Институт политики и стратегии (IPS) при Университете имени Райхмана в Герцлии, которым руководит генерал-майор резерва Амос Гилад, бывший глава военно-политического управления генштаба ЦАХАЛа, опубликовал доклад об актуальной ситуации в мире в связи военными действиями в Европе и их влияния на Израиль. Приводим ключевые фрагменты этого материала.
Украинский фронт
Война на Украине продолжается, и до сих пор в этой кампании нет никаких признаков военного или политического прорыва. Россия усиливает давление, но на данном этапе не в состоянии добиться своих целей - разгрома украинской армии и замены власти на пророссийское правительство.
Запад во главе с США помогает Киеву путем поставок оружия и гуманитарной помощи, оказывая политическое и финансово-экономическое давление на Россию. Однако он воздерживается от прямого вмешательства в конфликт или от введения бесполетной зоны, опасаясь быть втянутым в полномасштабную войну. Россия сопротивляется санкционному давлению и продолжает атаковать военные и гражданские объекты на Украине, при этом угрожая применить ядерное оружие в случае вмешательства Запада.
Динамика ситуации ухудшается и приближает ее к точке невозврата в отношениях между Западом и Россией. Российские вооруженные силы продолжают попытки реализовать свои оперативные цели в Украине, а политические и деловые круги США и Европы усиливают действия, направленные на то, чтобы сокрушить российскую экономику. Таким образом, эта кампания ведет к формированию нового мирового порядка и изменению глобального баланса сил.
Война на Украине имеет прямое влияние на заключение ядерного соглашения в Вене. Переговоры были приостановлены, хотя стороны достигли окончательной формулировки. Россия обусловила подписание ядерного соглашения гарантиями Вашингтона, что санкции, введенные против нее после войны на Украине, не повредят ожидаемому сотрудничеству с Ираном после подписания соглашения.
США полны решимости "снять" иранский вопрос с повестки дня, а Тегеран видит высокий экономический потенциал соглашения. В этой ситуации вероятность подписания ядерной сделки очень высока.
Ближневосточный фронт
Возврат к ядерной сделке позволит Ирану вновь стать важным игроком на мировом энергетическом рынке, направить ресурсы в местную экономику и в наращивание военной силы. После заключения соглашения ничто не помешает Ирану продолжать развивать передовые военные средства (беспилотники, высокоточные баллистические ракеты), сохранить свой потенциал в ядерной сфере, подрывать стабильность суннитских режимов и расширять свое влияние в регионе.
Уже сейчас Иран не боится применять силу - через своих "прокси" или напрямую против стран Персидского залива и даже против США в Сирии и Ираке. Так, Иран запустил 12 баллистических ракет по целям в Эрбиле (Иракский Курдистан). Иранский КСИР взял на себя ответственность за нападение, которое, по их утверждению, было совершено по секретной израильской базе, из которой шесть израильских БПЛА атаковали иранский военный объект в районе Керманшаха.
США подтвердили заявление Ирана о причастности Израиля к зданию, подвергшемуся нападению КСИР, тем самым фактически оправдав отсутствие своего ответа. Если эти сведения верны, это новая ступень в продолжающейся битве между Ираном и Израилем. После этого нападения Иран провел кибератаку на правительственные веб-сайты Израиля. Иранское нападение должно было послать Израилю сдерживающий сигнал и послужить дополнительным предупреждением странам Персидского залива.
Кроме того, атака должна была показать отсутствие американской мощи в регионе. Отсутствие реакции США на действия Ирана рассматривается как слабость наряду с другими шагами: стремлением подписать ядерную сделку с Ираном, отказом признать хуситов террористической организацией (а теперь еще готовностью удалить из списков террористических организаций сам КСИР), обновление стратегического союза с Катаром. С другой стороны, холодный прием, который администрация оказывает наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммаду ибн Салману, усиливает напряженность в отношениях с ОАЭ и Саудовской Аравией.
В этом контексте Абу-Даби и Эр-Рияд сделали выбор в пользу сохранения стратегических отношений с Москвой и отказа от увеличения добычи нефти. Рост цен достиг рекордного уровня в 139 долларов за баррель, несмотря на просьбу Вашингтона увеличить квоты на добычу.
В конечном итоге США придется инвестировать в восстановление своих отношений со странами Персидского залива, в свете растущего значения Ближнего Востока в условиях глобальной конкуренции со стороны России и Китая. Но на данный момент кризис доверия со стороны местного руководства проявляется в стремлении изменить свои стратегические приоритеты.
Рекомендации относительно действий Израиля
Израилю удалось закрепить свою позицию посредника между воюющими сторонами, избежав дипломатических потерь на данном этапе. Однако его политика в отношении украинских беженцев наносит стратегический ущерб имиджу Иерусалима на международной арене, и он должен кардинально ее изменить.
Иерусалим должен продолжать играть роль посредника и не идти на компромиссы с Россией ради сохранения свободы действий в Сирии. Он обязан продолжать поддерживать стратегические отношения со США, даже если это приведет к трениям с Россией в регионе.
Ядерное соглашение, которое будет подписано между державами и Ираном, требует, чтобы Израиль создал специальные силы, которые позволят Иерусалиму стать независимым в этом отношении, наряду с укреплением его стратегических связей со странами региона для сдерживания мощи Ирана.
В этом контексте стратегический союз с Соединенными Штатами продолжает иметь первостепенное значение, ввиду необходимости сохранения качественного превосходства ЦАХАЛа.
Читайте также
Возвращение к ситуации холодной войны и усиление стратегического соперничества США с Россией и Китаем вновь поднимет значение Ближнего Востока для американской стратегии национальной безопасности с учетом геостратегических и энергетических интересов.
Кроме того, Израиль должен сформулировать региональную стратегию безопасности вместе с Соединенными Штатами и суннитским лагерем (государства Персидского залива, Египет и Иордания), получив при этом обязательства Вашингтона об укреплении оперативного и разведывательного сотрудничества и региональных систем обороны.
Растущая взрывоопасность в отношении Ирана и на палестинской арене вызывают необходимость новых оценок ситуации, с учетом того, что внимание всего мира сосредоточено на Украине. США потребуют, чтобы Израиль воздерживался от эскалации действий в регионе. Иерусалим должен понять, как ему "приглушить пламя", с одной стороны, но сохранить свою способность действовать ниже порога эскалации против активности Ирана в Сирии и Ливане, и ХАМАСа в Газе и Иудее и Самарии.