61-летний раввин Хаим Амсалем - один из основателей движения ШАС, бывший в течение семи лет депутатом кнессета, уже давно призывает руководство страны "проснуться". А сегодня, во время коронакризиса, когда раскол между светскими и ультраортодоксами усиливается, он пытается предупредить надвигающуюся, по его мнению, катастрофу, и утверждает, что это - последний шанс.
- Я еще десять лет назад предупреждал, что произойдет катастрофа, - говорит он во время нашей беседы в его иерусалимской квартире. - А теперь светские протирают глаза и спрашивают: "Что это за страна выросла внутри страны?" Я харед, но мое мировоззрение отличается от классического. Я придерживаюсь традиции, которая гласит "Живи и дай жить другим". Марокканская община, самая большая в Израиле, потерпела неудачу именно потому, что не смогла проповедовать красивый, умеренный, близкий всем иудаизм. Когда сорок лет назад я занимался формированием партии ШАС, то имел в виду именно такой иудаизм. Мы не молились за создание сообщества нуждающихся молодых людей, которым нечего будет есть и нечем зарабатывать на жизнь. Я за изучение Торы, считаю это священной ценностью, но нам нужны также первоклассные врачи, инженеры, ученые, и в этом нет никакого противоречия. Так было на протяжении всей нашей истории. Вместе с Маймонидом и мудрецами Востока Тора была интегрирована в повседневную жизнь. Я не желал создать сепаратистское общество - уединенное и отдаленное от страны и ее ценностей. Я как раввин открываю по субботам "арон кодеш" и благословляю одновременно солдат ЦАХАЛа, сефардские и ультраортодоксальные ешивы.
- Почему вы разделяете ашкеназов и сефардов?
- Потому что сефарды никогда не были такими, как сейчас. Когда мы основали ШАС, в ашкеназских ешивах учились около двух тысяч ультраортодоксальных сефардов. Пятеро моих сыновей учились в такой ешиве, и когда мы поняли, что это не их судьба, они пошли на военную службу. Один завершает сейчас учебу по юриспруденции, другой - банковский аналитик, третий - программист. Все учатся и хотят зарабатывать на жизнь. И все они - харедим. Именно такая модель нужна государству. Я разделяю ашкеназов и сефардов потому, что ашкеназское ультраортодоксальное сообщество должно придерживаться определенных рамок. У хасидов есть ребе, и его слова имеют для них такое же значение, как слова Моше-Рабейну. Он скажет: "Откройте Тору" - и если даже придут Нетаниягу или министр здравоохранения, ничто им не помешает. Скажут, что они рискуют своими жизнями, и это тоже не поможет. Мы их потеряли, и знаете, почему? Потому что государство не обязывает их к прохождению военной службы, не требует от них профильных знаний, необходимых для широкого образования. Им не нужно учиться профессии и зарабатывать на жизнь. Да, конечно, уважайте ребе, но повернитесь лицом и к внешнему миру, скажите светской публике: "Я работаю и для вас, и для себя, потому что я член общества".
- Какова роль раввина в дни эпидемии, которая основное внимание сосредотачивает на медицинской науке?
- Раввины должны находить решения. Когда изобрели субботний лифт, раввины заволновались: "С чего вдруг? Как им пользоваться?" А более прагматичные раввины объяснили: "Вы ничего в этом лифте не делаете, он едет сам, так что все в порядке". Я могу привести вам сотни подобных примеров. Вы думаете, что харедим не хотят быть здоровыми? Когда дети Израиля рабствовали в Египте и Моисей сказал им: "Давайте спасемся", они поначалу ответили: "Оставь нас в покое". Когда человек находится в неволе, привычка не позволяет ему покинуть тюрьму. Он ничего не видит и не понимает, пока ему не объяснишь. Десять лет назад я написал книгу "Во имя разума", в которой рассказал, что случилось с нашей общиной, и сегодня эта книга актуальнее, чем когда-либо. Но тогда раввины скупили все книги в сети "Стеймацки", сложили их стопками и сожгли.
- Неужели они не понимают, насколько ужасны последствия эпидемии?
- Мало того, они не возмущены. Один раввин даже написал мне: "Они не понимают, что святой гнев обрушивается на это общество". Но с каких это пор во имя изучения Торы можно лишаться человеческой души? Ты говоришь, что не закрываешь Тору и обрекаешь малышей на заражение "короной"? Родители этих детей пребывают в плену своих религиозных лидеров, а те пленены экстремизмом, и некоторые ультраортодоксальные СМИ подогревают эти настроения и подстрекают людей к нарушению санитарных предписаний. Не хочу называть имена, но я предложил двум важным деятелям-харедам, думающим так же, как я, громогласно выступить против такого положения дел. Один из них ответил: "У меня полсотни внуков в Эльаде и в Бейтар-Илите, и я боюсь за них".
- Возможно ли, чтобы 93-летний раввин Каневский принимал такие важные решения?
- Я его очень уважаю. Раввин Хаим Каневский - выдающийся человек, великий ученый, но вопрос в том, правильно ли понимают политику раввины, пребывающие на "Олимпе" Торы? Раввин Овадия Йосеф, например, в преклонном возрасте зачастую просто верил тому, что ему говорили. Можно было открыть перед ним газету, сказать: "Посмотри, что они пишут", и он на это реагировал. Но когда рав Йосеф был намного моложе и независим, он выказывал глубокий профессионализм в определенных вопросах и умел прислушиваться к другим мнениям. Кстати, в отличие от ашкеназских ультраортодоксальных партий, ШАС во время эпидемии призвала закрыть учебные заведения. Раввины партии осознают опасность массового заражения.
Читайте также
- Светским людям трудно понять такое влияние раввинов...
- В ультраортодоксальном мира не принято игнорировать раввинов, тем более насмехаться над ними. Раввинов уважают, и на этом уважении основано поведение общины. Когда вы пренебрегаете уважением, то достигаете обратных результатов. Я никогда не говорил ни слова против раввина Овадии Йосефа, хотя тот и нанес мне обиду. Вам кажется, он был не полнее в здравом уме? Ошибаетесь, он был очень даже разумен и прагматичен, но в старости оказался во власти окружения точно так же, как сейчас во власти своего окружения находится раввин Каневский, и потому я не могу обвинять его. Кстати, по его распоряжению внук, раввин Арье Каневский, сделал себе прививку против "короны".
- Не менее странно было услышать, как Моше Гафни с трибуны кнессета произнес в адрес государства: "Виновно!"
- Это вообще смешно. Звучит так, словно тот, кто убил свою мать, просит помощи, поскольку стал сиротой. Гафни должен был в очередной раз пропеть классическую песню, которую ультраортодоксы поют обществу на протяжении многих лет: "Обеспечьте нас, и мы продолжим уклоняться от службы в армии, потому что охраняем вас своими молитвами". Однажды я услышал от одного из депутатов-ортодоксов: "Светское общество забыло, что такое еврейская традиция". Вы сошли с ума?! На протяжении поколений евреи, согласно традиции и культуре, должны были зарабатывать на жизнь личным трудом. Эта мицва записана в Талмуде. Хотите, покажу вам ее в трактате "Кидушин"?
Раввин Амсалем подходит к книжному шкафу, вынимает книгу Гемары с комментариями и находит нужную цитату: "Отец обязан учить сына Торе, женить и обучить ремеслу". А что говорит Раши? "Если он не обучен ремеслу и ему не хватит хлеба, он выйдет на дорогу и обеспокоит людей".
- И сегодня молодые ортодоксы поджигают автобус...
- Попроси тех юношей, чтобы они показали тебе снимки с бар-мицвы. Ты увидишь милых детей в шляпах и лапсердаках. Что с ними произошло? В 14-летнем возрасте они пошли в ешиву и не обнаружили в себе никакого интереса слушать с утра до вечера талмудические наставления. Рав сказал им: "Если не будете учиться, выгоню вас". И в 15 лет они оказались не у дел. Я слышал, как они говорят: "У нас нет даже футбольного поля, чтобы сбросить немного энергии". Им действительно нечего делать. Так предложите им образовательную, профессиональную подготовку. А иначе к 18 годам они начинают торговать наркотиками. И кто в этом виноват, как не ультраортодоксальные политики, родители и раввины? Если вы видите, что в 14 лет юноша не подходит для изучения Торы, отправьте его в профессионально-техническое училище. Но попробуйте открыть такое училище в Бней-Браке - учащиеся ешив погонятся за вами с палками. Я веду борьбу в Иерусалиме за создание харедимных государственных школ - по примеру обычных государственно-религиозных. Сегодня в столице действует одна такая школа, в которой преподают также профильные дисциплины. Но специалисты говорят, что таких школ в столице требуется как минимум сорок. Но если они откроются, кто останется в ешиве?
- Можно найти выход из этого положения?
- Когда бывший мэр Иерусалима Нир Баркат предложил ешивам открыть доступ к светским дисциплинам, ортодоксальные представители в муниципалитете выступили против него с угрозами, и он отступил. Сейчас в Израиле совсем мало структур для тех, кто желает, чтобы их дети изучали Тору одновременно с профессией. Причем надо иметь в виду, что харедим не захотят давать детям подобное образование в школах национально-религиозного лагеря - "кипот сругот". Моя дочь и ее муж стремятся, чтобы их дети параллельно с изучением Торы получили аттестат зрелости, но за учебу старшего сына в частном порядке с них просят 2700 шекелей в месяц. За одного сына они могут позволить себе платить такую сумму, но за остальных… Государство понимает эту проблему, но в министерстве просвещения сидит ультраортодоксальный заместитель министра, который знает, что в этом случае ешивы опустеют. Но разве это плохо для страны? Это хорошо и для нее, и для молодых людей. Это хорошо для всего общества, в котором снизится уровень враждебности между светскими и религиозными. Не приговаривайте сына к бедности! Если он годится для изучения Торы, предоставьте ему эту возможность. Но если он способен изучать нужную обществу профессию - позвольте ему. Если он любит спорт - пусть идет в спорт. Может ли кто-нибудь из них говорить по-французски, по-английски? Нет. Пусть вся страна дышит полной грудью. Жить и давать жить другим - это ценность, которой нельзя пренебрегать. А светским я говорю: "Живите своей жизнью, но не забывайте, откуда вы пришли".
- Арье Дери так не считает?
- Он живет в сорока метрах от меня. Дери учился в ашкеназской ультрарелигиозной ешиве, он мудрый человек и верит в свой путь. Но он должен, наконец, стукнуть по столу и сказать: "Отныне мы раздвигаем границы для нашей общины. Нет рамок в обучении детей - они изучают профильные дисциплины, чтобы получить бюджет от министерства образования". У нас имеются примеры сотен раввинов, чьи дети изучали наравне с Торой естественные науки. Если у кого-либо из них десять детей, разве все они должны посвятить жизнь Торе? Я большую часть времени провожу за изучением Торы, написал почти сорок книг на религиозную тему, и мне не нужно читать мораль на тему ценности религиозной жизни. Но у меня болит душа за поколение, которое живет с закрытыми глазами, не ощущая всей полноты окружающей их жизни.
Источник - Маарив
Перевод - Яков Зубарев