Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+21+12

Мнения

А
А

Анти-woke революция охватывает медиа

От Голливуда до новостных редакций гегемония "прогрессистов" наконец начинает слабеть.

02.12.2025
Источник:mnenia.zahav.ru
Мужчина с плакатом "Фейковые новости - это CNN". Фото: Getty Images / Eva Marie Uzcategui

Покупка Paramount и CBS Дэвидом Эллисоном - наследником Ларри Эллисона, третьего в списке самых богатых людей в мире, с состоянием в 250 миллиардов долларов, заработанным в сфере хай-тэк - означает отход от однопартийного господства в сфере медиа и культуру. Это следует за приобретением Twitter, ныне X, Илоном Маском и трампистским захватом Центра Кеннеди в Вашингтоне, пишет Джоэл Коткин, обозреватель влиятельного британского онлайн-журнала Spiked.

Культурная война, долгое время легко дававшаяся прогрессистам, больше не будет таковой. Впервые за десятилетия левые сталкиваются с конкурентами, которые предпочитают другие сценарии и придерживаются иных взглядов.

Естественно, прогрессисты недовольны. Роберт Райх, ведущий левый экономист, справедливо осуждает возможность сверхбогачей покупать медиа и продвигать свою повестку. Но он и другие не испытывали никаких сомнений, когда Джефф Безос купил Washington Post, когда Марк Бениофф из Salesforce приобрел падающий журнал Time, когда Лорин Пауэлл Джобс взяла под контроль Atlantic или когда другой обеспеченный наследник купил New Republic у совладельца Facebook Криса Хьюза.

Наиболее встревожены, вероятно, те, кто извлекал выгоду из десятилетий однопартийного культурного господства - от Голливуда и Силиконовой долины до Манхэттена. Обещание Бари Вейс "взорвать" CBS - Paramount объявила о планах уволить 2000 работников в Голливуде и Нью-Йорке - тревожит таких, как Кэти Курик, бывшую звезду CBS, формально потому, что это подрывает "независимую журналистику". Прогрессисты наверняка атакуют CBS за отход от продвижения климатической истерии, которая больше не имеет своей специальной редакции. Еще хуже для левых то, что консервативные голоса - такие как вездесущие Mormon Wives - гламурные матери и звезды реалити-шоу, резко контрастирующие с звучащими из каждого утюга Кардашьян - набирают популярность на телевидении.

Почему это происходит сейчас? Переизбрание Трампа, главного анти-woke, вдохновило некоторых олигархов заняться сферой, которая долго была исключительной территорией левых. Но политическая власть сама по себе не объясняет сдвиг. Влияние Трампа в конце концов ослабнет. Гораздо важнее - демография и предпочтения аудитории.

Мейнстримные медиа утратили связь как минимум с половиной своей аудитории. Уровень общественного доверия к прессе близок к историческому минимуму: меньше чем треть выражает ей доверие - вдвое меньше, чем в 1978 году. И это не только американское явление - трудности некогда уважаемой BBC в Британии подтверждают это.

Разрыв между медиа и аудиторией расширился после беспорядков, связанных со смертью Джорджа Флойда, когда крупные медиа - печатные, теле-, радио- и онлайн - удвоили усилия в сторону все более демонстративной прогрессивности. Они преуменьшали насилие крайне левых и приняли на себя миссию не информировать или развлекать, а идеологически наставлять.

Их мировоззрение теперь отвергает базовые реалии - например, существование двух полов у человека. Журнал Glamour недавно вручил свою награду "Женщина года" мужчинам, которые идентифицируют себя как женщины. Климатическая истерия, пропалестинская агитация и радикальные схемы перераспределения доходов стали идеологическими ориентирами прессы. Это был не захват медиа рабочими, а восстание городских профессионалов - тех же, которые только что выбрали нового "социалистического" мэра Нью-Йорка.

Ключевым фактором является массовое перепроизводство гуманитарных факультетов за последнее десятилетие. Обладатели степени Master of Fine Arts, которая обходится в сумму до 100.000 долларов, в подавляющем большинстве левые, их труд плохо оплачиваются, они живут на грани бедности в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе. В литературных кругах эти младшие сотрудники блокировали все, что не соответствует идеологическим установкам, подобно тому, что произошло в редакциях вроде New York Times.

Консерваторов долго не было в культурном и медийном истеблишменте. Многие прогрессисты продолжают добиваться еще большей изоляции, особенно в литературном мире, где правит woke-ортодоксия и где предпринимались попытки запретить не только консерваторов, но и евреев, которые не вписываются в жестко антисионистскую линию. В элитных литературных кругах мужчин-писателей отправляют "в кукурузное поле", отражая медийную панику вокруг "токсичной маскулинности".

Хорошая новость в том, что часть этих тенденций может быть обратимой. В отличие от Европы или Канады, где крупные медиа часто связаны с государством, Голливуд и американская пресса всегда были привязаны к прибыли и рынками. Индустрия развлечений была создана в основном еврейскими иммигрантами, которые ранее работали обивщиками, мясниками и меховщиками. Российская, китайская и европейская коммуникационная системы никогда не имели шанса против конкурентов, стремившихся монетизировать аудиторию.

Некоторые в корпоративной Америке по-прежнему утверждают, что woke-идеология полезна для бизнеса, но доказательств этому мало. Отказываться от огромной аудитории - молодых белых мужчин, консерваторов, семей - едва ли стратегия роста. Рейтинги передач рухнули, а политкорректные ремейки Голливуда провалились. Кассовые сборы продолжают падать; в этом году сезон Хэллоуина был худшим за 32 года (последние недели октября и начало ноября, время выхода фильмов, рассчитанных на десятки миллионов зрителей (хорроры, триллеры, семейные Хэллоуин-истории - прим. zahav.ru).

Это отражает углубляющийся разрыв между высокой культурой и потенциальными потребителями. Падение интереса к церемониям "Оскар" и "Грэмми" - один из признаков. Крупнобюджетные фильмы, такие как "Белоснежка" от Disney и радикальная и шикарная одновременно "Одна битва за другой", хвалили все критики, но коммерчески они провалились. Даже "Спрингстин: избавь меня от небытия", байопик про музыканта, символа левых, провалился в прокате.

В последнее время похоже, что некоторые в Голливуде начинают понимать ситуацию. Netflix отменил значительное количество шоу, включая ориентированную на геев анимационную комедию Q-Force, наполненный ЛГБТ-тематикой проект Wings of Fire и "Антирасистский младенец", основанный на одноименной книге Ибрама Кенди. "Плохо тратить 50 миллионов долларов на что-то, что не продается", как отмечает один опытный агент.

Этот сдвиг расстраивает прогрессистов в местах вроде New York Times, которые боятся, что Голливуд "отступает" от прогрессивной повестки и - ужас - снова обращается к полицейским сериалам. Но другие, не только Paramount, видят огромный потенциал в обращении к "средней Америке", особенно к молодым мужчинам. Новые режиссеры создают контент для семей - фильмы с рейтингами PG и PG-13 теперь собирают огромные сборы (PG - Parental Guidance Suggested - Рекомендуется родительское сопровождение, PG-13 - Parents Strongly Cautioned - Настоятельно рекомендуется родительское сопровождение - прим. zahav.ru).

Наблюдается бум постановок, ориентированных на традиционные семьи и религиозную аудиторию - явление, редкое в последние годы. Растет производство фильмов, созданных для верующих. Новые студии, такие как Angel, приобрели аудиторию дома и за рубежом. Legacy Productions собрала огромные просмотры своим мини-сериалом "Царь Давид", который привлек более 44 миллионов зрителей и стал самым популярным американским проектом на Prime в прошлом году.

Новостные медиа также движутся к большему разнообразию взглядов. Аудитория левоориентированных Washington Post и LA Times рухнула - обе показывают большие убытки и снижение тиражей. Принятие woke не дает прибыли в жестокой цифровой среде. CNN - некогда чудо кабельных новостей - демонстрирует падение рейтингов со своей навязчивой зацикленности на Трампе.

В основе лежит огромный культурный и коммерческий разрыв. В эпоху, когда личное все больше становится политическим, высокая культура варится в собственном соку, продвигая цели - репарации, расовые квоты, запреты на ископаемое топливо, обязательные электромобили, мягкую иммиграцию - часто резко расходящиеся с настроениями избирателей. Ее мировоззрение отражает взгляды низкоплачиваемых гуманитариев в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке или Силиконовой долине - местах с малым числом детей, большим числом одиночек и высокой концентрацией ЛГБТ и радикальных феминисток.

Но это лишь часть Америки, и не та, которая растет численно. Растущие регионы - в основном консервативные штаты, привлекающие иммигрантов и внутренних мигрантов, уставших от "синих" бастионов. Существует и увеличивающаяся разница в рождаемости: религиозные, ориентированные на традиционную семью и более консервативные сообщества имеют значительно более высокие показатели рождаемости, чем прогрессивные.

Потребуются годы, прежде чем нынешнее поколение без детей будет вытеснено теми, кто имеет детей. Некоторые медиа, такие как New York Times и Atlantic, все еще могут процветать в прогрессивных анклавах, продавая рекламодателям доступ к своей нишевой, обеспеченной аудитории. Для некоторых - в Голливуде или Манхэттене - этого может хватить на определенное время. Они будут пользоваться выгодами в ближайшие десятилетия благодаря росту пост-семейной прослойки.

Но другие в медиа и индустрии развлечений, похоже, не готовы отказываться от взглядов большинства американцев - хотя бы потому, что важны рекламодатели и аудитория. Семейный рынок - это будущее: около миллиона миллениалов становятся матерями каждый год, и многие будут искать культуру, признающую семейную жизнь и самопожертвование.

Средне- и долгосрочное будущее принадлежит тем, у кого есть дети. Возможность заключается в создании контента, обращенного к широкой аудитории, а не к утонченным вкусам "своих". Многие фильмы, номинированные на "Оскар", сегодня собирают меньше, чем стоимость "скромного" особняка в Беверли-Хиллз.

Выход - принять то, что прогрессисты считают худшим капиталистическим инстинктом Голливуда. Индустрия выросла в условиях жесткой конкуренции. Первые магнаты были грубыми и совсем не элитарными - они не вышли из гуманитарных программ MFA. Но они создали великие, популярные фильмы, такие как "Вестсайдская история", "Звуки музыки", а недавно - оригинальную трилогию "Властелин колец".

Читайте также

Явно существует рынок для мужественных, патриотических фильмов. "Топ Ган: Маверик" Тома Круза - откровенно традиционалистский, к досаде Guardian - заработал как минимум 1,5 миллиарда долларов по всему миру, став вторым по кассовым сборам фильмом 2022 года. Успех сериала "Викинги" (2013-2021) также показывает высокий спрос на мужественные, жестокие, неполиткорректные развлечения.

Впервые за десятилетия прогрессивное господство над Голливудом начинает ослабевать. Появилось даже новое PR-агентство в Голливуде, специализирующееся на консерваторах. Руководители студий снова открывают для себя свой главный долг: прибыль. "В конце концов, никому особо нет дела до политики, но всем важны деньги", - сказал мне один голливудский босс. "Секс и насилие продаются лучше, чем политические лекции. Если хочешь отправить сообщение - пользуйся Western Union".

Мы вступаем в новую и менее предсказуемую эпоху в медиа. Новые игроки вроде Legacy Productions и Free Press бросают вызов старой гвардии, тогда как такие издания, как LA Times и Washington Post, медленно возвращаются в центр. Реальным двигателем перемен являются не ценности или политика - как некоторым трампистам хотелось бы думать - а рынок.

В ближайшие годы новые площадки ждет немало провалов. Некоторые исчезнут. Но впервые за десятилетия медийные бароны пересматривают свои предположения и готовятся повернуться лицом к Америке.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке