Да простят меня И.В. Сталин и Ф.М. Эрмлер за использование их формулы в совершенно ином смысле, но уж больно словосочетание подходящее, грех не украсть.
Почему перелом? Потому что 24 февраля 2022 года старый мир рухнул.
И сейчас все будут писать о войне, о прогнозах, об ужасах и вере в победу добра над злом, а я хочу написать о себе. О себе и о том мире, в котором нам всем теперь придется жить. И мне вместе с вами.
Соблазнительно считать, что это всего лишь очередной конфликт, просто на этот раз в центре Европы, просто на этот раз - два близких нам государства, просто на этот раз мы не верили и верить не хотели, что это вообще может случиться. Но оно случилось. В этом главный итог прошедшего года. И я с упорством, достойным лучшего применения, постоянно твержу: 24.02.22 мир изменился!
Да в чем же он изменился? В том, что это стало возможным. В том, что старые понятия о морали, поливариантности суждений, отношения к дихотомии добра и зла закончились в этот февральский день. Мир перестал быть сложным. Мир стал простым и однозначным, как всегда происходит во время войны. Есть враг, и врага надо уничтожить. И кто этот враг - для вменяемых людей однозначно ясно и понятно.
Несмотря на вялое блеяние: нацисты-фашисты, бандера-шухевич, снесли памятник-переименовали улицу - все это больше не имеет никакого значения. Есть война, а война - это всегда ненависть, и меня удивляют израильтяне, которые этого не понимают.
Я не собираюсь дискутировать по поводу Бандеры, Петлюры, ОУН и так далее. Все это никто не отменял, как никто не отменял Освенцим и Майданек, Лидице и Орадур, Власова и Локотскую республику, все те преступления, который творились 80 лет назад. Да, Германия покаялась. Вилли Брандт встал на колени. Но это произошло через десятилетия после второй мировой, а обер-лейтенант вермахта Курт Вальдхайм был мало того, что главой европейского государства, так еще и генеральным секретарем ООН. И в России ставят памятники Сталину, но это почему-то не вызывает такого всплеска эмоций, хотя и Сталин уничтожал евреев. И Буденный. Но народ возмущается Петлюрой. "Конармию" Бабеля почитайте, борцы с антисемитизмом УНР.
Процесс искупления долгий, болезненный, эмоциональный, но необходимый. Вот только не сейчас. Не сейчас, когда у нас перед глазами Буча, Мариуполь, Харьков и Херсон. Все будет. Покаяние будет. "Разбор полетов", о котором мы так мечтаем - все будет. Но сегодня у нас "биполярка" (в хорошем смысле). Четкое разделение на добро и зло.
Сегодня в мире обнаружилось абсолютное кристально-ясное зло. Как известно, противостояние злу - добро. И то, что добро сегодня не ангельски прекрасно для особо ретивых товарищей, ситуацию не меняет. Точно так же, как зло не перестает быть злом от того, что кто-то по ту сторону поребрика пытается от него отмежеваться. Одним надо потерпеть до уничтожения корня зла, и тогда уже разбираться, кто там что когда переименовал и в честь кого, а другим - перестать бить себя в грудь и признать, наконец, что зло стало абсолютным не без их помощи и содействия.
В этом и состоит великий перелом: мир снова стал черно-белым, как ни стремились мы в прошедшие эпохи модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма оперировать понятием "не все так однозначно". 24.02.22 все стало однозначно. Несмотря на. И вопреки. В этом главный урок прошедшего года. Не для Европы, Украины, России - для нас. Война все расставила по местам, теперь можно до посинения рассуждать о том, насколько это все нас касается или не касается, ибо уже коснулось. И коснулось так, что обожгло, если не навсегда - то надолго. И если я о себе - то меня. Обожгло.
Ставшая банальной наивная фраза Ивана Карамазова о слезе ребенка, на которой нельзя построить всемирное счастье, оказалась пророческой. В Буче. Оказалось, что Федор Михайлович - прав, нельзя. Вообще нельзя. Ничего нельзя, если есть слеза ребенка. Ничем не оправдать. И это больше не литература, а реальность.
Читайте также
Все эти "всем лучшим во мне я обязан книгам" - пустое сотрясение воздуха: те, кто похищали детей, убивали детей, насиловали детей в Ирпене и Мариуполе, эти нелюди читали те же самые книги, что и мы с вами. И те же фильмы смотрели, все эти лубочные "В бой идут одни старики", где воевали рыцари без страха и упрека. Сильно это их изменило? Ни капли. Так нелюдьми и остались.
И это тоже урок прошедшего года - нет никакой волшебной силы искусства, никакая "красота" мир не спасет. Все это умильные благоглупости. Мир страшен, мерзок, жесток и нет ему дела ни до какой красоты, сколько бы прекраснодушно ни твердили обратное. Именно поэтому я не верю ни в какую "прекрасную Россию будущего". Ни Афганистан, ни Чечня ничему не научили, с какой стати сейчас война кого-то там добру научит?
Вот еще один урок прошедшего года.
А как же любимая присказка наших граждан, про то, что у нас свои интересы, это не наша война, пусть жаба с гадюкой выясняют спор славян меж собою? А это, любезные мои соотечественники, как раз та самая позиция, с которой мир до сих пор смотрел на наш конфликт с соседями: нам-то что? Пусть они там сами разбираются, у нас своих дел по горло. Мы хотим быть такими же?
Ну вот, доигрались. И это пусть не последний, но важнейший урок прошедшего года: нет понятия "не наша война". "Не наша" как-то странно и нелогично вдруг становится "нашей", как это случилось 11 сентября в далеком и сытом Нью-Йорке. Да и то не сразу дошло.
Может до нас дойдет быстрее? 24.02.22 стало таким же символичным, как 11.09.01.