Соответствующие рекомендации содержатся в докладе Института исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, авторы которого делают вывод, что еврейскому государству на протяжении последних лет так и не удалось предотвратить "создание еще одного иранского фронта" вблизи своих границ. Однако пересмотр стратегии в отношении юга Сирии потребует договоренностей с российской стороной.
Эксперты INSS советуют израильскому руководству "воспользоваться слабостью" официального Дамаска и его союзника Тегерана, активизировав свою политику на юге Сирии. Так, Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) должна, по этим оценкам, не только "зачищать" территории соседнего государства от проиранских формирований, но и "укреплять местные силы". Авторы рекомендуют израильтянам налаживать контакты с локальными сообществами, выступающими против официального Дамаска, за счет гуманитарной помощи: "продовольствия, топлива и медицинских услуг". "Это даст шанс создать "остров израильского влияния" и подорвать на юге Сирии консолидацию присутствия Ирана и его посредников", - резюмируют аналитики INSS.
По их оценкам, израильская "политика невмешательства", за исключением ограниченных наземных и военно-воздушных операций ЦАХАЛ на территории Сирии, не увенчалась успехом: Тегеран, который выступает основным региональным противником еврейского государства, создал целый форпост вблизи его границ. "Ирану удалось создание еще одного фронта против Израиля вдобавок к ливанскому, - говорится в докладе INSS. - Как только Израиль осознал такое положение дел, он был вынужден действовать в ответ на иранскую консолидацию военными методами". В этом процессе израильская сторона опиралась на Россию, которая, по оценкам исследователей INSS, не пыталась препятствовать отдельным операциям ЦАХАЛ.
В недавнем прошлом Израиль уже сотрудничал с сирийцами-южанами. История их взаимодействия началась семь лет назад, когда еврейское государство оказало медицинскую помощь группе перешедших через границу противников Дамаска. Сначала для них был организован полевой госпиталь в пограничном районе. Позже было принято решение заняться транспортировкой и лечением всех нуждающихся в больницах на территории Израиля. А в 2016 году стартовала израильская гуманитарная операция "Добрососедство", в рамках которой гражданскому населению южных районов Сирии поставлялось продовольствие и оказывалась гуманитарная помощь. Каналы связи с южанами были прерваны в 2018 году, когда провинции вернулись под контроль Дамаска.
Читайте также
Это официальные данные миссии "Добрососедство". На экспертном уровне были предположения, что израильская сторона оказывала, помимо этого, и военную помощь южанам. Так, исследователи израильского аналитического центра "Форум регионального мышления" фиксировали поддержку от 7 до 12 сирийских повстанческих фракций, которые действовали в южных районах. В одном из докладов центра за 2018 год отмечалось, что поначалу большую часть оружейных поставок критикам президента Башара Асада составляли изготовленные в США штурмовые винтовки М16. Позже, согласно этим оценкам, Израиль переключился на оружие другого производства. В этом контексте идея об "укреплении местных сил" приобретает иное значение.
Публично сирийский официоз отрицает проблему иранского присутствия и интегрированности лояльных Тегерану элементов в формировании правительственной Сирийской арабской армии (САА). Так, в направленном в редакцию "НГ" письме (см. номер от 15.12.20) посол Арабской Республики в Москве Рияд Хаддад замечает, что нарратив об углубленном влиянии Ирана и его шиитских ставленников на юге является продуктом израильской пропаганды, "которая пытается оправдать незаконные нападения на территорию Сирийской Арабской Республики с целью поддержки вооруженных террористических групп и придания им импульса после того, как они потерпят очередное поражение от Сирийской арабской армии и российских авиаударов".
В разговоре с "НГ" эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов констатирует неразрешенность всех конфликтных вопросов вокруг юга Сирии. "Опасность все та же - это появление у границы с Израилем курируемых Ираном шиитских джихадистов, которые используют прикрытие регулярных сил САА, не скрывая при этом своих планов атаковать Израиль", - заявил аналитик. Это, по его словам, превращает абсолютно все подразделения и объекты САА в мишени для ЦАХАЛ. Отдельная проблема возникает и с сирийским гражданским населением. "Недовольство населения юга растет по причине того, что режим Асада пытается укрепить свой контроль над примиренными районами", - резюмирует Семенов.
Впрочем, дискуссия об урегулировании ситуации на юге Сирии потребует очередных переговоров между внешними силами, в том числе между Россией и Израилем, как это было в 2018 году. Как следует из доклада INSS, израильская сторона рассчитывает на то, что Россия все еще обдумывает федеративные рецепты в отношении сирийского юга.