Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+29+20
Иерусалим
+27+17

Мнения

А
А

Парадокс еврейского либерализма

Рост левого антисемитизма в странах англосферы подтолкнул еврейское население этих стран к правым партиям. Такое возможно и в США.

Чарльз Фейн Леман
10.12.2023
Источник:mnenia.zahav.ru
Участница пропалестинской демонстрации в Лос-Анжелесе (США). Плакат призывает к уничтожению Израиля. Фото: Getty Images / David McNew

Чарльз Фейн Леман, научный сотрудник The Manhattan Institute, пишет в статье, опубликованной в City Journal о том, что после теракта 7 октября многие американские евреи пережили два потрясения: шок от жестокости ХАМАСа и шок от поддержки этих зверей их предполагаемыми политическими союзниками. Либеральные евреи не только напуганы тем, что кампусы скандируют " there is only one solution: Intifada, revolution" ("есть только одно решение: интифада, революция"). Они также поражены.

Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире

Менее поражен один из шести американских евреев, который является консерватором. Антисемитские пристрастия американских левых, от партийных спонсоров до университетских активистов, были очевидны на протяжении многих лет, даже десятилетий. И то, что другие евреи осознают то, что уже знали консерваторы, и радует, и огорчает, пишет Леман и добавляет, что сейчас евреи-консерваторы должны сопротивляться соблазну сказать своим либеральным братьям: "Я же вам говорил!", а вместо этого попытаться прояснить суровую истину: многие американские евреи являются либералами из-за глубокой связи на уровне идентичности между их иудаизмом и их либерализмом — связи, которая крепла вместе с еврейско-американской идентичностью. Именно эта связь постоянно мешает им заметить антисемитизм других левых и только осознав это, они смогут выйти и из этой ситуации.

Американские евреи удивительно либеральны, пишет автор. Согласно опросу среди евреев, проведенному Pew в 2020 году, 71% идентифицировали себя как демократы и только 26% как республиканцы. Половина евреев называют себя "либералами", 16% "консерваторами", а остальные "умеренными". В этом смысле евреи ближе к демократам, чем латиноамериканцы, азиаты и мусульмане и они более либеральны, чем чернокожие. Евреи также ближе к демократам, чем те, кто зарабатывает столько же, сколько среднестатистическая еврейская семья. Как сказал Милтон Химмельфарб, бывший когда-то директором исследовательского отдела Американского еврейского комитета, "евреи зарабатывают, как члены епископальной церкви, а голосуют, как пуэрториканцы".

Фактически, большинство евреев выражают свою еврейскую идентичность через либеральные ценности. Отвечая на вопрос Pew, какие аспекты иудаизма являются "существенными", чтобы осознавать себя евреем, ортодоксальные евреи ответили, что они соблюдают требования морали и нравственности, еврейские традиции и продолжают семейные традиции. Однако у неортодоксальных первые места заняли память о Холокосте, соблюдение требований морали и нравственности, борьбе за справедливость и равенство и интеллектуальное любопытство. Последние два пункта особенно отождествляют их понимание иудаизма с либеральными ценностями, среди которых значатся интеллектуальная независимость и приверженность социальной справедливости.

Эта связь между иудаизмом и либерализмом не нова. С тех пор как евреи впервые иммигрировали в Соединенные Штаты, они выражали свою идентичность на языке либерализма. Еврейский этногенез - процесс превращения евреев в еврейских американцев часто приводил к тому, что иудаизм становился синонимом прогрессивизма.

Это было верно для первой большой волны еврейских иммигрантов, прибывших из Германии в середине девятнадцатого века. Эти новые американцы принесли с собой зачатки современного реформистского иудаизма, который возник, как результат движения Просвещения в немецком еврействе и был вдохновлен им. Американские еврейские лидеры той эпохи стремились сделать иудаизм литургически похожим на протестантское христианство, иногда отказываясь от правил кашрута, а в некоторых случаях даже соблюдая субботу по воскресеньям . В своих попытках сблизиться с культурой прогрессивной эпохи евреи также основали светские организации для укрепления нравственности, такие как Еврейская ассоциация молодых людей (Young Men's Hebrew Association, сравните с Young Men's Christian Association - прим. переводчика) и аналог движения Этической культуры. И здесь евреи стремились принять нормы белого англосаксонского протестантского общества. Поскольку это общество было - в духе девятнадцатого века - прогрессивным, то же самое происходило и с евреями.

Вскоре немецких евреев значительно превзошли по численности восточноевропейские евреи, почти 3 миллиона которых прибыли с огромной волной миграции между 1880 и 1920 годами. Многие из восточноевропейцев привезли с собой искреннюю приверженность социализму. В 1920-е годы евреи составляли 10% Американской коммунистической партии. Евреи Нью-Йорка направили в Палату представителей США двух первых социалистов: Мейера Лондона от Американской социалистической партии и Вито Маркантонио от Американской лейбористской партии (Маркантонио поддерживали итальянцы, евреи и пуэрториканцы). Степень приверженности этих евреев социализму со временем угасла, поскольку расстояние до старой родины и ужасы сталинизма сделали их неотъемлемой частью коалиции "Нового курса" (совокупность социально-экономических реформ, проводившихся в США в годы Великой депрессии по инициативе администрации президента Франклина Делано Рузвельта - прим. переводчика). Но они сохранили базовую приверженность универсальной социальной справедливости как светскому выражению еврейских ценностей.

Эти идеологические предпосылки усугубляются тем, что евреям пошел на пользу либерализм. Это верно в той мере, в какой либеральная толерантность сделала Америку самой безопасной страной на земле для евреев со времен письма Джорджа Вашингтона евреям Ньюпорта . Но это также верно, поскольку история еврейского прогресса в двадцатом веке является канонически либеральной. У евреев издавна было то, что Натан Глейзер и Дэниел Патрик Мойнихэн называли "страстью к образованию", в 1955 году школу посещали 62% евреев школьного возраста по сравнению с 26% среди населения в целом. В течение многих лет евреям запрещалось поступать в лучшие школы страны в соответствии с секретной политикой приема; когда их наконец приняли, школы быстро наполнились еврейскими учениками. Другими словами, евреи заняли столь многие выдающиеся позиции в послевоенный период благодаря личным академическим успехам и преодолению предрассудков - либеральному идеалу социальной мобильности.

Итак, либерализм дал евреям очень многое. А евреи, в свою очередь, многое дали либерализму - как лидеры, но также и на уровне коллективных ценностей. Чтобы пожинать плоды, предложенные Америкой, многие евреи переформатировали свои ценности в универсалистских терминах: чтобы они больше стать частью общего, американские евреи сделали либерализм универсальной заменой племенной идентичности.

Эта глубокая связь с либерализмом, среди прочего, почти наверняка является причиной того, что евреи убеждены, что именно правым присущ антисемитизм. В опросе Pew 52% респондентов заявили, что, по их мнению, Демократическая партия дружественна по отношению к евреям, и только 10% считают ее недружественной. Соответствующие цифры для республиканцев составляют 29 и 26% (остальная считают, что отношение нейтральное). Евреи в подавляющем большинстве убеждены, что они нравятся демократам, но они гораздо менее уверены в Республиканской партии.

Это примечательно, поскольку в целом взгляды обеих партий на евреев весьма схожи. В Американском национальном электоральном исследовании 2020 года (ANES) респондентов спрашивали, насколько тепло они относятся к евреям (среди других групп) по шкале от 0 до 100. Демократы (включая сочувствующих) дали евреям в среднем 73 балла, республиканцы всего на два балла меньше. При этом обе группы с одинаковой вероятностью не дадут евреям меньше 50 баллов, что равнозначно "прохладному" отношению к ним.

Такое сходство отчасти объясняется составом. Демократы моложе республиканцев, а молодые люди - по данным ANES - более прохладно относятся к евреям, чем пожилые. Что еще более важно, в коалиции Демократической партии больше небелых людей. При этом белые республиканцы значительно прохладнее относятся к евреям, чем белые демократы. Латиноамериканские и азиатские демократы относятся к евреям примерно так же, как и белые республиканцы, или немного холоднее. Чернокожие демократы значительно холоднее - почти на 12 пунктов, чем белые демократы.

Если сложить вместе возраст и расу, левый антисемитизм становится настоящей проблемой. Для статьи 2022 года политологи Эйтан Херш и Лора Ройден опросили 3500 человек, в том числе 2500 людей в возрасте от 18 до 30 лет, на предмет их согласия с заявлениями, призванными определить уровень антисемитизм. Они обнаружили, что пожилые чернокожие и латиноамериканские респонденты лишь немного чаще соглашались с такими утверждениями, как "евреи более лояльны к Израилю, чем к Америке" и "евреи в Соединенных Штатах имеют слишком много власти". Однако чернокожие и латиноамериканцы в возрасте до 30 лет и моложе соглашались с ними на 16 пунктов чаще, чем белые из той же возрастной когорты. Фактически, молодые чернокожие и латиноамериканские респонденты по своим ответам больше всего напоминали белых респондентов, идентифицирующих себя с альт-правыми.

Разумеется, антисемитами являются лишь меньшинство небелых демократов. Но то же самое можно сказать и о республиканцах, как белых, так и других, и, похоже, что разница в статистике невелика. Рациональный еврейский избиратель отнесся бы к угрозе антисемитизма в обеих партиях одинаково, хотя бы из соображений собственной безопасности. Вместо этого либеральные евреи игнорируют левый антисемитизм снова и снова, а потом удивляются, когда он становится слишком заметным, чтобы закрывать на него глаза.

Это парадокс, лежащий в основе американской еврейской идентичности. Быть евреем в Америке для многих евреев значит быть либералом - идентификация, имеющая глубокие корни в истории американского еврейства. Но для того, чтобы жить в этой идентичности, необходимо игнорировать антисемитскую гниль, которая заразила основные либеральные институты и которая теперь угрожает с обеих сторон политического спектра.

Этот парадокс сам по себе отражает отсутствие этнического самосохранения, как инстинкта, предшествующего либеральным ценностям. По сути, именно с этим стремлением к самосохранению либерализм находится в конфликте. Как однажды выразился Ирвинг Кристол, "если когда-то было нормально спрашивать про тот или иной ход событий или политические явления "хорошо ли это для евреев", то сегодня в Соединенных Штатах задать этот вопрос в еврейских кругах - значит вызвать насмешки и возмущение: насмешки над ретроградной ограниченностью такого отношения и возмущение по поводу предположения, что существует такая вещь, как еврейские интересы, отличные от интересов всего человечества".

Если этот еврейский универсализм и был когда-либо жизнеспособной моделью, то его время прошло. Растущая апатия к евреям и особенно к Израилю среди молодого поколения говорит о том, что в ближайшем будущем американские евреи больше не смогут полагаться на общий филосемитизм. Скорее, им придется тщательно выбирать своих политических союзников.

Читайте также

Это не всегда означает присоединение к политическим правым, на периферии которых есть свои ненавистники евреев. Но это означает, что не следует отвергать потенциальных союзников под глупыми предлогами. Американские евангелисты, например, любят евреев, а евреи их недолюбливают, часто на том странном основании, что евреи им "слишком нравятся". Любой человек, хоть немного знакомый с историей антисемитизма, не может всерьез воспринимать идею о том, что чрезмерная симпатия к евреям - это реальная проблема. В более широком смысле, евреи не могут продолжать раздавать свою идеологическую преданность бесплатно. "Тикун олам" больше не является достаточным основанием для того, чтобы голосовать за демократов. Евреи должны ставить свои голоса если не на групповые интересы, то хотя бы на сохранение группы.

Консерваторы, тем временем, должны осознать политическую возможность включить евреев, как и другие этнические меньшинства с высокими достижениями, в свою коалицию. Они могут сделать это не путем навязывания высших ценностей, а подчеркивая свою приверженность борьбе с антисемитизмом во всех его формах. Рост левого антисемитизма в других странах англосферы фактически подтолкнул еврейское население этих стран к правым партиям, заканчивает Леман свою статью. По его словам, "такая перестройка возможна и в США, но только если еврейские избиратели и американские правые захотят этого".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке