Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Сосуществование возможно. И необходимо

Речь давно уже идет не о реформе. Речь идет о том, как дальше сосуществовать Израилю религиозному и Израилю светскому.

31.05.2023
Фото: TPS

- У меня нет времени на пререкания с идиотами, - сказала одна знакомая.

- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на споры с баранами, - сказал другой.

В нынешнем израильском конфликте они находятся по разные стороны баррикад.

Господи, как я завидую людям, которым все ясно, у которых эти плохие, те - хорошие, белое тут, черное - там, и никаких, абсолютно никаких сомнений в своей правоте. Попытка уточнить у них, почему они так уверены, приводит к искреннему удивлению: "как ты не видишь, ведь это так и есть". Как бы мне хотелось жить такой простой, ясной, пуританской жизнью духа.

Но для этого надо ослепнуть на один глаз и оглохнуть на одно ухо, как мне кажется. Потому что, глядя двумя глазами и слушая двумя ушами, очень трудно утверждать, что все люди справа от меня - мракобесы, паразиты, нахлебники и тунеядцы, а все люди слева от меня - оторванные от своего народа проплаченные анархисты и национал-предатели. Что вся правда - только тут. Или только там.

Я не верю ни в какие конспирологические теории о подкупленных толпах с промытыми мозгами. Я также не верю ни в специальное предназначение народа (любого народа), ни в то, что все предрешено, ни в здоровый инстинкт масс. Но я верю, что только тот народ выживает, в котором общего больше, чем разного. И потому толпы на улицах, размахивающие флагами, вызывают у меня смешанные чувства: я рада, что такому огромному количеству людей не все равно, что будет со страной. Но мне грустно от того, что раскол, так ярко явленный нам в последние месяцы, не исчезнет с отменой или остановкой судебной реформы. Потому что речь давно уже идет не о реформе. Речь идет о том, как дальше сосуществовать Израилю религиозному и Израилю светскому.

Вопреки многим я верю, что такое сосуществование возможно. Я думаю, что оно необходимо. Оторванный от своей истории и традиции Израиль становится еще одной маленькой, провинциальной, очень дорогой средиземноморской страной, и вопрос "Почему именно Израиль?" для многих становится безответным. Но почему предполагать, что есть только один способ знания истории и только один правильный способ соблюдения традиций. Разве традиции можно соблюдать только в лапсердаке и шляпе, а в шортах и майке нельзя?

Читайте также

Я - не большой знаток Торы, но мне кажется, что суть ее, главный ее смысл - не в том, как хранить молочную посуду, и не в том, какой длины платья должны носить женщины, и где сидеть. И даже не в жестком соблюдении субботы. А в чем? В моральном кодексе, впервые в истории человечества сформулированном четко и ясно: не убей, не укради, не возжелай жены ближнего своего. Все остальное, вся эта сложная система запретов и регуляций - это не более, чем средство, способ выжить в изгнании, остаться собой, не смешаться, не раствориться в окружающих народах. Способ сработал, мы выжили. У нас есть своя страна. Мы можем вернуться к главному. Но традиция на то и традиция, чтобы меняться медленно. Веками. Невозможна новая традиция прямо сейчас, как невозможен мир прямо сейчас или немедленное всеобщее благополучие.

Жили 2000 лет назад, на смене тысячелетий, два еврейских мудреца, Шамай и Гилель. Оба почитались еврейским народом настолько, что даже царь Ирод старался их не обижать. Они были друзьями, учились у одних и тех же учителей, но очень между собой очень различались.

Гилель был мягким спокойным человеком, которого невозможно вывести из себя. При решении серьезных, важных проблем он всегда искал компромисс, даже будучи уверенным в собственной правоте. Шамай же отличался резким и вспыльчивым нравом, легко приходил в ярость, всегда стремился к идеалу и не шёл ни на какие уступки.

В одной еврейской притче рассказывается:

Как-то человек пришел к Шамаю и сказал:

- Хочу принять иудаизм, но только при условии, что ты научишь меня всей Торе, пока я стою на одной ноге.

Взбешённый Шамай прогнал его тумаками.

Тогда человек отравился с той же просьбой к Гилелю.

- Суть Торы в том, чтобы не делать другим то, что ненавистно тебе, - сказал Гилель. - Это вся Тора, все остальное - лишь пояснения к ней.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке