Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+29+24
Иерусалим
+28+18

Мнения

А
А

Жестокая дилемма, сопровождающая командиров в Газе

Один из самых страшных аспектов войны заключается в том, что цену платят не только солдаты по обе стороны, но и гражданские.

27.08.2025
Источник:Детали
Здание больницы "Насер" в Хан-Юнисе, где стояла камера, атакованная ЦАХАЛом, 26 августа 2025 года. Фото: Reuters

Война - это уродливое и жестокое явление. Так было на протяжении всей истории и так есть сегодня. Тот, кто думает иначе, скорее всего, никогда не испытал цену войны на себе - на своем теле и своей душе.

Один из самых страшных аспектов войны заключается в том, что цену платят не только солдаты по обе стороны, но и гражданские.

В последние десятилетия, как минимум со времен войны во Вьетнаме, эта проблема стала особенно заметной - не потому, что гибнет больше гражданских, чем в войнах прошлого, а потому, что после окончания Второй мировой войны, а точнее, с 1949 года, закрепилась юридическая, политическая и моральная норма: делать все возможное, чтобы предотвратить гибель мирных жителей.

К сожалению, почти всегда существует разрыв между желаемой нормой и реальностью, и причина часто одна: одна из сторон конфликта прикладывает двойные усилия - и для того, чтобы атаковать гражданских противника, и, что важнее, использовать собственных граждан как живой щит. Так было во Вьетнаме, Афганистане, Ираке, Сомали, Ливии, Ливане и Газе. В результате соотношение числа погибших гражданских и убитых боевиков зачастую превышает 1:1, а нередко достигает девяти к одному.

Да, ЦАХАЛ убивает множество гражданских в Газе, среди них женщин и детей. Это происходит не потому, что кто-то на нашей стороне желает этого, а по двум основным причинам:

• Гражданские находятся среди боевиков или рядом с важной военной целью. В таких условиях невозможно поразить цель, не подвергая гражданских опасности.
• Ошибки в идентификации целей. Например, автомобиль ошибочно принимают за машину боевиков, а после обстрела выясняется, что внутри были невиновные люди.

Около 11 лет назад меня попросила одна организация разработать методологию, которая помогла бы оценивать и анализировать поведение западных армий в вопросе минимизации вреда гражданским. В результате я определил 132 параметра, только комплексная проверка которых позволяет дать профессиональную оценку этике армии.

Пример для наглядности. Предположим, что происходят два разных события - событие А и событие Б - в разных концах света. В обоих случаях западная армия воюет против террористической организации, и в обоих случаях погибло 1000 гражданских. На первый взгляд, можно было бы заключить, что обе армии действовали одинаково. Но рассмотрим детали:

• В событии А противник состоял всего из 300 человек, вооруженных дубинками и камнями, и бой проходил вдали от населенных пунктов. Здесь высокая цена среди гражданских практически ничем не оправдана.
• В событии Б противник насчитывал 40.000 боевиков, вооруженных современной техникой: ПТРК, снайперскими винтовками, продвинутыми ракетами и прочим. Бои велись внутри плотно застроенной городской среды, где враг активно использовал своих граждан как живой щит. В этом втором случае тысяча погибших гражданских не обязательно свидетельствует о низкой этике армии.

Среди экспертов нет спора: условия в Газе - самые сложные по сравнению с любым другим конфликтом, где армия ведет войну против террористической организации. Попытка уничтожить боевые возможности врага и одновременно избежать ненужного вреда гражданским здесь чрезвычайно сложна.

Обычное явление в войнах XXI века - ошибки в оценке необходимой огневой мощи. Я не знаю, что именно произошло в инциденте, когда ЦАХАЛ случайно убил гражданских, включая нескольких журналистов, атакуя цель на крыше больницы Нассер. На крыше стояла камера, которая отслеживала перемещения наших солдат, - это была легитимная военная цель.

Можно ли было достичь цели меньшей огневой мощью? Задним числом, возможно, да. Но прежде чем выносить приговор, важно помнить одну из самых распространённых проблем современной войны: армия может совершить противоположные ошибки - либо применить слишком мало силы и упустить цель, либо использовать избыточную мощь.

Приведу два примера, в которых я лично участвовал в принятии решений. Сентябрь 2003 года - все руководство ХАМАСа собралось на встречу в одной квартире в Газе. Это была уникальная возможность уничтожить всю верхушку организации одной бомбой - от шейха Ясина до всех военных командиров. Опасаясь слишком большого сопутствующего ущерба, мы разрешили использовать бомбу весом 250 кг вместо 500 кг или тонны. В итоге никто из руководства ХАМАСа не пострадал.

Читайте также

Годом и тремя месяцами раньше ЦАХАЛ ликвидировал Салаха Шхаде, командира военного крыла ХАМАСа. Использовалась крупная бомба, и вместе с Шхаде и его семьей погибло 15 гражданских, оказавшихся рядом. Эти противоположные ошибки встречаются постоянно.

Именно поэтому начальник Генштаба правильно поступил, потребовав провести быстрое расследование и пообещав обнародовать его выводы как для израильской общественности, так и для международной прессы. Вероятно, будут выявлены профессиональные ошибки - это неизбежно.

Но тот, кто думает, что в войне можно всегда действовать стерильно - убивать "плохих" и не причинять вреда невиновным, - просто не понимает, в каком мире мы живем.

Источник: Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке