По территории, контролируемой Кремлем, были нанесены десятки ударов. Неизвестное число БПЛА атаковали Севастополь. По два дрона силам ПВО удалось сбить в Орловской и Рязанской областях. Как минимум шесть устройств прилетели в Брянск и окрестности. Три — в Калужский регион. Один аппарат был уничтожен в Подмосковье. Самому серьезному нападению подвергся аэропорт в Пскове.
Совместное базирование
По некоторым данным, не менее 20 дронов атаковали псковский аэропорт им. княгини Ольги. Это произошло 29 августа около 23:40 по местному времени. Информагентство ТАСС пишет, что "в результате атаки беспилотников повреждения получили четыре самолета Ил-76. Начался пожар, огнем охвачены два воздушных судна". ТГ-канал Baza сообщает, что "по предварительным данным, по итогам атаки два самолета Ил-76 были уничтожены, еще четыре самолета получили повреждения (официального подтверждения этой информации пока нет)". По данным ТГ-канала "Воля", "в аэропорту Пскова уничтожено полное топливохранилище, сгорели два транспортных Ил-76, еще два самолета этого типа повреждены. Сильно повреждены, возможно, уничтожены два ракетоносца Ту-22М3. Несколько беспилотников взорвались в расположении 104-й бригады ВДВ в Черемах (Псковская область), есть убитые и раненые, повреждена техника".
Российские военные пытались сбить беспилотники силами ПВО и выстрелами из автоматов. Однако очевидно, что по крайней мере несколько барражирующих боеприпасов достигли своих целей и повредили или уничтожили военные самолеты. Один из БПЛА попал в топливозаправочный комплекс на территории аэропорта, вызвав серьезный пожар.
Международный аэропорт им. княгини Ольги, или, как его называют местные жители, "Кресты", является аэродромом совместного базирования. Вместе с гражданскими воздушными судами тут находятся самолеты армии РФ. Российские СМИ сообщают, что на этом объекте дислоцирован 334-й военно-транспортный Берлинский краснознаменный авиационный полк (334-й ВТАП 61-й Воздушной армии Верховного главнокомандования), на вооружении которого стоят те самые самолеты Ил-76.
В интересах НАТО?
Авиационная энциклопедия "Уголок неба" называет Ил-76 средним военно-транспортным самолетом. Первый испытательный полет этого лайнера произошел в 1971 году. Спустя пять лет воздушное судно было принято на вооружение. На борт Ил-76 может взять 140 солдат или 128 парашютистов.
"Эти транспортники перевозят и десантируют с парашютом специальную технику ВДВ: боевые машины десанта, "шишиги" (легкий грузовик ГАЗ-66) и бронетранспортеры, — рассказывает на условиях анонимности российский военный эксперт. — Борты использовались для транспортировки советских войск в Афганистан. В СССР существовала легенда о том, что советская армия может в любое место на планете в течение суток доставить десантную дивизию со боекомплектом и вооружением. Основную работу по такой транспортировке должны были взять на себя именно "горбатые" — такое прозвище в ВВС получили Ил-76. Насколько мне известно, на Ил-76 должны были прибыть в аэропорт Гостомель десантники для захвата Киева в первый день большой войны. Однако упорная оборона и решимость солдат ВСУ сорвала эти планы".
По словам нашего собеседника, в настоящее время стоящие на вооружении армии РФ самолеты Ил-76 активно используются для перевозки грузов военного назначения и личного состава.
"У России таких самолетов сотни, — продолжает рассказ российский военный эксперт, — они производятся и в настоящее время. Почему мишенью для атаки стал именно псковский аэродром — неизвестно. Есть немало более привлекательных военных целей, расположенных ближе к Украине. Существует версия, согласно которой украинские атаки дронов прощупывают системы российской ПВО в интересах разведок НАТО. Возможно, стояла задача выяснить защищенность аэродрома, находящегося в непосредственной близости от границ стран Североатлантического альянса. Если представить, что маршрут полета дронов самолетного типа проходил над Беларусью, что является наиболее короткой дистанцией, то одновременно возникает возможность изучить боеготовность противовоздушной обороны двух союзных государств".
Кратчайший маршрут до Пскова от границы Украины — примерно 700 километров, пролегает по территории Беларуси. Крюк, который нужно сделать, чтобы лететь только над Россией, составляет примерно 100 километров.
"Аэродромы являются одной из приоритетных целей для атак дронов, — говорит "Новой-Европа" глава Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко. — Ведь самолеты достаточно легко поразить беспилотниками со сравнительно малой боевой частью. Даже небольшой взрыв, как правило, сильно повреждает летающие машины, а если самолет заправлен, обычно вызывает серьезные пожары, что может привести к возгоранию других стоящих неподалеку воздушных судов".
"Ил-76 — это цель, достойная применения дронов дальнего действия, — рассказывает "Новой-Европа" военный эксперт, полковник ВСУ в запасе Роман Свитан, — тем более что на псковском аэродроме они стояли скученно. Эти самолеты используются для перевозки техники, личного состава, военных грузов и даже ракет. Россияне думали, что их прикрывает гражданская авиация. Но операторы точечно отработали только по военным объектам".
По мнению Романа Свитана, атаки дронов, которые происходят на объекты в Крыму и глубоко в тылу РФ, это только начало, проба пера. Вскоре можно будет увидеть систематические и масштабные удары по военным объектам на территории России. Любой снаряд, уничтоженный на российском складе, не будет использован при обстреле Херсона или Орехова. Самолет, сожженный на российском аэродроме, не сможет пустить ракету по Одессе или Харькову, не отбомбится по Купянску, не доставит новых солдат на фронт. Любая дезорганизация в центрах принятия решений в Москве приводит к резко отрицательным для Кремля последствиям на фронте.
По словам Романа Свитана, в случае вывода из строя Керченского моста именно военно-транспортные самолеты наряду с кораблями и паромами будут осуществлять доставку грузов в Крым. Поэтому их уничтожение — это оправданная мера.
Армия дронов
"В настоящее время номенклатура выпускаемых в Украине беспилотников, используемых для атак на Россию, значительно расширилась, — рассказывает Александр Мусиенко. — Совершенствуется устройство, обновляется модельный ряд, увеличиваются масштабы производства. Сейчас создание наиболее перспективных образцов БПЛА ставится на поток. Параллельно операторы учатся обходить системы российских ПВО, делая в этом успехи. Особенно хорошо это видно на примере атак на российские военные аэродромы.
Интересно, что российская сторона сознательно сняла зенитно-ракетные комплексы с прикрытия своих городов, оголив населенные пункты, в пользу фронта и защиты оккупированных территорий".
Александр Мусиенко убежден в том, что приоритетными целями для дроновых атак Украины являются именно российские аэродромы, объекты армейской инфраструктуры, военные части и производства оборонно-промышленного комплекса. Наш собеседник ждет, что массированные удары по подобным объектам будут происходить все чаще.
"Существует две версии атаки на псковский аэродром, — говорит Роман Свитан. — Первая — это операция, проведенная группой украинских диверсантов или российских партизан, запустивших ударные дроны с территории России. Примеры подобных акций мы уже видели при уничтожении бомбардировщика Ту-22М3 на аэродроме в Новгородской области. Второй вариант — это использование для ударов БПЛА самолетного типа, запущенных с территории Украины. Тогда, как мне кажется, их курс проходил над территорией России, не затрагивая Беларусь".
Роман Свитан называет и возможную модель атаковавших регионы России беспилотников самолетного типа. Эксперт считает, что это может быть "Бобер", сконструированный по аэродинамической схеме "утка": основные крылья находятся у него ближе к хвосту. Издание BuildingTECH пишет, что такая конструкция обеспечивает эффективность изменения высоты для прохождения зон ПВО или смены цели без потерь подъемной силы. "Специалисты отмечают, что беспилотники "Бобер" лучше использовать в большом количестве, чтобы им проще было преодолевать ПВО и средства радиоэлектронной борьбы противника, — отмечают авторы статьи. — По предварительной информации, дальность полета БПЛА составляет тысячу километров. Он стоит около 4 млн гривен (около 108 тысяч долларов США). Размах крыла дрона примерно 2,5 метра, длина около 2-2,5 метра, скорость порядка 150-200 километров в час. Боевая часть предположительно равняется 20 кг взрывчатого вещества". ТГ-канал "Воля" также называет именно этот тип БПЛА в качестве оружия, осуществившего удары.
"Сейчас налаживается процесс производства наиболее перспективных моделей дронов и подготовки для них персонала, — рассказывает Роман Свитан. — Будут улучшаться характеристики беспилотных летательных аппаратов, расти профессионализм операторов. В итоге станут уничтожаться объекты военной инфраструктуры, производства оборонного комплекса, проектные бюро, нефтехранилища, центры управления и принятия решений".
По данным Романа Свитана, украинские власти в ближайший год планируют закупить или произвести для нужд армии до 200 тысяч БПЛА. СМИ сообщают, что Украина планирует в течение года приобрести около 200 тысяч единиц боевых беспилотных летательных аппаратов. Об этом заявил глава Госспецсвязи Юрий Щиголь. "Согласно заявлению Щиголя, из 40 млрд гривен (более 1 млрд долларов США), выделенных правительством на разработку беспилотных летательных аппаратов, уже использовано 25 млрд гривен, — сообщают журналисты. — Эти средства были направлены на выполнение контрактов на производство 22 тысяч боевых беспилотных аппаратов, из которых около 15 тысяч уже передано вооруженным силам Украины".
"После того как маршрут в обход районов ПВО будет проложен разведывательными БПЛА, за ними пойдут волны дронов-камикадзе, — резюмирует рассказ Роман Свитан. — Одновременно атаковать цели смогут десятки устройств. Начнут увеличиваться как дальность, так и количество используемых беспилотников. Будет расти их боевая мощность.
В обозримом будущем в России под ударом будут находиться все военные объекты и промышленность сферы ВПК до Урала".
Читайте также
Радость для украинцев
"Информация о результатах атак на военные объекты в российском тылу носит отрывочный характер, — объясняет "Новой-Европа" израильский военный эксперт Давид Шарп. — Точных данных о нанесенном ущербе нет. Кроме очевидного желания причинить противнику прямой военный урон, необходимо рассматривать еще несколько факторов. Среди них медийная составляющая. Появляется возможность немного порадовать измученных обстрелами украинцев: теперь не только в нас стреляют, но и мы. Так, успешная атака на Кремль, на здания в центре Москвы или даже в Подмосковье — это не только пощечина российской власти, но и сообщение россиянам, что война идет не где-то в далекой Украине, но и в самом сердце страны. Также есть и экономическая сторона вопроса. Средства, требующиеся на восстановление повреждений, не будут потрачены на войну".
Из имеющихся у Давида Шарпа данных можно сделать вывод, что Украина практически с нуля наращивает свои возможности в сфере беспилотной ударной авиации и ракетных вооружений. Украинцы уже самостоятельно производят машины, обладающие достаточным функционалом как по надежности, так и по дальности полета и размеру боевой части. При этом улучшаются навыки операторов таких дронов. "Можно предположить, что одной из приоритетных задач для украинцев является долговременное нарушение авиасообщения в Московском регионе, — говорит Давид Шарп. — Это будет серьезный имиджевый и экономический удар по Кремлю. Нельзя исключать возможность, что атаки важных объектов в глубине России станут настолько серьезным фактором, что заставят Кремль задуматься, а не стоит ли заключить джентльменское соглашение и в паритетном порядке перестать обстреливать украинские города. Для этого необходимо будет наладить массовое производство БПЛА и сделать их применение максимально эффективным. Россия, со своей стороны, должна улучшать систему ПВО и пытаться своевременно реагировать на постоянно возрастающие угрозы".