Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+32+27
Иерусалим
+31+21

Мнения

А
А

Лаг ба-Омер-2024 на горе Мерон: не по заповеди

Праздник, в котором осталось очень мало от настоящего иудаизма, и очень много - от коммерции и дурнопахнущей политики.

20.05.2024
Источник:mnenia.zahav.ru
Биньямин Нетаниягу на месте трагедии на горе Мерон. Фото: GPO / Kobi Gideon

К сожалению, в последние годы празднование Лаг ба-Омер на горе Мерон превратилось в яблоко раздора. Вначале возникли проблемы с массовыми собраниями во время пандемии коронавируса. Потом, в 2021 году, произошла давка на горе (самый массовый несчастный случай с гражданскими лицами в Израиле), в которой погибло 45 человек. Теперь же, во время эскалации на севере есть реальная возможность попадания ракет "Хизбаллы" по участникам церемонии на могиле Рашби.

Поскольку 99.99% посетителей могилы Рашби позиционируют себя , как люди, которым важно соблюдение заповедей, и они декларируют свою приверженность требованиям Галахи, я предлагаю проанализировать нынешний конфликт по поводу празднования Лаг ба-Омер именно через эту призму.

Прежде всего, немного фактов. Ни сам праздник Лаг ба-Омер, ни тем более посещение могилы Рашби, не входят в 613 заповедей Торы. Статус Лаг ба Омер намного ниже, чем даже у таких праздников, как Ханука или Пурим. Это не более чем обычай, к тому же, достаточно недавний, поскольку большую часть нашей истории этот день никак особо не отмечался, за исключением того, что в этот день не говорили очень короткие отрывки в молитвах.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Лаг ба Омер, подобно Ту би-Шват, получил второе рождение во время развития поселенческого движения в Эрец Исраэль, причем благодаря тем, кто мягко говоря, не слишком скрупулезно соблюдал заповеди.

При всем уважении к Рашби, посещение его могилы, подобно любым другим могилам праведников, это тоже не заповедь, а обычай чистой воды. Вообще с точки зрения нашего религиозного мировоззрения, нужно ли и даже можно ли посещать могилы праведников, это не такой простой вопрос. Есть сомнения в том, что это правильно и, тем более, необходимо. К тому же есть альтернативные способы отметить такой день - без поездок. Достаточно поучить Мишну или почитать псалмы, зажечь поминальную свечу и сделать пожертвование.

Еще 100 лет тому назад могилу посещали если не единицы, то десятки людей, и даже лет 50 назад это было, может быть, несколько тысяч, и не потому, что в те времена меньше ценили Рашби, чем сегодня. Просто тогда туда было гораздо труднее добраться. Последние пару десятков лет ситуация изменилась. С одной стороны, стало гораздо проще и быстрее доехать до горы Мерон из любого конца страны, а с другой - благодаря развитию религиозных масс-медиа, это место стало раскрученным и пользующимся популярностью.

Как и со всеми подобными мероприятиями, с этим связаны большие экономические интересы, речь идет о миллионах шекелей. Это сотни автобусов, логистика, охрана, сцена, биотуалеты, еда и питье, продажа религиозных книг, иудаики, а самое главное - пожертвования, как одноразовые, так и по подписке на длительный срок. Поэтому отмена этого мероприятия (или различные ограничения) - большой финансовый ущерб для заинтересованных лиц.

А что же говорит на эту тему нормативный ортодоксальный иудаизм?

Все знают понятие "пикуах нефеш", согласно которому нам запрещено рисковать жизнью и здоровьем, за исключением трех всем известных заповедей (запрет идолопоклонства, убийства и запретные связи). Понятно, что ни празднование Лаг ба-Омер, ни посещение могилы Рашби к этим случаям не относятся.

Более того, способствовать тому, чтобы люди подвергали свою жизнь опасности, это нарушение как минимум трех заповедей Торы: "возлюби ближнего своего, как самого себя", "не стой на крови брата твоего", "не ставь преграду перед слепым". А поскольку запрет на посещение горы в этом году - не чья-то прихоть, а обоснованное решение правительства, принятое на основании заключений, сделанных армией, полицией и другими службами безопасности, это так же нарушение принципа "закон государства- закон".

Читайте также

Недаром оба главных раввина Израиля, от которых ожидается некое знание Галахи, официально призвали не устраивать празднества у могилы Рашби в этот Лаг ба-Омер.

Общеизвестно, на каком пределе сил сегодня работает полиция, армия и "скорая помощь". Выделять многочисленные дополнительные силы на охрану этого мероприятия, особенно учитывая то, что в случае ракетного обстрела там абсолютно негде укрыться (ни паломникам, ни силам безопасности), тоже мягко говоря, неправильно.

Несмотря на все приведенные мной доводы и увещевания раввинов и обычный здравый смысл, все равно найдутся те, кто захочет поиграть в кошки-мышки с силами безопасности. У них будет один единственный довод "что рабби Шимон нас защитит". А то, что еще в Талмуде написано "запрещено полагаться на чудо", их мало волнует.

Остается только надеяться на Творца и молиться, чтобы Лаг ба Омер на горе Мероне прошел без каких-либо эксцессов.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке