Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+19+10
Иерусалим
+16+6

Мнения

А
А

Иран знает, что может стать следующим

И на этот раз разведывательные организации в Израиле и на Западе не смогли предвидеть намечавшийся результат и скорость, с которой все произошло.

Проф. Коби Михаэль
12.12.2024
Источник:Детали
Израильские солдаты в Сирии. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Тектонические изменения происходят на наших глазах. Падение режима Башара Асада под ударом суннитской повстанческой коалиции — историческое событие, которое меняет правила игры. Это не локальное изменение, а региональный и глобальный переворот.

Помимо фундаментальных изменений в самой Сирии, про которую до сих пор неясно, сохранится ли она как единое государство или расколется на несколько этноконфессиональных образований, возможно, даже враждебных друг другу, это событие вызвало взрывную волну по всему Ближнему Востоку и за его пределами.

Оно знаменует собой значительное ослабление оси, возглавляемой Ираном, и режима в Тегеране, представляет угрозу стабильности Иордании, вызывает изменение регионального статуса Турции и Катара, которые и привели в движение процесс суннитского захвата Сирии. И, разумеется, это также представляет собой сложную проблему для Израиля.

В более широком контексте — это глобальные перемены, которые могут повлиять и на войну в Украине, и, возможно, даже на стабильность режима в России, бывшей покровительницы режима Асада в Сирии.

И на этот раз разведывательные организации в Израиле и на Западе не смогли предвидеть намечавшийся результат и скорость, с которой все произошло. Это не первый случай, когда опытные разведывательные структуры не могут определить природу и силу тенденций, чреватых резкими переменами, но похоже, что, как и в случае с падением Берлинской стены в 1989 году, события происходили с головокружительной скоростью и почти фантастическим по своей силе эффектом домино.

Израиль снова оказался застигнутым врасплох, причем без заранее разработанного плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, но на этот раз это сюрприз, который создает значительные благоприятные возможности, а не только риски.

Все согласны, что историческое событие в Сирии было ускорено ситуацией, созданной Израилем в результате ударов, которые он нанес по "Хизбалле" и ХАМАСу, а также по самому Ирану. Мощный удар по "Хизбалле" сильно ослабил Иран, и в отсутствие этих двух игроков, которые могли бы служить сдерживающим фактором для суннитских повстанцев, Сирия осталась и без поддержки со стороны России. Кроме того, легитимность режима, подавляющего суннитское большинство, была сильно подорвана после длительной гражданской войны.

В этом смысле эффективность стратегии Израиля, целью которой было демонтировать иранскую "ось сопротивления" или по крайней мере существенно ослабить ее, превзошла все ожидания.

В этот трудный для Ирана час оставшийся без поддержки созданного им против Израиля "огненного кольца", при ненадежной и весьма слабой российской поддержке, а также ввиду провала в Сирии режим в Тегеране, вполне вероятно, чувствует себя более уязвимым, чем когда-либо.

Страх перед массовым восстанием населения, воодушевленного успехом повстанцев в Сирии, может заставить Тегеран ускорить военную ядерную программу. Похоже, настало время для активных и всеобъемлющих действий по нанесению ущерба иранским ядерным объектам, а также экономической и военной инфраструктуре с целью ускорить падение режима.

Можно предположить, что Израилю удастся достичь соответствующих договоренностей с избранным президентом США Дональдом Трампом еще до того, как он войдет в Белый дом. В качестве альтернативы отметим, что создалась и иная историческая возможность. Президент Трамп может предложить Ирану — например, по секретным каналам, чтобы избежать публичного обсуждения, — прекратить его военные усилия в ядерной области в обмен на отмену экономических санкций и предоставление "страхового полиса" режиму.

Такой шаг на данный момент помог бы избежать военных действий Израиля при условии, что наряду с этим призывом Трампа также будет существовать твердая и реальная военная угроза с его стороны. Не исключено, что Иран, как и многие другие страны на региональной и глобальной арене, может серьезно отнестись к подобному предложению и угрозам, учитывая изменения, произошедшие после избрания Тампа и некоторых его публичных заявлений.

Израиль сталкивается с двумя реальными угрозами. Во-первых, это угроза закрепления джихадистов вдоль границы в районе Голанских высот наряду с хаосом и хронической нестабильностью в самой Сирии. Второе — угроза стабильности Хашимитского Королевства. Надлежащая дислокация армии на Голанских высотах и на юге Сирии, включая треугольник стыка границ Израиля, Сирии и Иордании, может улучшить способность Израиля противостоять обеим угрозам. Дислокация армии должна включать в том числе создание значительной зоны безопасности на территории Сирии.

Нужны также попытки установить контакт и достичь взаимопонимания с суннитскими организациями на юге Сирии и с друзами в районе Суэйда в духе сотрудничества, который уже существовал в первые годы гражданской войны в Сирии. В то же время следует рассмотреть пути углубления и налаживания сотрудничества с курдским меньшинством, контролирующим северо-восток страны, — территорию, составляющую около 20 процентов территории Сирии.

К заявлениям лидера повстанцев аль-Джулани и других следует относиться с большой осторожностью. Важно помнить, что это джихадисты и салафиты, порождения ИГ и "Аль-Каиды". И важно не путать ветерок прагматизма с умеренностью. Прагматизм — это готовность изменить способы действия ради достижения целей, тогда как умеренность означала бы изменение целей. Болезненный опыт того, что казалось ослаблением и сдерживанием ХАМАСа в секторе Газа, должен быть навсегда высечен в нашем сознании.

И наконец, необходимо следить за любыми попытками или действиями по укреплению зарубежного филиала ХАМАСа в результате достижений повстанцев в Сирии. Организации, связанные с "Братьями-мусульманами", также разделяют их достижения, а ХАМАС является палестинским отделением "Братьев-мусульман".

Читайте также

Из-за сокрушительного военного поражения в Газе и с учетом желания отмстить Израилю следует предположить, что зарубежный филиал ХАМАСа воспользуется любой возможностью для усиления террора в Иудее и Самарии.

Оглядываясь назад, можно сказать, что нападение 7 октября навязало Израилю войну, которой он не хотел, а она, в свою очередь, вынудила Израиль сформулировать стратегию по разрушению иранской оси или по крайней мере по ее значительному ослаблению.

Действительно, военные достижения на всех фронтах привели к значительному ущербу стратегическому положению Ирана, его престижу и имиджу как региональной державы. Начало этой стратегии проявились в последние месяцы войны, и события в Сирии, свидетелями которого мы являемся, знаменует собой ее расцвет. Это время великого испытания для Израиля, но в этом испытании он может преуспеть — и в значительной степени.

Источник: Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке