Президент США Джозеф Байден и эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани проведут 31 января очные переговоры. Это первый визит аравийского лидера в Вашингтон с момента смены американской администрации. Несмотря на то что Белый дом всерьез намерен привлечь ближневосточного союзника к работе над замещением российского газа в Европе на случай большой войны, Доха вряд ли сможет предложить здесь что-то масштабное, пояснили источники "НГ" в катарском дипкорпусе. Причина заключается не только в нежелании создавать искусственный раздражитель в отношениях с Россией, но и в ориентированности экспорта на азиатские рынки.
Повестка переговоров на высшем уровне будет включать энергетическую безопасность Европы. В последние недели Вашингтон обсуждает с крупнейшими экспортерами газа варианты замещения российских углеводородов на случай реальной вооруженной конфронтации в Украине. Катар является одним из вариантов, хотя администрация Байдена прилагает гораздо более широкие переговорные усилия, в том числе на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Соответствующую работу ведет и Брюссель. По последним сообщениям Bloomberg, Евросоюз ведет обсуждение своп-сделок с Катаром и Норвегией. Диалог продолжается с Алжиром, Египтом и азиатскими странами, чтобы понять, насколько возможно реализовать план по замещению.
Однако полагать, что визит эмира в Вашингтон будет сконцентрирован исключительно на украинском кризисе, наивно, заметил источник "НГ" в катарском дипкорпусе. По его словам, лидерам есть что обсудить не только с точки зрения международных конфликтов, но и двустороннего сотрудничества. Само же предложение по замещению российского газа выглядит амбициозно, однако эмирату сложно удовлетворить интерес США: схема создает искусственный раздражитель в отношениях с Россией, заметил источник. С этим согласен еще один дипломатический собеседник "НГ" в Дохе. Он, кроме того, обратил внимание, что у Катара достаточно много клиентов в Азии и переориентировать экспорт будет крайне непросто.
Помощь Дохи может оказаться чрезвычайно важна администрации президента США на иранском треке. Переговоры в Вене о восстановлении "ядерной сделки", в которые американцы вовлечены опосредованно, осложнены большими запросами Тегерана, следует из заявлений западных официальных лиц. Катар принято считать наиболее близким партнером Исламской Республики. Это отличает его от других аравийских государств. Кроме того, сам Иран активно поддерживал эмират, когда тот столкнулся с дипломатической, транспортной и экономической блокадой со стороны соседей в 2017 году. Не исключено, что Вашингтон хотел бы использовать возможности "особых отношений" Дохи с Тегераном.
Тем более что 27 января заместитель премьер-министра Катара, министр иностранных дел Мухаммед бин Абдель Рахман Аль Тани нанес визит в Тегеран, где у него состоялись переговоры с министром иностранных дел Хосейном Амиром Абдоллахияном. Помимо двусторонних вопросов главы дипломатических ведомств обсудили важные региональные темы. Сообщалось, что президенту Ирана Эбрахиму Раиси было передано официальное приглашение Тамима бин Хамада Аль Тани посетить Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ). В Дохе на этом фоне делали акцент на том, что аравийское государство полно "решимости приложить все усилия для расширения отношений с Ираном в различных сферах".
Особую роль Катар играет и на афганском направлении: долгое время он выступал посредником в переговорах с движением "Талибан". На днях эмират и Турция заключили соглашение об управлении международным аэропортом Кабула с представителями талибского правительства. Договоренности касаются управления и "использования некоторых частей" транспортного узла. Как пояснили агентству ТАСС в МИД Турции, официальные представители Анкары и Дохи договорились о совместной охране территории воздушной гавани, однако переговоры по ряду связанных с этим вопросов продолжаются. В числе нерешенных проблем назывались финансовые и юридические вопросы.
Читайте также
Телеканал "Аль-Джазира" в то же время отмечает, что визит Тамима бин Хамада Аль Тани в Вашингтон будет проходить на фоне споров между авиаперевозчиком Qatar Airways и европейской компанией Airbus. В этом месяце европейский производитель аннулировал контракт на поставку 50 самолетов A321neo c катарской стороной на фоне разногласий технического характера. В частности, от Airbus требовали признать наличие дефектов на поверхности фюзеляжей A350. В Qatar Airways даже обещали исключить закупку подобных самолетов в перспективе, если проблема не будет устранена. Вопрос повышенного износа композитного фюзеляжа даже привел к тому, что катарский авиаперевозчик приостановил полеты 20 из 53 самолетов этого типа.
Накануне Bloomberg сообщил, что Qatar Airways на фоне споров с европейцами намерена обратиться к американской компании Boeing и приобрести ее продукцию. Выбор, как сообщается, пал на Boeing 777X - самые длинные в мире пассажирские самолеты. Новость о сделке, вероятно, совпадет с переговорами США и Катара на высшем уровне, отмечает агентство.