Приговором окружного суда Нью-Хейвена 72-летний раввин Хаим Штерн, из вижницких хасидов, приговорен к 30 месяцам тюрьмы за разного рода финансовые махинации: расхищение пенсионных и больничных фондов для сотрудников принадлежащего ему домов престарелых на сумму почти в 5 миллионов долларов, нецелевое использование средств, в т.ч. на собственные нужды, неуплату налогов.
Целый ряд потерпевших заявляли на судебных слушаниях, что Штерн разрушил их жизни. В то же время, почитатели Штерна, друзья, соседи и родственники представили многочисленные свидетельства о его бескорыстии и сердечности. Невестка сказала, что "если бы на планете Земля было бы большое Хаимов Штернов, жизнь стала бы лучше. Пожалуйста, проявите сострадание и милосердие, которое он демонстрировал к другим в течение всей своей жизни, когда всякий мог пользоваться его добротой!"
На самом деле, согласно американскому законодательству, Штерну грозило от 70 до 87 месяцев тюрьмы, но сыграли свою роль отсутствие криминального прошлого, благотворительная деятельность, и, в немалой степени, трагическая история его семьи. Родители пережили нацистский лагерь и эмигрировали с двухлетним Хаимом из Румынии в Израиль.
А дальше начинается семейная драма. Штерн, оправдывая свое антисоциальное поведение, сослался на детскую травму и возложил вину на отца, заявив, что, после пережитых ужасов Холокоста, тот стал крайне груб и срывал ярость на сыне, избивая его палкой. Беременная мать Хаима ушла из дома, прихватив младшего ребенка. В 12 лет отец заболел тяжелейшей формой диабета, ему ампутировали обе ноги, вследствие чего его злоба и грубость только усилились. Он проклинал Хаима и еще сильнее избивал его палкой. Утешение Хаим находил только в общине вижницких хасидов. Когда жить с отцом стало совсем невозможным, по совету вижницкого ребе, Штерн эмигрировал в Америку, не зная английского, имея за плечами лишь начальное образование и 50 долларов в кармане. В Бруклине жили его двоюродные сестры, пристроившие Хаима в местную вижницкую общину.
Неудивительно, что впоследствии Штерн возглавил фонд "Американских друзей вижницких хасидов", куда и переводил часть похищенных, по мнению суда, денег. Сам Штерн не отрицал этого факта, но заявлял, что перевел деньги в родную общину, с целью потом из полученных доходов потом вернуть средства в фонды домов престарелых. Также неудивительно, что вижницкие хасиды горой стоят за своего благодетеля. Они организовали сбор средств на первоклассных адвокатов, а накануне вынесения судебного вердикта провели многодневную молитву у Стены плача, в ешивах и прочих местах. В Бней-Браке, у вижницких хасидов, за день до заключения раввина Хаима Штерна в тюрьму, было организовано специальное собрание, на котором вижницкий ребе прославлял величайшего благодетеля их общины. Присутствующие были поражены словами адмора, который не говорил так ни об одном хасиде и называл Штерна цадиком (праведником): "Завтра наш драгоценный Хаим бен Сара-Ривка пойдет в тюрьму, не из-за того, что он радел о себе. Он пойдет за то место, где мы сейчас находимся - это все его заслуга. Мой отец, пребывающий на небесах, желает явить пример, ради обучения будущих поколений, что есть мсирут нефеш (высшая степень самоотверженности) у ребе и хасида! Если меня спросили бы, к какой группе вижницких я принадлежу, я скажу: я ребе раввина Хаима Штерна!"
Читайте также
Одна из вижницких групп направила меморандум в суд, где объясняет, что раввин Штерн стал жертвой обстоятельств – а именно, как раз его неудовлетворительного светского образования.
В защиту раввина Штерна прозвучали со стороны вижницких хасидов и совершенно неожиданные, даже, можно сказать, революционные аргументы. Дело в том, что многие ультраортодоксальные общины решительно противостоят введению светских предметов в учебные программы своих ешив, доказывая, что ешивы предоставляют намного лучшее образование, чем считает широкая публика и местные власти. Чтобы изменить эту ситуацию, в Нью-Йорке была создана организация YAFFED ("Молодые защитники надлежащего образования") - правозащитная группа, занимающаяся улучшением светского образования в ультраортодоксальных школах (особенно хасидских) и выступающая за изменение учебных программ в соответствии с законодательством штата Нью-Йорк. В Израиле ту же линию проводит Яир Лапид, которого сейчас вместе с Нафтали Беннетом проклинают политические соперники из религиозного крыла правого лагеря, заявляя, что миру Торы грозит опасность.
Но одна из вижницких групп направила меморандум в суд, где объясняет, что раввин Штерн стал жертвой обстоятельств - а именно, как раз его неудовлетворительного светского образования: "Штерн не был удачливым бизнесменом. У него не было опыта бизнеса, не было светского образования; он был ограничен в своих возможностях изучать английский язык и математику… он не проходил бизнес-курсов. В силу этих ограничений Штерн не знает тонкостей ведения отчетов и правильного менеджмента... Не имея какого-либо светского образования, он только посещал религиозную школу до 8-го класса, никогда не имел собственного, даже мелкого бизнеса, и тем более не имел никакого опыта руководства сложной, строго подотчетной организации, каковой является дом престарелых. Тем не менее, "по благословению ребе" Штерн решил принять участие в этом бизнесе. Наивный оптимизм привел к финансовой катастрофе и, соответственно, к преступлениям, в которых признан виновным Штерн".
Очевидно, что попытки представить Штерна наивным и бесхитростным человеком, невинной и несчастной жертвой жизненных обстоятельств достаточно лукавы. Судя по судебным заключениям, деньги извлекались из законного оборота вполне профессионально. Но любопытна сама попытка обелить Штерна путем отказа от собственных принципов.
Данную необычную коллизию YAFFED и Лапид могли бы использовать в своих политических интересах и начертать заявление вижницких хасидов крупными буквами на билбордах: вот, даже самые отъявленные религиозные обскурантисты вынуждены признать ценность светского образования!