Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+17
Иерусалим
+22+14

Мнения

А
А

Египетская дилемма

Египет обеспокоен тем, что ЦАХАЛ контролирует КПП Рафиах и может отправить на египетскую территорию сотни тысяч палестинских беженцев.

Анат Хохберг-Мером
11.06.2024
Источник:Новости недели
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Фото: Getty Images / Pool

Действия ЦАХАЛа в Рафиахе - вопреки решению Международного суда в Гааге, - навлекают на нашу страну в очередной раз огонь со стороны врагов (и уже не только врагов). С ростом антиизраильских протестов и вспышек гнева среди многих представителей мусульманской, арабской и палестинской общественности во всем мире растут и призывы к немедленному прекращению боевых действий. К этим голосам присоединяется и наш ближайший сосед, а в противостоянии с ХАМАСом даже союзник - Египет.

Параллельно с эскалацией напряженности между двумя странами продолжаются контакты между Каиром и Иерусалимом, а также с высокопоставленными чиновниками США и Катара, а также другими международными акторами - как относительно передачи гуманитарной помощи жителям сектора Газа, так и о возвращении израильских заложников из плена ХАМАСа.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Пик напряженности вокруг присутствия ЦАХАЛа на КПП Рафиах пришелся на дни, когда в результате нашего ответного огня был убит египетский пограничник, неожиданно открывший стрельбу по нашим солдатам. До этого произошел обмен обвинениями между министрами иностранных дел двух стран в связи с гуманитарной обстановкой в секаторе Газа. Глава МИДа Израиля Исраэль Кац заявил, что ХАМАС, чье нападение 7 октября создало нынешнюю ситуацию, больше не будет контролировать пограничный переход, так как это создает ультимативную угрозу для Израиля. Его египетский коллега Самех Шукри решительно отверг эти утверждения, осудил действия Израиля и заявил, что наша страна несет полную ответственность за гуманитарную катастрофу в Газе.

Стоит уточнить, что, по мнению египтян, именно вторжение ЦАХАЛа в Рафиах и взятие им контроля над пограничным переходом - главной артерии помощи палестинцам, стало основной причиной обострения напряженности между сторонами. Более того, по мнению Каира, который даже поддержал иск ЮАР против Израиля в Международном суде, вторжение израильской армии в Рафиах является пересечением "красной черты", шагом, представляющим прямую угрозу его национальной безопасности, вопиющим нарушением международного права, а также мирного соглашения, подписанного между двумя странами в 1979 году.

Египет считает, что данное нарушение влечет за собой серьезные и далеко идущие стратегические и геополитические последствия в области безопасности - как для Египта и Израиля, так и для всего региона. В Каире с самого начала войны звучала глубокая обеспокоенность по поводу возможного массового исхода из сектора Газа сотен тысяч беженцев, и угроза такого "исхода" после восьми месяцев войны не только не ослабла, но даже окрепла. На этом фоне внутри египетского общества все чаще раздаются голоса, призывающие ограничить отношения между нашими странами.

Главный игрок

На этом фоне и ввиду двойственной позиции Египта по отношению к Израилю все чаще раздаются голоса, призывающие ограничить отношения между странами. Другими словами, несмотря на то, что Египет по-прежнему непоколебимо привержен миру, поддержанию своей безопасности и соблюдению экономических интересов (которые включают в себя солидную американскую помощь в размере 152 миллиарда долларов с 1945 года) и сотрудничеству с Израилем в области энергетики (соглашение, подписанное в 2018 году об экспорте газа в Египет на 15 миллиардов долларов), Каир в то же время выступает в последнее время с резкой критикой в отношении нашей страны и публичной антиизраильской риторикой. Призывы к сокращению контактов с Израилем, чтобы они ограничивались только вопросами безопасности, направлены на то, чтобы оказать давление на правительство Нетаниягу и заставить его потушить огонь в Газе.

Если рассматривать нынешнюю войну с ХАМАСом в более широком аспекте, то нельзя не учесть, что сочетание различных геополитических факторов и обстоятельств подчеркивают важность позиции Египта как ключевого игрока ближневосточного региона. Стратегическое расположение между Красным и Средиземным морями, Суэцкий канал, связывающий Юго-Восточную Азию с Ближним Востоком и Европой, высокий политический авторитет в арабском мире, уступающий разве что Саудовской Аравии, стремление к региональной стабильности, сотрудничество в сфере безопасности с Израилем и умеренными арабскими странами...

Все это одновременно с возобновлением отношений с Ираном, укреплением связей с палестинскими группировками в Газе и неприязнью к экстремистскому ХАМАСу подчеркивает сложность дилеммы, перед которой стоит Египет. Однако перечисленные обстоятельства делают каирское правительство ведущей политической силой в решении израильско-палестинского конфликта и конфронтации с ХАМАСом, а это та позиция лидерства и стратегического влияния, которой Египет не обладал в регионе уже много лет.

Дилемма мирного соглашения

В то же время нельзя забывать, что эта страна столь же много лет стонет под грузом серьезных экономических трудностей. Бюджетные долги, достигшие свыше 160 млрд долларов, 40-процентнрая инфляция и 50-процентная девальвация египетского фунта создают угрозу внутренней стабильности государства.

А тут еще кризис на границе в Газой, крах политико-социального статус-кво, существовавшего до сих пор в секторе, и гуманитарный кризис, связанный с непрекращающейся войной, могут воспламенить весь Синайский полуостров, где действуют ИГИЛ и другие угрожающие египетскому правительству джихадистские террористические группировки.

Надо сказать, что с 2003 года Египет принял уже почти 9 миллионов беженцев из Ирака, Сирии, Ливии, Йемена и Судана, так что палестинских беженцев ему только и не хватает. Потенциальное проникновение на Синай сотен тысяч жителей Газы, включая боевиков ХАМАСа и "Исламского джихада", усилит масштабы террористической угрозы, и при данной ситуации Египту ничего не остается, как взяться за активное решение "палестинской проблемы".

Читайте также

Обвиняемый в государственной измене

Нет сомнений в том, что это острая и беспрецедентная ситуация бросает, по сути, вызов легитимности режима президента Ас-Сиси и позиции Каира в отношении Газы. Контроль Израиля над КПП в Рафиахе и блокирование выезда палестинцев на Синай или в сам Египет (особенно сейчас, с использованием военной силы) египетское, да и все арабское сообщество посчитают изменой национальным интересам "палестинского народа".

Это "предательство" отразится на имидже Египта во всем мусульманском мире и негативно повлияет на его роль в разрешении других региональных конфликтов, в которых он участвует, таких как переговоры по Большой эфиопской плотине "Возрождение" (GERD) и гражданские войны в Ливии и Судане.

Между тем, Ас-Сиси понимает, что сохранение мирного соглашения с Израилем остается краеугольным камнем египетской стратегии безопасности. Усиление напряженности между двумя странами может иметь тяжелые последствия прежде всего для самого Египта, а ХАМАСу даст беспрецедентное стратегическое, политическое и моральное достижение.

Так что в общих интересах Египта, Израиля и всего международного сообщества предотвратить возникающие трения и направить усилия на разработку планов, касающихся жизнедеятельности сектора "на завтра после войны". Только такие конструктивные планы замедлят эскалацию напряженности и приведут к положительным результатам в достижении целей нынешней войны.

Источник: Маарив

Перевод: Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке