"Господь Бог говорил нам в Хореве: "Полно вам жить у горы сей! Обратитесь в путь и идите на гору Амореев… в степь и низменность, в Негев и на берег моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрат"". (Второзаконие 1:6-7). Со времен великого мудреца и толкователя Священного Писания Раши (XI век) принято считать, что под Негевом и берегом моря в этих строках подразумеваются Газа и Ашкелон.
Евреи в Газе - в эпоху судей, Хасмонеев, при римлянах и при арабах
В ТАНАХе Газа упоминается более 20 раз. Самая известная история, связанная с этим городом, рассказывает о подвиге судьи Израилева богатыря Самсона. Именно в Газе он произнес "Умри, душа моя, с филистимлянами!", после чего обрушил храм, к стенам которого он был прикован, и погреб вместе с собой под руинами сонмище врагов.
О существовании еврейской общины в Газе ТАНАХ ничего не сообщает. Первое упоминание о ней относится ко II веку до н. э., к эпохе династии Хасмонеев. В 145 году до н. э. Йонатан, брат предводителя антиэллинистического восстания Йехуды Маккавея, захватил Газу, входившую в состав Набатейского царства. После этого в городе стали селиться евреи из других районов Иудеи, однако представители местных племен относились к ним враждебно. В 104 году до н. э. они попытались поднять восстание, обратившись за помощью к египетскому царю Птолемею VIII. Правителю Иудеи Александру Яннаю потребовалось несколько лет на то, чтобы подавить мятеж. Это завершилось практически полным разрушением Газы.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
Спустя 30 лет, когда в династии Хасмонеев вспыхнули жестокие распри, римский полководец Помпей, воспользовавшись ситуацией, захватил Иудею. Так под властью римлян оказалась и Газа. Новые власти начали отстраивать город заново и заводить в нем новые порядки. В 61 году до н. э. римский наместник Авл Габиний издал указ об изгнании евреев из Газы. Он сохранял свою силу около века.
В следующий раз евреи появились в Газе во время восстания Бар Кохбы в 66 году. Повстанцы атаковали местный гарнизон, но римлянам удалось отбиться. После окончательного разгрома отрядов Бар Кохбы Газа вновь увидела еврейские слезы: в местном порту римляне продавали в рабство захваченных в плен участников восстания.
В последующие годы ситуация в Иудее изменилась к лучшему. Евреи вновь получили возможность селиться в Газе, и здесь на протяжении всех веков римского владычества сохранялась сильная община. Наряду с греками, римлянами, персами и набатейцами евреи входили в состав местного сената. В 508 году, уже в византийскую эпоху, в Газе была построена необычайно большая для того времени пятиэтажная синагога. Ее украшала обнаруженная археологами мозаика высотой три и шириной два метра. Она изображала играющего на арфе псалмопевца Давида.
Еврейское присутствие сохранилось в Газе и после того, как 634 году она была захвачена арабами. В Каирской генизе хранится переписка раввинов из Газы с раввинами, жившими в Египте, которая относится к VIII-IX векам. В ней обсуждали различные галахические проблемы, в том числе и следующую: входят ли Газа и Ашкелон в пределы Эрец-Исраэль? Как уже было сказано, лишь в XI веке Раши однозначно интерпретировал содержащиеся в Торе слова о "Негеве и береге моря" как положительный ответ на этот вопрос.
Впрочем, и сохранявшаяся до этого времени неопределенность отнюдь не мешала развитию еврейской общины в Газе. Она преуспевала и под властью арабского халифата (VII-IX века), и при египетских династиях (IX-XI века) Однако после того, как в 1099 году Газу захватили крестоносцы, евреи были вновь вынуждены покинуть город. Они переместились главным образом в Ашкелон.
Еврейский лжемессия
К концу XIII века Газа оказалась в руках мамлюков и стала столицей провинции, простиравшейся от Синайского полуострова до Кейсарии. В это время в городе вновь начали селиться евреи. Побывавший в 1481 году в Газе флорентийский банкир Мешулам из Вольтерры насчитал в городе 60 еврейских домов. В своих записках он отметил, что видел в Газе несколько синагог и дом легендарного Самсона на живописном холме. Кроме того, Мешулам высоко оценил изготавливаемое местными евреями вино.
Известный толкователь Мишны и путешественник Овадья из Бертиноро, поселившийся в 1488 году в Иерусалиме, тоже оставил записки, в которых отмечается существование в Газе преуспевающей еврейской общины. В 1492 году она стала еще многочисленнее - за счет евреев, изгнанных из Испании. Многие из них решили поселиться в Эрец-Исраэль, и некоторые обосновались в Газе.
В 1516 году Палестина была завоевана турками-османами. В это время еврейская община Газы была третьей по величине в Эрец-Исраэль - после Иерусалима и Цфата. В начале XVII века ее главным раввином стал поэт и знаток Торы Исраэль бен Моше Наджадра, считающийся классиком еврейской литературы. Община процветала, и неслучайно именно в Газе провозгласил себя мессией Шабтай Цви - самый знаменитый лжемессия. Это случилось во время праздника Шавуот в 1665 году. Именно здесь Шабтай Цви встретил молодого раввина, известного как Натана из Газы и объявившего себя пророком пришедшего в мир Спасителя.
Из Газы Цви торжественно въехал в Иерусалим, где его встречали толпы ликующих евреев. Оттуда он отправился в столицу Османской империи - Константинополь. Весть о пришествии мессии быстро разлетелась по Европе. Евреи Венеции и Ливорно, Амстердама и Гамбурга распродавали все свое имущество и отправлялись в Константинополь, ожидая, что мессия поведет их в Эрец-Исраэль. Ходили слухи, что уже собирается армия десяти колен Израилевых, которая будет освобождать Иерусалим. Однако история Шабтая Цви завершилась печально - он сам принял ислам и большинство его разочарованных последователей были вынуждены вернуться в свои разоренные гнезда и строить жизнь заново. Лишь небольшая группа наиболее ревностных сторонников Цви во главе с Натаном из Газы продолжила считать его мессией и утверждать, что ислам приняла лишь его тень, а сам он вознесся на небо, откуда вскоре вернется и спасет всех евреев.
У самого Натана многочисленных последователей не нашлось, и Газе так и не удалось стать родиной еврейского пророка. После потрясения, связанного с явлением Шабтая Цви, жизнь общины в городе вернулась в нормальное русло. О еврейском квартале в Газе упоминается в записках христианских паломников, сделанных в конце XVII - первой половине XVIII века. В 1799 году город захватил Наполеон, и здесь началась эпидемия чумы. Евреи покинули Газу. Община полностью прекратила свое существование на несколько десятилетий.
Маятник возвращения в Газу
Следующее упоминание о евреях в Газе относится в 1869 году. Правда, тогда в городе проживали всего две еврейские семьи, перебравшиеся сюда из Марокко. В 1882 году во время Первой алии Газу посетил Заман-Давид Левонтин, чтобы изучить возможность поселения здесь репатриантов-"билуйцев". Город пришелся ему не по душе, и он предложил основать новый поселок в районе Али-Мунтар к юго-востоку от Газы. Эта идея так и не была реализована. Тем не менее в 1886 году в Газе насчитывалось уже 50 еврейских семей. Среди них были новые репатрианты из Российской империи, но большинство составляли давние жители Иерусалима, решившие попытать счастья в городе на берегу моря. Большинство из них в Газе, однако, не прижилось, и в 1895 году здесь осталось только 12 еврейских семей.
В 1907 году раввин Нисим Охана основал в Газе школу, преподавание в которой велось на иврите. На торжественной церемония ее открытия присутствовал "отец современного иврита" Элиэзер Бен-Йегуда. Тогда же в Газе открылась и миква. Но спустя несколько лет еврейская община в городе вновь прекратила свое существование. Во время Первой мировой войны турецкие власти изгнали евреев из Газы - как и из большинства других городов Эрец-Исраэль.
После поражения и распада Османской империи, когда Палестина оказалась под контролем англичан, евреи вновь начали возвращаться в Газу. Правда, шел этот процесс не очень активно. В начале 1920-х годов еврейская община города насчитывала всего несколько десятков человек. Им всем пришлось покинуть Газу во время еврейских погромов 1929 года, прокатившихся по всей Эрец-Исраэль. Самым кровавый из них произошел в Хевроне: там были убиты 67 человек и примерно столько же - ранены.
Читайте также
Тем не менее в начале 1930-х годов евреи вновь начали возвращаться в Газу. Перепись, проведенная англичанами, свидетельствует, что в 1945 году в городе и его окрестностях жили 150 евреев. Во время Войны за независимость они все перебрались в пределы только что возникшего еврейского государства.
В соответствии с утвержденным ООН 29 ноября 1947 года планом раздела Палестины в пределы арабского государства входили не только Газа, но и Ашкелон (Мадждаль), и Ашдод (Исдуд), и длинная полоса вдоль границы с Египтом к югу от Рафиаха. Однако, как известно, арабы категорически отвергли это решение, настаивая на передаче им всей территории "от реки до моря". В результате завязавшейся войны под контролем Израиля оказалась большая часть земель, на которых предполагалось создать арабское государство. Так Газа стала "сектором" - вытянувшейся вдоль берега моря узкой полоской земли с многочисленными лагерями беженцев для бывших жителей тех же Ашкелона и Ашдода, а также Яффо и других городов. Власть в секторе принадлежала Египту.
В 1956 году во время Синайской кампании ЦАХАЛ маршем прошел через Газу по направлению к Суэцкому каналу. В 1967 году в результате Шестидневной войны сектор оказался под израильским контролем уже надолго. Спустя почти 40 лет, в 2005-м, Израиль попытался расстаться с Газой навсегда. Два месяца назад вновь пришлось вернуться.
Итак, Газа никогда не была еврейским городом, и даже ее вхождение в пределы Эрец-Исраэль когда-то вызывало сомнения. Тем не менее еврейская община здесь существовала практически всегда. Под воздействием различных обстоятельств евреи на протяжении веков неоднократно покидали Газу. Но всякий раз возвращались…