Тезисы статьи в Politico
▪️В 1958 году премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан заметил, что "разговоры лучше войны". Он имел в виду, что разговоры предпочтительнее боевых действий.
▪️Макмиллан знал реалии как дипломатии, так и военных действий - он был тяжело ранен как солдат в Первой мировой войне, а в качестве премьер-министра ему пришлось столкнуться с ядерными угрозами холодной войны, в том числе с наиболее критической - Карибским ракетным кризисом.
▪️Джон Ф. Кеннеди, президент США во время этого почти катастрофического эпизода атомной политики балансирования на грани, также понимал ценность дипломатических каналов и жестокость конфликта - в 1943 году он получил тяжелую травму спины во время службы в ВМС США.
▪️Эндрю Митчелл, бывший министр кабинета британского правительства, опасается, что мудрость, которую такие лидеры, как Кеннеди и Макмиллан, извлекли из войны, исчезла из памяти как раз тогда, когда она наиболее необходима.
▪️"Мир забыл уроки Первой мировой войны, когда были убиты миллионы людей, и поколение наших дедов говорило - мы не можем допустить, чтобы это повторилось", - сказал он.
▪️Одно из направлений академической теории утверждает, что войны, определяющие эпоху, повторяются примерно каждые 85 лет, поскольку поколения теряют из виду с трудом приобретенный опыт своих предков. Это означает, что мы должны ожидать еще одну войну в любой момент.
▪️И все же, по мнению Митчелла, даже несмотря на то, что все больше фактов свидетельствует, что мир движется в неправильном направлении, правительства утратили понимание ценности "разговоров".
▪️Эрозия дипломатического инстинкта проявляется не только в риторике, но и в бюджетах. Индустриализованный Запад быстро сокращает инвестиции в мягкую силу - урезая внешнюю помощь и сокращая дипломатические сети, при этом перенаправляя ресурсы на оборону.
▪️Никогда с момента окончания холодной войны военные расходы не росли так быстро, как в 2024 году, когда они увеличились на 9,4% и достигли самого высокого мирового уровня, когда-либо зафиксированного Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира.
▪️Напротив, в отдельном отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расположенной в Париже, отмечается 9-процентное сокращение официальной помощи в целях развития (ОПР) в том же году среди самых богатых доноров внешней помощи в мире. ОЭСР прогнозирует сокращение как минимум еще на 9%, а возможно, и на 17% в этом году.
▪️"Впервые за почти 30 лет Франция, Германия, Великобритания и США сократили свою ОПР в 2024 году", - говорится в исследовании ОЭСР. "Если они продолжат объявленные сокращения в 2025 году, это будет первый случай в истории, когда все четыре страны сократят ОПР одновременно в течение двух лет подряд".
▪️Дипломатический корпус также сокращается, и тон задает президент США Дональд Трамп, сокращая рабочие места в Государственном департаменте США.
▪️Глобальные данные о дипломатических сетях трудно получить, и в любом случае они быстро устаревают. Одно из самых обширных исследований основано на данных 2023 года. Но власти Нидерландов, Великобритании и штаб-квартиры Евросоюза входят в число тех, кто предупреждает о сокращении дипломатического персонала.
▪️Аналитики опасаются, что по мере того, как промышленно развитые страны отказываются от помощи и дипломатии в пользу укрепления собственных армий, враждебные и ненадежные государства, такие как Россия, Китай и Турция, заполнят пробелы в этих сетях влияния, обратив когда-то дружественные страны Африки и Азии против Запада.
▪️И это, как они предупреждают, рискует сделать мир гораздо более опасным местом. Если геополитические приоритеты правительств работают как рынок, то тенденция ясна - многие лидеры решили, что пришло время продавать мир и покупать войну.
▪️Военные расходы растут по всему миру. По данным SIPRI (Стокгольмский международный институт исследования проблем мира - прим.ред. Briefly ), оборонный бюджет Китая - второго по величине после США - увеличился на 7 процентов между 2023 и 2024 годами. Военные расходы России взлетели на 38 процентов.
▪️Отчасти подталкиваемые опасениями европейских стран, что Трамп может отказаться от союзнических обязательств, члены НАТО согласовали в июне новую цель - довести к 2035 году оборонные расходы и вложения в инфраструктуру безопасности до 5 процентов от валового внутреннего продукта.
▪️Президент США - в роли "папочки" - вполне приветствовал тот факт, что его младшие партнеры по другую сторону Атлантики наконец начнут платить свою долю.
▪️В действительности гонка перевооружений началась задолго до возвращения Трампа в Белый дом. Война на Украине сделала наращивание военного потенциала срочным приоритетом для обеспокоенных северных и восточноевропейских государств, живущих в тени России президента Владимира Путина.
▪️По данным SIPRI, военные расходы Европы в 2024 году подскочили на 17 процентов, достигнув 693 млрд долларов - еще до того, как Трамп вновь занял пост и потребовал от НАТО "подтянуться". С 2015 года оборонные бюджеты в Европе выросли на 83 процента.
▪️Один из аргументов в пользу приоритета обороны над финансированием помощи или дипломатии заключается в том, что военная сила служит мощным сдерживающим фактором для потенциальных агрессоров. Как выразилась президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, когда в марте объявляла свой план по перевооружению Европы: "Сейчас время добиваться мира через силу".
▪️Некоторые критики фон дер Ляйен утверждают, что гонка вооружений неизбежно ведет к войне, - но история этого не подтверждает, говорит Грег Кеннеди, профессор стратегической внешней политики в Королевском колледже Лондона. "Убивает не оружие, убивают правительства", - сказал он. - "Проблема в том, что существуют правительства, которые готовы применить военную силу и убивать людей, чтобы добиться своей цели", - резюмирует он.
▪️В идеале сильные вооруженные силы должны идти рука об руку с так называемой мягкой силой - разветвленными дипломатическими сетями и программами внешней помощи, добавил Кеннеди. Но если Европе придется выбирать, она должна сначала восстановить свои истощенные элементы жесткой силы, утверждает он. Риск для мира заключается в том, как противники Запада - например, Китай - могут ответить на новую гонку вооружений.
▪️Мало кто из серьезных политиков в Европе, Великобритании или США сомневается в необходимости инвестиций в оборону в нынешнюю эпоху нестабильности и конфликтов. Вопрос, который встает в условиях ограниченных госбюджетов, - как за все это платить.
▪️И здесь, вновь, второй срок Трампа задает тон. В течение нескольких дней после вступления в должность президент США заморозил миллиарды долларов в виде иностранной помощи. А в феврале он объявил о сокращении на 90 процентов контрактов Агентства США по международному развитию (USAID).
▪️Этот шаг - поданный как часть войны Трампа против "воук-повестки" - нанес удар по гуманитарным неправительственным организациям, многие из которых зависели от американского финансирования для работы в одних из самых бедных регионов мира.
▪️В Лондоне британский лидер Кир Стармер и его команда подготовились к бурному возвращению Трампа, разработав стратегию, нацеленную на обращение к личным интересам американского лидера, а не к ценностям, которые, как они сомневались, он разделяет.
▪️Готовясь к визиту в Белый дом, Стармер и его команда придумали план польстить Трампу беспрецедентной честью - предложить ему второй государственный визит в Великобританию.
▪️Стремясь предотвратить резкий разрыв между США и Украиной, Стармер также хотел показать, что Великобритания воспринимает серьезно требования Трампа о том, что Европе (включая Британию) следует платить за собственную оборону.
▪️Накануне своей поездки в Вашингтон в феврале Стармер объявил, что увеличит оборонные расходы - как требовал Трамп от союзников - и что он частично профинансирует это за счет сокращения бюджета Великобритании на внешнюю помощь с 0,5 процента валового национального дохода до 0,3 процента.
▪️Для лидера центра-левого спектра, такого как Стармер, чьи предшественники от лейбористов Гордон Браун и Тони Блэр отстаивали моральное обязательство щедро финансировать глобальное развитие, это было болезненное изменение курса.
▪️Правительство США приветствовало шаг Стармера как "решительный шаг от надежного партнера". Но вернувшись домой, Стармер столкнулся с политическим бунтом. Его министр международной помощи Аннелиз Доддс подала в отставку, предупредив Стармера, что его решение "лишит отчаявшихся людей еды и медицинской помощи - нанеся глубокий ущерб репутации Великобритании".
▪️Она посетовала, что Британия, похоже, "следует по следам президента Трампа в его сокращениях финансирования USAID". В последующие месяцы другие крупные европейские правительства пришли к аналогичным выводам, некоторые - ссылаясь на Великобританию как на показатель того, что времена изменились. Для бедствующих бюджетов в эпоху трампистского национализма внешняя помощь - легкая мишень для экономии.
▪️Когда-то Великобритания была мировым лидером в сфере внешней помощи и ориентиром для гуманитарных организаций, закрепив в законе обязательство тратить 0,7 процента валового национального дохода на официальную помощь развитию (ODA), напоминает Митчелл, бывший министр кабинета, отвечавший за эту политику. "Но теперь Британию приводят в пример в Германии: мол, раз британцы сокращают свое финансирование развития, то и мы можем сделать то же самое".
▪️В Швеции оборонный бюджет должен вырасти на 18 процентов между 2025 и 2026 годами - в рамках "исторического" инвестиционного плана, как назвал это правительство. "Текущая ситуация в сфере безопасности серьезнее, чем когда-либо за последние десятилетия" "и Россия представляет собой многомерную угрозу", - заявило министерство обороны Швеции.
▪️Но бюджет Швеции на международное сотрудничество в целях развития, который в прошлом году составлял около 4,5 млрд евро, сократится до 4 млрд евро к 2026 году.
▪️Во Франции, погрязшей в долгах, в начале этого года были объявлены планы сократить бюджет ОПР (официальной помощи развитию) примерно на треть, хотя решения о расходах оказались сорваны стремительно развивающимся политическим кризисом, который до сих пор не позволил стране принять бюджет. При этом расходы на оборону должны были резко вырасти, несмотря на общее давление на государственные финансы Франции.
▪️В Финляндии, которая имеет общую границу длиной 800 миль с Россией Владимира Путина, бюджет на развитие также снизился, тогда как оборонные расходы избежали сокращения.
▪️Министр развития страны Вилле Тавио, представитель крайне правой популистской партии "Истинные финны", говорит, что сокращения дали возможность переосмыслить само понятие помощи. Вместо финансирования гуманитарных программ он хочет предоставить частным компаниям возможности инвестировать в создание рабочих мест в более бедных странах. По его мнению, это поможет предотвратить стремление молодежи ехать в Европу нелегальными мигрантами.
▪️"Если у них нет работы, страны станут нестабильными, а молодые люди радикализируются. Некоторые из них начнут пытаться попасть в Европу", - сказал он. "Если мы сможем помочь развивающимся странам индустриализироваться и создать рабочие места, которые им нужны, это будет абсолютным win-win", - резюмировал он.
▪️Не все страны сокращают расходы. Ирландия планирует увеличить бюджет ОПР, а Дания пообещала сохранять свои расходы на уровне 0,7 процента валового национального дохода, даже повышая инвестиции в оборону.
▪️Но Ирландия в последние годы демонстрировала завидный экономический рост, а Дания будет финансировать свои приоритеты, повысив пенсионный возраст до 70 лет. В любом случае, это не гигантские экономики, способные самостоятельно поддерживать репутацию Европы как сверхдержавы мягкой силы.
▪️Отказ от иностранной помощи - лишь часть более широкого отхода от самой дипломатии. Некоторые богатые западные государства сократили свои дипломатические службы, вплоть до закрытия посольств и представительств.
▪️И снова, Америка Трампа демонстрирует самый драматичный пример. В июле Госдепартамент США уволил более 1 300 сотрудников, среди которых были сотрудники дипломатической службы и гражданские служащие. С точки зрения европейских чиновников, наблюдающих со стороны, администрации Трампа безразлично сохранение устоявшихся отношений с остальным миром.
▪️Согласно трекеру послов Американской ассоциации дипломатической службы, по состоянию на 23 октября 85 из 195 посольских должностей США оставались вакантными. Частично это отражает задержки с утверждением кандидатур в Сенате, но спустя девять месяцев после вступления в должность администрация даже не номинировала кандидатов более чем на 60 незаполненных постов.
▪️Результат - система, доведенная до предела, когда некоторые из самых высокопоставленных чиновников выполняют сразу несколько должностей. Марко Рубио, государственный секретарь, до сих пор совмещает эту роль с должностью советника Трампа по национальной безопасности (а также ему поручено возглавить Национальный архив).
▪️Из-за того что ключевые должности остаются открытыми, Трамп обращается к своим сторонникам. Вместо того чтобы опираться на некогда глубокий кадровый резерв американской дипломатии, президент отправил своего друга Стива Уиткоффа - юриста и инвестора в недвижимость - вести личные переговоры с Путиным и выступать своим посланником на Ближнем Востоке.
▪️В Брюсселе чиновники ЕС были ошеломлены отсутствием у Уиткоффа понимания сложности войны между Россией и Украиной. Один высокопоставленный европейский чиновник, который попросил об анонимности, заявил, что у них нет никакой уверенности, что Уиткофф способен даже просто точно и надежно передавать сообщения между Москвой и Вашингтоном.
▪️Даже флагманское внешнеполитическое ведомство ЕС - Европейская служба внешних связей, которой руководит бывший премьер-министр Эстонии Кая Каллас - сокращает свою сеть зарубежных представительств. Эти изменения, о которых POLITICO сообщило в мае, приведут к сокращению десяти делегаций ЕС и потере работы 100-150 местными сотрудниками.
▪️"Европейская дипломатия отходит на второй план перед такими приоритетами, как контроль границ и оборона, которые получают увеличенное финансирование", - сказал один из чиновников ЕС. Он настаивал, что ЕС не "сокращает дипломатию" - но "ресурсы уходят в другие направления".
▪️Неофициально дипломаты и другие чиновники в Европе признаются, что их глубоко тревожит тенденция сокращения дипломатического потенциала на фоне роста военных бюджетов. "Нам всем стоит об этом беспокоиться", - сказал один из них.
▪️Митчелл, бывший министр кабинета Великобритании, предупредил, что ускоряющийся переход от помощи к вооружению может закончиться катастрофой.
▪️"В то время, когда международная система действительно нужна… мы наблюдаем огромный всплеск узкого национализма - в формах, которые, по мнению некоторых, не встречались со времен до 1914 года", - сказал он.
▪️Митчелл заявил, что сокращение помощи ради финансирования обороны - "ужасная, ужасная ошибка". Он утверждает, что мягкая сила намного дешевле - и часто гораздо эффективнее - чем одна лишь жесткая сила. "Развитие очень часто - другая сторона медали обороны, развитие помогает предотвращать войны, прекращать боевые действия и восстанавливать страны после конфликтов", - считает Митчелл.
Читайте также
▪️Многие послы, чиновники, дипломаты и аналитики, с которыми говорили для этой статьи, согласны. Практическая цель дипломатических сетей и программ развития - это создание альянсов, на которые можно положиться в трудные времена.
▪️"Любой солдат скажет вам, что реагирование на международные кризисы или угрозы - это не только военные ответы", - подчеркнул Ким Даррок, бывший посол Великобритании в США и советник по национальной безопасности. "Это еще и дипломатия, это наличие интегрированной стратегии, которая охватывает как внешнюю, так и военную политику, когда это необходимо", - резюмировал он.
▪️Вся многосторонняя система помощи "трещит" под натиском политических нападок и сокращения финансирования, отметила она. Опасность в том, что если она рухнет, это вызовет новую нестабильность и массовую миграцию.
▪️"Связь очень порочная: если мы не помогаем людям там, где они живут, они будут - это очевидно - перемещаться, чтобы выжить", - сказала Хаджа Лабиб, европейский комиссар, отвечающий за обширную гуманитарную программу ЕС. "Отчаявшиеся люди более склонны к насилию, потому что они просто хотят спасти свою жизнь, спасти свою семью", - добавила она.
▪️Страны, которые сокращают свои программы внешнего присутствия, также рискуют заплатить политическую цену в долгосрочной перспективе. Когда богатое государство закрывает посольство или сокращает помощь стране, нуждающейся в поддержке, отношения ухудшаются - возможно, навсегда, говорит Сиприен Фабр, специалист по политике, изучающий вопросы мира и нестабильности в ОЭСР. "Страны помнят, кто остался, а кто ушел", - резюмировал эксперт.
▪️Освобождение пространства позволяет соперникам войти. Турция увеличила свое дипломатическое присутствие в Африке с 12 посольств в 2002 году до 44 в 2022 году, отметил Фабр. Россия и Китай также извлекают выгоду из ухода Европы с континента. "Глобальный милитаристский нарратив видит в больших пушках и больших красных кнопках единственные проявления силы", - сказал Фабр. Политики склонны воспринимать "мягкость" в понятии "мягкая сила", добавил он.