Старая притча рассказывает о еврее, который зашел в буфет на железнодорожной станции где-то в Восточной Европе и попросил буфетчицу:
- Дайте, пожалуйста, вот ту рыбу.
- Это не рыба, - объяснила буфетчица, - это ветчина.
Еврей нахмурился:
- А я разве вас об этом спрашивал?
Этот анекдот в точности точно отражает новый бибистский нарратив, пытающийся представить план Трампа по освобождению заложников и завершению войны в Газе, навязанный Нетаниягу президентом США, как величайшую победу Нетаниягу. Не просто победу - победу абсолютную.
Премьер уже строит этот нарратив в обращениях к согражданам, сообщения записаны заранее, так, чтобы невозможно было задать ему неудобные вопросы.
Вот этот нарратив: "С самого утра Черной субботы правительство во главе с премьер-министром неустанно трудилось ради освобождения наших заложников - осуществления одной из главных целей войны. Премьер-министр работал день и ночь, но ему мешала враждебная администрация Байдена, снисходительно относившаяся к ХАМАСу. И вот пришел дружественный президент Дональд Трамп, который не препятствовал нашему премьеру наносить удары по террористам, вынудив их капитулировать и освободить заложников - вот она, окончательная победа, которую одержал Израиль исключительно благодаря нашему главе правительства".
Не говорите: "Так не бывает, интернет ведь все помнит."
Интернет помнит, что Нетаниягу голосовал за "размежевание" не менее трех раз и покинул правительство Шарона всего за неделю до разрушения Гуш-Катифа. И что?
Истинный бибист твердо знает: Нетаниягу решительно выступал против размежевания, а голосовал "за" лишь ради спасения экономики Израиля, да и вообще осуществила размежевание партия "Кадима" под руководством Шарона.
Ну и что, если "Кадима" была основана в ноябре 2005-го, а размежевание прошло в августе? В бибистской Торе нет понятий "раньше" и "позже".
Интернет также помнит, что именно Нетаниягу вырастил и легитимизировал РААМ и готовился сделать Мансура Аббаса партнером по коалиции. Помнит, как весной 2021-го Смотрич сорвал создание коалиции с РААМ, и только тогда Аббас ушел к Беннету. И что?
Истинный бибист знает: ничего этого не было. Это Беннет, Лапид и Либерман "придумали" Мансура Аббаса и создали правительство с "Братьями-мусульманами".
Если можно переписать историю размежевания и вычеркнуть страницы из летописи израильской политики, почему бы не представить план Трампа как заветную мечту Нетаниягу, а освобождение заложников - как его цель с 7 октября?
Ах да: наш премьер, конечно же, с самого начала настаивал на "всеобъемлющей сделке, без этапов". Ну и что, если интернет помнит совсем другое?
Министр по бойкотированию освобождения заложников
В Йом-Кипур, во время молитвы "Неила" в нашей синагоге, зачитали имена всех 48 заложников - как живых, так и погибших.
Не знаю, молились ли в синагоге Рона Дермера о благополучии заложников и их освобождении. Думаю, да - ведь министр живет в иерусалимском районе Бака, а не среди еще оставшихся сторонников Смотрича.
Так или иначе, с точки зрения еврейского закона, Рон Дермер не просто мог, а должен был вылететь в Египет еще накануне праздника и не откладывать переговоры ни на сутки: пикуах нефеш - спасение жизни - превыше субботы и праздника. Каждая минута дорога, когда евреи гниют в аду ХАМАСа.
К тому же время поджимало: после того, как в пятницу Нобелевский комитет принял решение, Трамп мог потерять интерес.
Но Дермер задержал вылет не по религиозной, а по политической причине.
С тех пор как в феврале он вместо главы "Моссада" возглавил переговоры по заложникам, процесс оказался заморожен - ведь ради этого он и получил полномочия.
Дермер - министр по бойкотированию освобождения заложников.
И если он присутствовал на молитве об их избавление , можно предположить, что в сердце своем он в это время молился о провале плана Трампа под каким-нибудь предлогом. Если, конечно, его поступки и его убеждения совпадают.
Можно возразить - и это не лишено логики, - что обвинения правительства и лично Нетаниягу в безразличии к судьбе заложников или даже в противодействии их освобождению - прием сугубо политический.
В конце концов, нет израильтянина, который не желал бы освобождения заложников - вопрос лишь в цене. Да и не Нетаниягу их похитил, а ХАМАС.
Оставим на минуту коалиционные соображения. Этот аргумент выглядел бы убедительно - если бы его не опровергало поведение самого премьера, его семьи, канцелярии, министров, депутатов и пропагандистов.
Почему Трамп и другие главы государств находили время встретиться с вернувшимся из ада заложниками, а премьер Израиля - нет?
Почему, если уж пару раз такие встречи происходили, выглядело это так, будто премьера заставили?
Почему за два года премьер почти не находил времени встретиться с семьями заложников (не считая позорного кадра, где Сара Нетаниягу сжимает в медвежьих объятиях Эйнав Ценгаукер)?
Почему канцелярия премьера вела кампанию против семей заложников?
Почему "первая леди", чья роль в любой стране - излучать сочувствие и милосердие, - у нас воплощает жестокость , да еще и упрекает начальника Генштаба в "чрезмерной жалости" к пленным?
Что-то сломалось в распределении ролей. Это как если бы британская королева швырялась стульями, подобно матери Май Голан, а наследный принц хватал бы сочный кусок мяса руками, рыгал и вытирал жирные пальцы о белоснежную рубашку.
Почему Нетаниягу, его жена и министры не дали себе труда хотя бы притвориться, сыграть роль, проявить показное сочувствие, вместо того чтобы демонстрировать абсолютное безразличие и даже враждебность к гражданам своей страны, похищенным в их каденцию?
Теленок и корова
Сторонники правительства твердили все это время: требования протестующих, оппозиции и даже семей заложников заключить сделку - чисто политические, с единственной целью - свалить правительство.
Цинично, да, но говорили они искренне: они на самом деле так думают.
Это не просто цинизм - это то, что в психологии называют "преступной проекцией": вор уверен, что все мечтают украсть; педофил убежден, что каждый тайно желает секса с маленькими девочками. Ну, а тот, для кого человеческая жизнь - разменная политическая валюта, верит, что и все остальные играют по тем же правилам.
Противники соглашений по освобождению заложников не клевещут - они искренне убеждены: если они сами возражали против их освобождения, опасаясь, что сделки приведут к падению правительства, значит, и противники правительства используют заложников ради его свержения. Раз для них это просто циничная политическая игра, значит, для их политических оппонентов- она же.
Они ошибаются. Не потому что лидеры оппозиции - праведники. Отнюдь нет.
Тот, кто содрогается при мысли, что можно решать судьбу сограждан, гниющих в подземельях Газы, исходя из холодного политического расчета, - не святой, он просто обычный нормативный человек.
Чтобы видеть в похищенных соотечественниках разменную монету, нужны либо тотальный цинизм Нетаниягу, либо мессианский фанатизм Смотрича, либо популистская жестокость Бен-Гвира.
Кто-то назовет это "волей царствовать", которым не наделены слабые и сентиментальные. Пусть будет так.
Я писала эту колонку в среду, когда переговоры в Каире еще не были завершены.
Большинство израильтян искренне желали, чтобы они завершились успешно.
Миллионы израильтян молились о реализации "плана Трампа" - и среди них обладатели кип всех цветов - вязаные кипы, черные и "прозрачные".
Но есть и не очень многочисленное , зато мощное и сплоченное меньшинство, которое молилось о провале плана Трампа, даже когда его лидеры на словах желали его успеха.
Полтора года я утверждала в рамках этой колонки: Нетаниягу тормозит или вовсе блокирует сделки по заложникам из-за угроз Бен-Гвира и Смотрича.
Некоторые мои собеседники - в том числе политики - возражали, что он лишь прикрывается этими двумя, а затягивание выгодно ему самому, даже без оглядки на радикальных партнеров.
Возможно, они были правы. Точнее - правильны обе версии.
Трудно сказать, что сильнее - желание двух телят сосать или желание коровы кормить.
Советники, канцелярия и пропагандисты Нетаниягу не ошиблись.
Ни Эли Эльбаг, ни Эйнав Ценгаукер, ни Шарон Конио не боролись за освобождение близких, чтобы "свергнуть правительство". Разумеется , нет.
Но финал этой истории - освобождение оставшихся в живых - означает конец войны в Газе, вне зависимости от требований ХАМАСа.
Читайте также
Он лишает войну легитимации в глазах большинства израильтян.
Дает легитимацию перерыву. Завершению кампании. Расследованию, созданию комиссии по расследованию страшного провала.
Очень вероятно, что окончательная сделка по заложникам, если она станет реальностью благодаря президенту Дональду Трампу, и на самом деле может привести к распаду правительства.
Несмотря на создание альтернативного нарратива.
Несмотря на демонстративный бойкот общественной церемонии памяти в парке Яркон.
Несмотря на все усилия стереть из памяти израильтян Седьмое октября (как обещал серый кардинал - бывший глава канцелярии премьера и доверенное лицо его супруги Натан Эшель).
А может быть - именно поэтому.
Источник: Маарив