Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу созвал две встречи, чтобы обсудить развивающуюся ситуацию, армия приведена в состояние повышенной боевой готовности из-за возросшей угрозы безопасности на Голанских высотах - оккупированной Израилем территории на границе с Сирией.
С началом гражданской войны в Сирии в 2011 году Израиль оказался вовлечен в нее и с 2015 года наносил массированные авиаудары по объектам, которые, по данным израильской разведки, были связаны с Ираном и "Хизбаллой".
Раньше Израиль негласно поддерживал оппозиционные группировки, сражающиеся с сирийской армией вдоль израильско-сирийской границы. Эта поддержка, как позднее стало известно от израильских официальных источников, включала медицинскую помощь, поставки продовольствия и оружия и помощь в военной подготовке.
Однако нынешнее быстрое продвижение оппозиционных сил в Сирии во главе с "Хайят Тахрир аш-Шам" и захват ими стратегически важных регионов заставили Израиль переоценить свою позицию.
Дилемма такова: должен ли Израиль поддерживать успехи оппозиции, которая борется с Ираном и "Хизбаллой", что отвечает интересам Израиля? Или же режим Асада предпочтительнее - он позволяет Ирану сохранять свое присутствие в Сирии, но при этом на протяжении десятилетий не представляет прямой угрозы Израилю?
Возрастающая угроза для Израиля
Ханан Гефен, бывший руководитель израильского подразделения 8200 военной разведки, заявил Би-би-си, что ситуация в Сирии "становится все более угрожающей для Израиля".
Гефен назвал Сирию "благодатной почвой" для деятельности "Хизбаллы", где группировка управляет заводами по производству современного оружия, такого как ракеты и беспилотники.
По его мнению, слабость режима Асада в сочетании с ограниченной способностью Ирана его контролировать делает политическую ситуацию в Сирии более неблагоприятной для Израиля, чем потенциальная вероятность захвата Дамаска оппозиционными группами.
По словам Гефена, в структурах безопасности Израиля растет обеспокоенность тем, что влияние и авторитет Башара Асада ослабли и его режим не столь эффективен в недопущении как регионального, так и международного вмешательства. Но и приход к власти в Сирии экстремистских группировок тоже вызывает опасения у Израиля.
Он отметил, что Израиль может столкнуться с новыми рисками со стороны таких групп, как "Хайят Тахрир аш-Шам", в виду их экстремистской идеологии.
"Хайят Тахрир аш-Шам" признана террористической организацией и запрещена в России, США и ряде других стран. Она была создана в 2011 году под другим названием "Джабхат ан-Нусра" и являлась прямым филиалом "Аль-Каиды" (признана террористической и запрещена в России, в странах Запада и ряде других государств).
В ее формировании принимал участие покойный лидер группировки "Исламское государство" Абу Бакр аль-Багдади (ИГ также признана террористической и запрещена в России и ряде других стран).
"Хайят Тахрир аш-Шам" считается одной из наиболее эффективных и безжалостных группировок, выступающих против президента Асада.
"Присутствие таких групп в приграничных районах может стать еще большей угрозой в будущем", - уверен Гефен.
"Дьявол, которого мы знаем"
Профессор Эяль Зиссер, эксперт по сирийским вопросам и вице-президент Тель-Авивского университета, назвал недавний провал сирийской армии на севере Сирии стратегическим поворотным моментом.
В комментарии Би-би-си Зиссер объяснил, что Израиль привык к правлению Асада с тех пор, как тот пришел к власти в 2000 году, поскольку режим придерживался соблюдения спокойных границ с Израилем.
"Это спокойствие было выгодно Израилю, мы не видели никаких акций возмездия со стороны сирийского правительства в ответ на израильские авиаудары", - сказал он.
Некоторые аналитики в Израиле уверены, что продолжение правления Асада - наиболее предпочтительный вариант для израильской безопасности. По их словам, он "дьявол, которого мы, по крайней мере, знаем".
Они считают, что правление Асада предпочтительнее для региональной стабильности.
Но есть и те, кто выступает в пользу поддержки повстанцев - в первую очередь потому, что те способствуют ослаблению Ирана и "Хизбаллы".
"Распад Сирии лучше, чем Асад"
"Я бы предпочел распад Сирии, чем продолжение правления режима, который изжил себя", - говорит бывший руководитель израильского подразделения военной разведки Ханан Гефен.
Он уверен, что Израиль будет способен адаптироваться к любой новой реальности, которая со временем возникнет в Сирии.
Последние четыре года казалось, что война в Сирии фактически завершилась.
На протяжении этого периода правление Асада практически не встречало оппозиции в крупных городах страны, хотя некоторые части Сирии оставались вне его прямого контроля.
Гефен отмечает, что новый виток гражданской войны в Сирии может затянуться надолго, что даст Израилю время тщательно проанализировать ситуацию и разработать альтернативные стратегии.
Эксперт пришел к выводу, что, хотя продвижение оппозиции в Сирии может быть опасным для Израиля, в конечном итоге она может оказаться более выгодным союзником, чем режим, который позволяет Сирии служить ключевым маршрутом транспортировки оружия из Ирана "Хизбалле".
"Поддержка повстанцев - не вариант"
Хотя в прошлом Израиль поддерживал некоторые оппозиционные группировки, Эяль Зиссер считает, что "прямая поддержка сирийской оппозиции в данный момент не является жизнеспособным вариантом", особенно на севере Сирии, где вооруженные группировки поддерживают связи с Турцией - еще одним государством, у которого с Израилем напряженные отношения.
Зиссер также отмечает, что, хотя Израиль в настоящее время не оказывает прямой поддержки сирийскому режиму, он все же может бороться с иранским влиянием, например, предотвращая приземление самолетов в Сирии или блокируя передвижение поддерживаемых Ираном ополченцев через Ирак.
Кроме того, говорит эксперт, нельзя забывать, каким важным союзником Асада является Россия.
Возвращение ИГИЛ, предупреждает Зиссер, - угроза как для Израиля, так и для сирийского режима.
Читайте также
В прошлом, чтобы добиться победы над исламистской группировкой, Асад не мог полагаться только на недостаточно оснащенную и слабо мотивированную армию призывников, которая раз за разом оказывалась не в состоянии удерживать позиции в ходе атак повстанцев.
Значительной поддержкой для Асада стали российская авиация и иранская военная помощь в лице живой силы бойцов "Хизбаллы" и других групп ополчения.
Зиссер предполагает, что Израиль вряд ли начнет полномасштабную войну в Сирии, поддерживая любую из сторон конфликта, но он продолжит проводить ограниченные операции против военных целей, связанных с Ираном.
Дебаты внутри Израиля о будущем Асада символизируют более широкую геополитическую дилемму: предпочтет ли Израиль стабильность, даже если это означает работу с таким режимом, как режим Асада, или выберет перемены, даже если это приведет к большей нестабильности?
Ситуация в Сирии развивается, и Израилю придется приспособиться к этой сложной динамике, балансируя между своими долгосрочными стратегическими интересами и соображениями сиюминутной безопасности.