Я один из "чудаков" считающих, что человек, дважды осужденный за уголовные преступления, не может быть министром. Более того, не только осужденный, но и не получивший во второй раз реального срока, пообещав уйти из политики. А теперь он утверждает, что судьи его "не так поняли". Это напоминает как когда-то малолетний озорник утверждал, что его обещание "больше так не делать" не действительно, потому что когда он говорил "честное слово, больше не буду", он сложил определенным образом пальцы в кармане.
И в том, что на сегодня министр Арье Дери вынужден быть министром "закулисным", исключительно заслуга того самого БАГАЦа, про которую предпочитают не вспоминать этот БАГАЦ ненавидящие.
Но одновременно я уверен, что Дери прав, прав абсолютно и однозначно, и сделал хорошее дело для страны, когда провел новый "Закон о дарконах" (загранпаспортах), взамен существующего, по которому человек, совершивший алию в Израиль и становящийся в тот же день гражданином страны, одновременно получал и даркон.
Отсутствие логики? Значит хорошо, что он во власти? Наверное да, отсутствие. Если бы оно проявлялось у нас только в этом, в конце концов, не самом главном деле в нашей политической жизни!
Проблема немедленного получения даркона теснейшим образом связана с другой — автоматического получения израильского гражданства каждым евреем, кто это пожелает. Безусловное право еврея стать гражданином Еврейского государства (за исключением редчайших случаев отказа из-за уголовного прошлого, к примеру) — основа основ сионистской идеологии.
И не только евреем, но каждым, кто имеет на это право по Закону о возвращении. Проблема "внуков — евреев по дедушке", когда они тоже имеют право стать израильтянами, наверное, есть, о ней много писалось, но она не тема статьи. Повторю только, что на мой взгляд у отмены этого правила недостатков больше, чем у его сохранения.
Почему же на мой взгляд неправильно моментально предоставлять даркон сверхновому гражданину страны? Да потому что, как свидетельствует реальность, чуть ли не половина получив даркон, говорит "гуд бай" (слово "леитраот" она не выучила) Израилю, благо наличие синей книжечки в кармане открывает дверь в более, чем полторы сотни стран. И это в лучшем случае. А в худшем — получала перед расставанием "корзину абсорбции". Теперь же этот паспорт можно будет получить через год, в течение которого будет ясно, стал ли Израиль основным местом жительства.
Этот закон, собственно, не новый. Это возвращение к старому, измененному по инициативе НДИ в 2017 году - тогда отменили правило, по которому даркон выдавался через год после совершения алии.
Человеку свойственно судить о происходящем вокруг него сегодня на основании собственного опыта. Вчерашнего. Мой говорит, что первое предпочтение, первая задача нового гражданина страны — нахождение более-менее приличной работы. Что в большинстве случаев означает работу по специальности.
Что, в свою очередь, по умолчанию означает овладение хотя бы на минимальном уровне ивритом, в том числе — профессиональным.
Потом — машина, без которой более-менее нормально можно жить разве что в Хайфе, потом — квартира. Хотя эти приоритеты можно и поменять местами.
Я всю жизнь мечтал увидеть мир, мне не раз снилось, что я каким-то чудесным образом гуляю по Гайд-парку и слушаю выступления тамошних ораторов. Но поехали мы заграницу только на пятом году нашей израильской жизни. После того, как худо-бедно, но как-то мы решили первую задачу, что позволило нам погулять не только по Гайд-парку.
Изменение закона вызвало массовую негативную реакцию на так называемой "русской улице" Израиля. (Она действительно существует, в отличие от мифической "русской общины"). Аргументы протестующих против изменения закона просты и понятны: граждане Израиля делятся на два сорта, имеющие даркон, или точнее — право на него, и этим правом не обладающие.
И вообще, сегодня мир стал другим, не тем, которым был свыше трех десятков лет назад, границы становятся прозрачны, и человек может жить в одной стране, а работать в другой, в том числе онлайн.
И это правда, и это есть хорошо. Но…
Но есть два вопроса:
• где этот "гражданин мира" платит налоги?
• сколько таких, живущих на два дома, приходится на тысячу новых репатриантов, значимая ли это статистически величина, чтобы ее учитывать в законодательстве?
И есть три замечания.
Замечание первое
Возражение, что новых граждан страны делают гражданами второго сорта, лишая их права на непременный атрибут каждого гражданина — загранпаспорт, необходимый для свободного перемещения по миру — демагогия, только демагогия и ничего кроме, как демагогия.
Никто не закрывает для ее новых граждан границу страны. Закрыть выезд из Израиля можно только по решению суда в связи с требованием безопасности, как, к примеру, атомному предателю Вануну, злостным неплательщикам алиментов или должникам банков.
И никто не лишает их второго, вернее первого гражданства, не требует аннулировать имеющийся у них загранпаспорт. В конце концов они могут получить израильский "лессе пасе", дающее возможность безвизового въезда в 35 стран.
Да, был период продолжительностью примерно два десятилетия, когда уезжая, репатрианты из СССР уезжали навсегда, прощались навсегда с теми, кто оставался и с тем, что они оставляли. И я был в последних рядах, оказавшихся в таком положении. Но не потому, что не выпускали, а потому что не впускали. Никто никого насильно в Израиле не держал и не держит.
Замечание второе
Давая своим гражданам заграничный паспорт, государство берет на себя обязательство оказывать им консульские услуги и защищать их, если с ними что-нибудь за границей случится. Достаточно вспомнить сколько шуму наделал арест Наамы Иссахар при транзитной посадке по дороге из Индии в аэропорту Шереметьево, когда у нее в чемодане нашли 9,5 г гашиша и сколько усилий потратил наш премьер-министр, чтобы ее вытащить.
Читайте также
Замечание третье
Мне не известны цифры числа сверхновых граждан страны, которые не могут нормально функционировать, не получив даркона. Но мне известны случаи, когда люди приезжали в страну, получали даркон и … уезжали. Впрочем, примеры подобного знают все. Все, кто хочет знать. Они уезжали, потому что они и не собирались оставаться. Израиль не был для них своей страной, и они не хотели, чтобы Израиль стал для них своей страной.
В качестве аргумента против часто приводится пример США и ФРГ, где иммигрант, становясь гражданином страны, одновременно получает право и на загранпаспорт. Кстати, в ФРГ, как и в Греции, и этим они отличаются от США, или, к примеру, Австралии, критерием разрешения на ПМЖ является этническая или религиозная принадлежность. Честно признаюсь, что я не знаю, как обстоит дело с получением гражданства в Греции, но в Австралии надо прожить четыре года, в США — пять, а в ФРГ — восемь. (Данные по Австралии и ФРГ я нашел в Сети и если в чем-то ошибся, то без проблем приму уточнение от граждан этих стран.)
Так что эти сравнения, обвинения в дискриминации, как говорил один видный политический деятель первой четверти прошлого века: формально правильно, издевательски по существу.
Свою страну, Израиль, надо считать своей страной.