Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Юридическая реформа: кто, что и зачем

Ни за какие правые идеалы они не борются, им нужна чудовищная несправедливость в основополагающих вопросах выживания еврейского государства.

12.03.2023
Источник:mnenia.zahav.ru
Фото: GPO / Amos Ben Gershom

Пересказывать ежедневную израильскую новостную сводку не имеет никакого смысла. Все и так знают, что вот уже долгое время ее большую часть занимают сообщения о продвижении в Кнессете законов о правовой реформе и его последствиях — протестах, демонстрациях, выводе капиталов из Израиля, отказов резервистов от участия в сборах и тому подобное. В целом эти новости перекрывают даже сообщения о терактах и продвижении Ирана к ядерной бомбе. При этом за непрерывным потоком ежедневных событий многие уже забыли, о чем, собственно, идет речь, что именно предлагается и зачем.

Напомню, предлагается довольно резко изменить баланс властей, то есть существенно ограничить полномочия власти судебной и увеличить — власти законодательной и исполнительной. В этом главный смысл реформы.

Такого рода идеи всегда принято оценивать с точки зрения двух критериев — их концептуальной верности и текущей политической целесообразности. Нет сомнений, что концептуально эти предложения абсолютно не верны. Концепция разделения властей в демократическом обществе подразумевает равноправие трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. К настоящему моменту в Израиле этих трех ветвей просто нет. У нас их всего две. Потому что законодательная и исполнительная фактически, да во многом и формально, слились в нечто неразрывное, называемое "коалиция". Все знают, что коалиция формирует правительство из лидеров и наиболее авторитетных депутатов, вошедших в нее партий, что практически гарантирует поддержку "большинством в Кнессете", которое и есть коалиция, (то есть законодательной властью) любых предложений правительства (власти исполнительной). Когда-то в славном и легендарном 1948 году предполагалось, что устранить перекос в полномочиях между законодательной и исполнительной властями должна конституция, которую Кнессету было вменено в обязанности принять в …, вы будете смеяться, в 1949-м. Решение об этом, принятое Кнессетом же 75 лет назад, висит в его зале заседаний и сегодня. То ли как памятник несбывшимся надеждам, то ли как индульгенция всем последующим составам Кнессета, не исполняющим многие свои обязанности так же, как депутаты славного первого созыва.

Итак, мы имеем две ветви власти вместо трех и предложения о реформе, согласно которой коалиция может принять любой закон, который сочтет нужным или просто выгодным для себя, и никто не сможет ей воспрепятствовать. Именно так, потому что заблокировать закон в Израиле может только Высший суд справедливости (БАГАЦ). Реформа Левина-Ротмана позволяет Кнессету преодолеть вето БАГАЦа 61 голосом. 61 голос — это фактически минимальная коалиция. Без 61-го голоса ее просто нет. Для самых придирчивых специально оговорюсь, что я не буду рассматривать редчайшие в истории Израиля случаи существования правительства меньшинства. Таким образом нам предлагают вместо концептуально неверной ситуации с двумя ветвями власти, еще более неверную — диктатуру одной ветви. Предлагают забыть о любимой когда-то премьер-министром Нетаниягу любимой цитате "есть в Иерусалиме суд" и заменить ее на "есть в Иерусалиме правительство".

Давайте теперь посмотрим, зачем это все, какова политическая целесообразность текущего момента. Инициаторами и сторонниками реформы утверждается, что всесилие БАГАЦа сильно мешает правительству и Кнессету принимать необходимые стране и народу решения. Что если освободить коалицию и правительство Нетаниягу от диктатуры БАГАЦа, то победившие на выборах 1 ноября партии смогут изменить ситуацию таким образом, что граждане станут жить лучше. А при существующем раскладе сил они этого сделать не могут. Возникает вопрос — о каких именно решениях идет речь. Что именно хочет сделать нынешняя коалиция такого, что согласно ее опасениям, не позволит ей БАГАЦ. Для начала немного статистики, иллюстрирующей размах "диктатуры БАГАЦа". За 30 лет БАГАЦ смог заблокировать 22 законодательные нормы, противоречащие двум основным законам — о свободе и достоинстве человека и свободе предпринимательства. Из этих 22-х случаев лишь два касались борьбы с терроризмом: в 2010 году БАГАЦ отменил временный закон о продлении арестов подозреваемых в терроризме без присутствия в суде обвиняемых и их адвокатов, а в 21-м году запретил лишать семьи осужденных за терроризм детских пособий. Правильны были эти решения судей или неправильны, абсолютно очевидно, что в вопросах противостояния террору Высший Суд Справедливости дает любому правительству Израиля полную свободу. Замечу, что столько же раз, то есть 2, БАГАЦ защитил права не лиц, подозреваемых в терроре и связанных с ними, а наоборот — солдат Армии обороны Израиля и поселенцев. В 1999 году он запретил держать солдат под арестом в течение 96 часов без судебного ордера, а в 2005-м постановил уравнять компенсационные выплаты евреям, насильственно выселенным из Сектора Газа, независимо от возраста. Можно утверждать, что проправительственная пропаганда о насквозь левом Высшем Суде Справедливости в этой важнейшей сфере является просто лживой.

5 раз Высший Суд Справедливости вмешивался в область финансово-экономических прав граждан и в сферу свободы предпринимательства. Ни одно из этих решений не носило масштабного и судьбоносного характера, не повышало и не понижало налоги, не препятствовало принятию бюджета и т.п. 4 раза были отменены решения по борьбе с нелегальной иммиграцией, что, разумеется, не по нраву многим израильтянам, но эти решения просто противоречили подписанной правительством и ратифицированной Кнессетом соответствующей Женевской конвенции. Так что и тут левыми были не судьи. Еще несколько решений БАГАЦа касались ситуаций, связанных с процедурными и ситуационными вопросами типа суррогатного материнства и пиратской радиостанции "Аруц Шева".

И тут мы доходим до сути. 4 раза Высший Суд Справедливости отменял законы, в которых были заинтересованы партии религиозных ультраортодоксов. В числе этих случаев — попытки сделать выплаты пособий учащимся ешив выше, чем другим группам населения, а также! — закон Таля. В 2012 году Высший Суд Справедливости признал дискриминационным так называемый закон Таля, который освобождал ультраортодоксов от обязательной в Израиле военной или альтернативной гражданской службы. Вот для чего эта так называемая реформа вошла в коалиционные соглашения. Ни за какие правые идеалы они не борются, наоборот, им нужны грубейшие нарушения и чудовищная несправедливость в основополагающих вопросах выживания еврейского государства — в распределении рисков и опасностей в бою за Израиль.

Читайте также

Ну и попутно добавилась еще одна вещь — закон Дери, возможность назначить рецидивиста на министерский пост. Обратите внимание — никто не обвиняет суд в том, что Дери был осужден несправедливо, что приговор был политически мотивирован. Нет, Дери сам признал свою вину, заключив сделку с правосудием, чтобы второй раз не сесть в тюрьму. Речь идет именно о назначении дважды приговоренного за корыстные преступления на посты, где он будет распоряжаться гигантскими суммами общенародных средств. БАГАЦ отменил это решение, основываясь на критерии разумности. Левин и Ротман настаивают, что этот критерий вообще должен быть отменен. Вопрос о критериях всегда сложен, но в данном конкретном случае у меня нет сомнений, что правда на стороне суда. Нет разума в таком назначении, когда признавшемуся вору доверяют миллиарды бюджетных денег, пусть даже тысячи избирателей проголосовали за него на выборах. Кстати, о ворах. В 2009 году Высший Суд Справедливости запретил правительству иметь и строить в Израиле частные тюрьмы, а всего 17 из 22 отмененных БАГАЦем решений были приняты правительством при премьер-министре Нетаниягу.

Очевидно, что все изложенное доказывает, что никакого отношения к угрозам демократии, правым ценностям и идеалам, безопасности и процветанию Израиля реформа Левина-Ротмана просто не имеет. Наоборот, планы нынешней коалиции состоят в установлении ее всевластия в пользу меньшинства населения в ущерб большинству и, возможно, с целью принятия еще каких-то решений, о которых они просто не говорят. Либо вся эта реформа глупа, мелочна и по сути своей не стоит и сотой доли того шума, который вокруг нее подняли. Либо у ее авторов есть еще какие-то планы, о которых они предпочитают умалчивать. И вот это уже и называется простым и понятным словом "заговор".

За два месяца работы правительства от рук террористов погибло 14 израильтян. По сведениям американской разведки, до создания иранской атомной бомбы остались считанные дни. Буквально, а не фигурально. Не недели, а дни. Капиталы уходят из страны, общество, армия, полиция, службы безопасности расколоты. Ни об одном решении, ни в одной из этих областей нам неизвестно. Не БАГАЦ что-то отменил, благо, все его заседания по важным общественным вопросам идут в прямой интернет-трансляции, они просто не были приняты. По инициативе, чтобы не сказать, по вине правительства главный вопрос на повестке дня — полномочия Высшего Суда Справедливости и состав комиссии по назначению судей.

Хочется задать вопрос из старого детского анекдота — папа, ты о чем разговариваешь?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке