В Киеве на уровне высшего политического руководства действительно существует недовольство позицией правительства Израиля - об этом в интервью сайту 9 канала ИТВ заявил эксперт по вопросам украинско-израильских отношений Шимон Бриман.
- Позиция Израиля с точки зрения Украины давно выглядит не как нейтралитет, а как холодно-отстраненное нежелание помогать стране, которая обливается кровью в борьбе за свою свободу и независимость, напрягая все усилия для обороны. Это выглядит тем более болезненно, потому что от Израиля ожидали большего понимания этой фактически войны за независимость Украины - так как и сам Израиль переживал такие трудности, будучи атакованным пятью арабскими странами в 1948 году, - отметил собеседник 9 канала.
- На отношения не повлияла смена премьера в израильском правительстве?
- По моим индикациям, киевское руководство просто устало от красивых фраз и пустых деклараций израильских премьеров - и Беннета, и Лапида, - чьи слова никак не подкрепляются реальными делами. Когда глава Минобороны Ганц заявляет, что "Израиль разделяет позицию Запада" в отношении Украины, то в этих словах есть изрядная доля фальши - потому что страны Запада реально помогают делами, а не заявлениями.
- Что на данный момент Киев подразумевает под реальной помощью? Виды вооружения? Включение в список стран, введших санкции против России?
- Основная помощь от Государства Израиль ведется по линии МИДа в рамках программы МАШАВ (международное сотрудничество), чей бюджет изначально ограничен. Например, в августе в рамках этой помощи доставлены в Украину и переданы послом Израиля Михаилом Бродским 100 тысяч продуктовых пайков быстрого разогрева, а также канистры с питьевой водой. Это все прекрасно, но, как говорится, "на один зуб".
По цифрам: из 850 тонн гуманитарной помощи Израиля Украине только 200 тонн - это помощь от государства, а остальное - помощь гражданского общества, различных общественных организаций - таких, как амута "Израильские друзья Украины".
Но то, в чем Украина реально нуждается и что просит у Израиля, или не делается, или не разрешается, или не дается.
Во-первых, запрос правительства Украины о кредите в 500 млн долларов пока остается без ответа и тормозится Минфином Израиля. При том что только к августу 2022 года профицит госбюджета Израиля (превышение доходов над расходами) составил более 10 млрд долларов. И Киев просит о кредите с процентами, а не о подарке.
Во-вторых, Минобороны запрещает даже частным компаниям Израиля продавать для Украины защитное вооружение и снаряжение за "живые деньги", по полной цене. Кроме того, Минобороны запрещает третьим странам передавать Украине вооружение, которое было куплено этими странами в прошлые годы.
В-третьих, до сих пор не выполнено обещание главы Минздрава Израиля Нисана Горовица о лечении группы раненых украинских солдат в клиниках нашей страны. Горовиц публично озвучил это обещание еще 18 мая - прошло уже 100 дней, но дело не продвинулось ни на миллиметр.
Если сложить вместе только эти три пункта, станет понятнее усталость Киева от красивых слов правительства Израиля. Я полагаю, что по совокупности этих причин президент Зеленский не нашел время для того, чтобы 24 августа просто услышать по телефону поздравления премьера Яира Лапида с Днем независимости Украины. Их разговор перенесен на 1 сентября - возможно, Лапид будет звонить "не с пустыми руками".
Читайте также
- В Израиле недовольны тем, что Украина требует к себе "особого внимания", не учитывая отношения между Иерусалимом и Москвой…
- В Киеве хорошо понимают сложный узел отношений Израиль - РФ, особенно с завязкой по Сирии. Никто не предлагает подвергать риску вопросы безопасности самого еврейского государства. Поэтому Киев делает акцент хотя бы на трех упомянутых моментах, не связанных с прямыми поставками оружия из Израиля: кредит, разрешение третьим странам передать Украине давно купленные оборонительные вооружения, взятие на лечение раненых солдат ВСУ. Приводят в пример Турцию: она помогает Украине реальными вооружениями, и при этом сохраняет прекрасные отношения с РФ.
- Запрет на посещение хасидами Умани - это своеобразная "ответка" с пониманием израильского предвыборного расклада?
- Запрет на посещение Умани - это не "ответка", а реальная обеспокоенность тем, что русские ракеты могут прилететь в места паломничества, а виноватой окажется Украина. Кроме того, охрана паломников - это отвлечение сил безопасности Украины от более важных задач. В прошлые годы на охрану хасидов в Умань свозили 500-550 полицейских со всей Украины. С Уманью есть юридическая проблема: правительство Украины не может формально полностью запретить въезд паломников, потому что это будет нарушение соглашения о безвизовом въезде израильтян. Отсюда все формы максимально резких предупреждений и просьб не ехать в сентябре в Умань. Но для бреславских хасидов эти предупреждения не являются преградой для визита к рабби Нахману. Наоборот, с точки зрения их философии, чем больше трудностей возникает на пути - тем больше заслуга посетившего могилу рабби Нахмана в Умани.
- То есть совпадение по времени недовольства Киева Иерусалимом и предупреждения против паломничества в Умань - случайное?
- Да. Просто неудобный тайминг для паломничества: у Украины полно своих забот на фронте и в тылу. Но даже такие резкие предупреждения не остановят "горячие головы" среди бреславских хасидов. Могу спрогнозировать, что и на границах Украины, и в самой Умани мы увидим в сентябре массу конфликтных ситуаций с паломниками, пробующими проникнуть к заветной цели всеми способами.