. Мне кажется, что в этом вопросе мы достигли определенного понимания еще с предыдущей администрацией. Там полагали, что в ближайшее время нет шансов добиться постоянного мира с палестинцами, поэтому никто не собирается давить на Израиль. В любом случае, сегодня сложилась благоприятная ситуация, когда споры можно разрешить в закрытых беседах и нет необходимости выносить это на публичное обсуждение.

То есть, можно сказать, что Дональд Трамп не повторит ошибок Обамы на Ближнем Востоке.

- Пока Трамп не повторяет ошибок, допущенных Обамой на Ближнем Востоке. Посмотрим, что будет дальше, это, как говорится, покажет время. Но, подчеркну, мне нравится вектор, по которому движется администрация Трампа.

Давайте поговорим о ситуации вокруг наших границ. Прошел год с того момента, как вы покинули кресло министра обороны. Как бы вы оценили ситуацию и многие процессы на Ближнем Востоке, произошедшие за минувший год в нашем регионе?

- Ближний Восток очень сложный регион. Нестабильный регион и я не вижу вариантов, при которых этот регион становится вдруг стабильным. Основная проблема Ближнего Востока вовсе не касается ни Израиля, ни палестино-израильского конфликта. Это война мусульман против своих же мусульман. Радикалы используют хаос, шииты воюют против сунитов. Но я не сторонник какого-либо вмешательства со стороны. Я считаю, что Израиль должен думать исключительно о своих интересах и нет необходимости каждый раз громко объявлять, что мы намерены сделать, в Сирии или в другом месте.

Это скорее ответ дипломата, а не военного. В свое время, когда вы занимали пост министра обороны, я не помню, чтобы вы признавались в действиях Израиля на территории Сирии. А вот премьер-министр Биньямин Нетаниягу несколько раз открыто говорил о том, что Израиль действует на территории этой страны. По-вашему, это правильный шаг?

- В свое время еще когда я занимал пост министра обороны, я придерживался политики невмешательства в сирийский конфликт. С другой стороны, мы знали, где проходит наше терпение, наши красные линии. На протяжении лет наши красные линии не менялись. Мы действовали, но при этом, не всегда надо спешить об этом говорить и уж тем более брать на себя ответственность. Все прекрасно знают, где проходит граница нашего терпения.

Так это ошибочное поведение премьера или нет?

- Я не считаю, что правильно в таких случаях брать на себя ответственность. Важно донести свою мысль, чтобы твои враги дважды подумали, стоит ли им испытывать твое терпение. Я не считаю, что премьер-министр повел себя правильно, беря на себя тот или иной удар.

Когда вы занималис пост министра обороны, Россия начала военную операцию в Сирии. Тогда же был создан координационный центр между Иерусалимом и Москвой. Как вы оцениваете его работу?

- Когда мы поняли, что Россия превратилась в активного игрока в регионе, мы тут же пошли на такой шаг. Создание этого центра было необходимым с целью избежать конфликта. Мы не хотели открытого столкновения, как это произошло между Турцией и Россией после инцидента со сбитым самолетом. Этот центр себя хорошо зарекомендовал. И там и здесь в центре говорят одном языке - на русском! Нужно понимать - это не командный пункт совместных действий в Сирии. Нет, вовсе нет, у каждой страны есть свои интересы и свобода выбора, а центр помогает избежать недоразумений.

Я понимаю, что вы не можете рассказывать здесь военные секреты, но все же задам следующий вопрос. Если на территории Сирии действуют российские системы ПВО, например, комплексы С-400, то как же получается, что Израилю, согласно иностранным источникам, удается выполнять там те или иные задачи и эти системы не сбивают наши самолеты?

- Израильским самолетам эти системы не угрожают. Как не угрожают русским самолетам наши системы. Как известно, у нас тоже есть современные системы ПВО. Холодная война закончилась. Между Россией и Израилем есть дипломатические отношения и делается все, чтобы избежать ненужных недоразумений.

На ваш взгляд, Россия сегодня главный игрок на Ближнем Востоке? Либо есть другие более важные игроки: Турция, Иран, возможно США, которые возвращаются на Ближний Восток с приходом в Белый Дом Дональда Трампа...

- Вопрос в том, насколько каждый игрок на Ближнем Востоке имеет свой уникальный вес. Известно, что политика Обамы в период его двух каденций сводила к минимум американское присутствие в регионе. Этот вакуум заполнили радикальные исламистские группировки , в регион пришла Россия, которая также использовала обстановку для достижения своих целей. Сегодня, после прихода новой власти в США, Вашингтону и Москве ничего не мешает вместе договориться по ситуации в Сирии. Это произойдет рано или поздно.

В том случае, когда Америка вернется на Ближний Восток, Израилю будет проще или сложнее? Ведь раньше, Нетаниягу мог просто сесть в самолет и полетить в Москву к Путину и там договариваться. А при новой реальности Израиль придется быть на стороне США, это так?

- Вы знаете, до смены власти за океаном, большинство региональных лидеров на Ближнем Востоке так или иначе ездили в Москву. Я думаю, что сейчас все будет наоборот, Америка возвращается в наш регион.

Что вы думаете по поводу поведения Турции в регионе?

- Турция под руководством Эрдогана играет очень негативную роль в регионе. Ее лидер пытается выстроить всю свою политику за счет тесных связей с Мусульманскими братьями. Турция фактически несет ответственность за то, что на ее территории действую целые ячейки группироваки “Мусульманские братья”. Эрдоган пытается выстроить свою империю и к сожалению, предыдущая американская администрация закрывала глаза на поведение Турции. А между тем, именно Турция, покупая нефть у боевиков ИГИЛ, стала едва ли не главым дестабилизирующим фактором всего региона.

Эрдоган отрицает эти обвинения про покупку нефти....

- Поверьте, я знаю о чем я говорю. Турция ведет себя так, как ей удобно. Вспомните, как Турция не только не остановила поток мигрантов со своей территории, но и делала все, чтобы европейские страны буквально захлебнулись от такого количеств людей. Из Сирии и Ирака возможно и были беженцы, но не из таких стран, как Пакистан, Марроко и другие….

И самое главное, что Турция – член НАТО, она должна быть на стороне Запада, но ведет себя странно...

- Какой-то парадокс, вы правы. Турция - член НАТО, но ведет себя совершенно необоснован. Так не должно быть!

Ваша оценка по поводу иранской проблемы. В свое время вы вместе с Нетаниягу выступали против соглашения по иранской ядерной проблеме. Но тогда вы ничего не смогли сделать, соглашение все же было подписано. Что будет сейчас, учитывая позицию Трампа.

- Наша позиция не менялась. Мы всегда были против соглашения с Ираном по его ядерной программе .Казалось, еще немного и запад сумеет додавить Иран. Президент Роухани был почти на коленях. Но когда США предложили Ирану договор - стало ясно, что в Белом Доме не хотят до конца давить на Иран. Сначала речь шла об уничтожении всех центрифуг, а в итоге запад согласился на требование Тегерана. Это уступка, которую Иран не заслужил.

Вы неоднократно подчеркивали, что намерены бороться за лидерство в стране на следующих выборах. В этой связи, комментируя скандал вокруг закупок германских подводных лодок, вы пригрозили, что если не будут поданы обвинительные заключения против участников этого дела, то вы все расскажете общественности. Вас даже вызвали в полицию?

- Это постыдная история, которая требует тщательного расследования. К сожалению у нас были в прошлом подобные коррупционные скандалы. Три предыдущих премьера были под следствием. Сейчас дело ведется против Нетаниягу. Я передал все свои показания в полиции. Но я повторюсь - если по этому делу не будут выдвинуты в итоге обвинения, то я начну большой общественный процесс с одной целью - рассказать правду людям.

Господин Яалон, большое спасибо вам это это интервью.

Спасибо!

Моше Яалон и Евгений Сова

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке