Президент США Дональд Трамп часто восхищается Нетаниягу в интервью американской прессе, но он настаивает, что война в Газе закончена и что режим прекращения огня устойчив. Эти высказывания противоречат словам Нетаниягу. Как сообщалось, на встрече с офицерами-резервистами в ответ на вопрос, когда будет создана следственная комиссия, премьер ответил, что это произойдет после окончания войны - то есть, по его мнению, война в Газе еще не закончилась.
Противоречивые заявления Трампа и Нетаниягу явно отражают конфликт интересов. Самое последнее, чего хочет Трамп - это возобновления войны в Газе, что поставит под сомнение его заявление о том, что он впервые за 3 тысячи лет добился мира между Израилем и палестинцами. В этом смысле израильский интерес в большой части совпадает с интересом Трампа. Но, к сожалению, позиция премьер-министра, видимо, иная.
Израилю выгодно предотвратить возобновление войны в полном объеме - при условии, что мы будем последовательно добиваться трех ключевых пунктов: возвращения тел восьми заложников, которые все еще находятся у ХАМАСа; сохранения под контролем примерно половины территории сектора Газа; и недопущения начала масштабной реконструкции Газы до тех пор, пока ХАМАС не лишится своего оружия. Все остальное менее важно.
Конкретно сейчас посредники просят Израиль разрешить примерно 200 задержанным боевикам, находящимся в туннелях в районе Рафиаха, выйти (без оружия) на территорию, контролируемую ХАМАСом. Поскольку для ХАМАСа это важный интерес, ясно, что от этой позиции не стоит отходить "просто так". С другой стороны, Израиль уже отпустил около 2 тысяч боевиков при последней сделке, так что значение этих двухсот не так велико.
Следовательно, Израиль может согласиться на эту просьбу при двух условиях: во-первых - получение восьми последних тел заложников. Во-вторых - полное прекращение нарушений со стороны боевиков ХАМАСа при попытках пересечь "желтую линию" на заранее оговоренный срок, скажем, на месяц; и только после этого мы позволим выход этих двухсот.
В хрупкой реальности, которая сложилась, неправильно настаивать на убийстве или капитуляции этих двухсот боевиков, если есть риск, что это приведет к полномасштабному возобновлению огня и краху соглашения, над которым Трамп так усердно работал. Более того, если Израиль поступит разумно, он может оказаться в позиции win-win. Если план Трампа будет реализован полностью и ХАМАС будет полностью разоружен - с уничтожением туннелей и всем тяжелым вооружением - то будет достигнута одна из важных целей войны.
С другой стороны, если ХАМАС откажется (а это более вероятный сценарий), то ситуация в Газе даст три преимущества:
• первое - сохранение полного контроля над примерно 50% территории сектора Газа. Эта власть имеет и очевидную выгоду в плане безопасности, и создает постоянное давление на руководство Газы. Арабские лидеры, возможно, безразличны к человеческим жизням, но очень чувствительны к потере территории.
• второе - Газу не будут восстанавливать, потому что реконструкция, по плану, зависит от разоружения. Израилю невыгодно, чтобы Газу восстановили. Восстановление и перестройка Газы - это израильская уступка, справедливая лишь в обмен на разоружение, но не больше. Разрушенная Газа затруднит ХАМАСу восстановление своей мощи.
• третье - ХАМАС окажется в прямом конфликте не только с США, но и с Египтом, Катаром и Турцией. Чтобы выиграть при любом сценарии, нам нельзя выглядеть подстрекателями войны. Действительно, уже сейчас есть много оснований возобновить полномасштабные боевые действия, но не все, что справедливо, - мудро.
Читайте также
Сохранение относительного спокойствия в Газе - это не только израильский интерес, но и реальная военная необходимость. Угроза с юга сейчас менее серьезна по сравнению с другими угрозами, такими как попытки "Хизбаллы" восстановить свою силу и, возможно, начать операцию, и, разумеется, иранская угроза. Израилю нужны все доступные ресурсы, чтобы быть должным образом готовым к этим направлениям и, конечно, не создавать лишнего напряжения с США.
Сохранение тишины не означает уступок или потворства. У нас достаточно эффективных рычагов воздействия, которыми стоит пользоваться: точечные удары по качественным целям, огонь по любому члену ХАМАСа, приближающемуся к "желтой линии", пресечение и отражение любых попыток пройти на контролируемую ЦАХАЛом территорию, а также снижение поставок топлива за любое нарушение со стороны противника.
Национальный интерес в отношении Газы ясен, но когда Нетаниягу подчеркивает, что война в Газе не окончена, возникает опасение, что это может привести к ненужному возобновлению войны.
Источник: Walla