Начальник Генштаба ЦАХАЛа утвердил новые правила службы ультраортодоксов в армии. Они предусматривают полное гендерное разделение, очень строгие нормы кашрута, учитывают религиозные и культурные коды во время публичных мероприятий... Хорошо это или плохо, и какие возможные последствия будут у этого решения?
Первая (и, как это обычно бывает, неправильная) эмоциональная реакция - как так можно, армия внутри армии, что они (ультраортодоксы) себе позволяют… А теперь глубокий вдох - выдох, считаем до 10 и оцениваем реальную ситуацию.
Чем жестче требования, тем их тяжелее соблюдать. Поэтому я не уверен, что все, что подписано, будет осуществляться на практике, но, скорее всего, на 80-85% - будет. Человеческий фактор и законы Мерфи никто не отменял. Реально у нас есть определенный опыт в отдельных рамках для религиозных солдат, и он проверен уже десятилетиями.
С одной стороны это ешивот эсдер, а с другой - батальон "Нецах Иегуда". Через систему ешивот эсдер прошли десятки тысяч солдат и особых нареканий я не встречал. Батальон "Нецах Иегуда", хоть изначально создавался для ультраортодоксов, в результате стал сборным батальоном для религиозных солдат. В нем тоже созданы максимально удобные условия для соблюдения заповедей.
Возникает много вопросов о практическом исполнении требований гендерной сегрегации. Допустим, внутри базы не будет ни одной женщины, а что будет, если некий солдат или офицер должен будет оказаться на другой базе, где парни и девушки служат вместе? А если кому-то придется оказывать медицинскую помощь и военный парамедик или врач окажется женщиной? Я надеюсь, что знание Галахи и здравый смысл восторжествует.
А как эти солдаты будут проходить различные профессиональные курсы? Обычно это централизованные курсы, которые проводятся для представителей абсолютно разных подразделений. Вряд ли кто-то будет устраивать отдельный курс снайперов или специалистов по оружию или курс оказания первой помощи, для нескольких солдат.
Я уж не говорю про курсы младших командиров или офицерские курсы. Конечно, всегда есть возможность решить проблемы, используя религиозных солдат из ешивот эсдэр, но можно ли будет тогда говорить, что это чисто ультраортодоксальное подразделение, да и мировоззрение у ультраортодоксов и религиозных сионистов сильно различается.
А будут ли солдаты ультраортодоксальных подразделений признавать военный раввинат своим галахическим авторитетом в армии (которым он является по армейскому законодательству)?
Несмотря на все возникающие вопросы и сомнения, я считаю, что само это решение стратегически правильно.
Общеизвестно, что сегодня армии не хватает около 12.000 человек в боевых частях. До сих пор реальное количество призываемых ультраортодоксов, конечно, было больше нуля, но ненамного, и гораздо меньше их призывного потенциала. Одним из основных утверждений и ультраортодоксального истеблишмента, и рядовых ультраортодоксов является то, что "армия не в состоянии обеспечить необходимые нам условия службы". Новые правила службы ультраортодоксов выбивают почву из-под этого утверждения. Теперь это уже не просто заявления тех или иных людей из армейского руководства, что армия может предоставить необходимые условия, но и официальная позиция армии.
Теперь в дискуссии с представителями ультраортодоксального мира можно использовать реальные факты, а не только предположения. Вам нужна гендерная сегрегация? Пожалуйста. Вам нужна возможность заниматься Торой? Пожалуйста. Вам нужен определенный уровень кашрута? Пожалуйста. А вот теперь объясните, почему вы против призыва, невзирая на все это, и даже против призыва тех, кто уже забыл, где находится его ешива. Теперь уже невозможно апеллировать к нарушению права на свободу совести (хоть ультраортодоксальный истеблишмент так это и не формулировал и, кроме того, даже признавал, что иудаизм не является пацифистской религией).
Несколько слов о гендерной сегрегации. Важно разделять между понятиями "сегрегация" и "дискриминация". В данном случае не идет речь о том, что девушки будут как-то дискриминированы. Их просто не будут направлять на службу в это подразделение. Интересно, много ли девушек хотело бы в нем служить?
То, что во время официальных общественных мероприятий не будет женского пения, тоже не является дискриминацией, поскольку петь будет некому (смотрите выше). Уже много десятилетий в рамках Главного военного раввината существует ансамбль, состоящий только из мужчин. Поэтому реальной дискриминации женщин я не вижу.
Еще один аспект связан с равноправием внутри армии. Да - условия службы ультраортодоксов будут в нескольких параметрах отличаться от условий других солдат. Но и сегодня нет единообразия: есть обычные подразделения где служат светские и религиозные, мужчины, женщины, трансгендеры. Но уже много десятилетий есть отдельные структуры для религиозных солдат, а в последние годы еще и специальные программы для ультраортодоксов.
Читайте также
Я считаю, что сложившаяся ситуация - это классический пример столкновения разных принципов и ценностей. С одной стороны, желание видеть армию, как структуру, в которой у всех военнослужащих одинаковые условия, обусловленные универсальным принципом равенства (но сегодня этого нет, и раньше не было). С с другой - реальные потребности армии в увеличении личного состава, и косвенным образом - большая интеграция ультраортодоксов в израильское общество.
Альтернатива в виде тех или иных санкций не будет эффективна, потому что санкции, которые можно задействовать в демократическом государстве, не будут достаточно болезненными для того, чтобы массы ультраортодоксов побежали на призывной пункт.
Нынешний подход-выглядит более прагматически. Но что произойдет в реальности - покажет время.