Попросили пост про харедим. И я в целом тоже хочу его написать, чтобы развеять множество мифов о них. Я для вас перевел и сделал сильно более коротким (основные выводы) Отчет о состоянии ультраортодоксального общества за 2024 год, подготовленный Институтом изучения ультраортодоксального общества (המכון החרדי למחקרי מדיניות).
Как пишет в предисловии к отчету глава Института, профессор Шай Штерн, эти данные свидетельствуют о глубинных изменениях, сравнимых с движением тектонических плит.
Поэтому не пугайтесь языку моего поста. Если говорим о серьезной социологии - то язык только такой.
Демография: вопреки распространенному мнению об экспоненциальном росте, уровень рождаемости в ультраортодоксальной общине находится в состоянии непрерывного снижения. В 2023 году этот показатель достиг 43-летнего минимума и составил 6,1 ребенка на одну женщину. Для сравнения, на пике в 2003 году он достигал 7,3 ребенка. С учетом того, что харедим составляют менее 11 процентов населения - даже с такой рождаемостью на 10 детей в Израиле число детей в харедимных семьях меньше, чем в светских.
Наиболее глубокое влияние экономического давления заметно в двух столпах жизни харедим, которые когда-то считались незыблемыми: владении жильем и традиционной системе образования. Растущая стоимость жизни вынуждает семьи принимать прагматичные решения, которые еще недавно казались немыслимыми. После семи лет стабильности доля домовладельцев среди харедим в 2022 году резко сократилась с 69% до 65%, а процент семей, берущих ипотечные кредиты, вырос с 39,7% до 42,9%.
Одновременно с этим происходят тектонические сдвиги в образовании. Доля учащихся мужского пола в государственной ультраортодоксальной системе "Мамлахти-Хареди", которая включает изучение базовых светских предметов, удвоилась всего за один год — с 4% до 8%. Этот переход в значительной степени обусловлен экономической необходимостью: родители все чаще не могут позволить себе высокую плату за обучение в традиционных "неофициальных" учебных заведениях, которые составляют основу образовательной системы харедим.
Несмотря на то, что все больше ультраортодоксальных мужчин выходят на рынок труда, разрыв в доходах между ними и нехаредимными еврейскими мужчинами не только не уменьшается, но и усугубляется. Если в 2005 году мужчина-хареди зарабатывал около 70% от зарплаты своего на харедимного коллеги, то сегодня этот показатель упал ниже 50%: 10.157 шекелей в месяц в среднем против 20.838 шекелей. В то же время разрыв в оплате труда у женщин остается относительно стабильным: женщина-хареди зарабатывает около 71% от зарплаты не харедимной еврейской женщины.
Читайте также
Стремительный рост цен на жилье в Иерусалиме и Бней-Браке спровоцировал крупнейшее за последние десятилетия географическое перераспределение ультраортодоксального населения. Данные о миграции показывают масштабный исход из традиционных центров общины.
За последнее десятилетие Иерусалим показал чистый отрицательный баланс миграции примерно в 42.400 ультраортодоксальных жителей. В то же время город Бейт-Шемеш за тот же период зафиксировал чистый положительный баланс около 29.300 харедим. Растущие общины также появляются в периферийных районах, таких как Хайфа и города на севере страны.
Вопреки стереотипам об изоляции, ультраортодоксальная община активно и прагматично осваивает цифровые технологии, чтобы справиться с вызовами современности. Уровень использования интернета вырос почти вдвое менее чем за десять лет: с 39% в 2014 году до 71% в 2023 году.
Однако это не означает безоговорочного принятия всех аспектов цифрового мира. Община подходит к технологиям избирательно, пытаясь контролировать их влияние. Яркий пример — WhatsApp: им пользуются только 39% харедим по сравнению с 88% среди нехаредимных евреев. Этот контраст демонстрирует сознательную, управляемую изнутри стратегию: технологии активно внедряются для практических нужд — работы и доступа к информации, — но в то же время элементы, воспринимаемые как социально разрушительные, сознательно фильтруются.