Читайте также
Полет под номер 301, который десять лет назад осуществили самолеты израильских военно-воздушных сил в небе над бывшим концентрационным лагерем Освенцим, считается одним из важнейших, с символической точки зрения, событий в истории ВВС.Командующий военно-воздушными силами генерал Амир Эшель хранит запись этого события в своем кабинете. Полет, в подготовке к которому принимали участие четыре командира ВВС разных лет – Дан Халуц, Элиэзер Шакеди, Идо Нехуштан и сам Амир Эшель, находившийся за штурвалом самолета, был весьма непростой задачей. Прежде всего потому, что польские власти противодействовали этой идее. Они не желали видеть израильские боевые самолеты в небе над своей страной.
Однако высшие командиры военно-воздушных сил, на счету которых было немало сложных операций, настаивали на проведении символического полета над Освенцимом. Полет должен был символизировать мощь государства Израиль в том месте, где 60 лет назад произошла самая страшная трагедия в истории еврейского народа, и ни один иностранный самолет не прилетел тогда на помощь жертвам массового убийства.
Огромное значение, которое придают высшие командиры военно-воздушных сил ЦАХАЛа полету израильского боевого самолета над Освенцимом (фотографии этой акции имеются у командиров всех подразделений ВВС), свидетельствует о наличии Гордиева узла между психологической травмой Холокоста и концепцией безопасности (и роли армии) в израильском обществе.
Люди, которые несут ответственность (согласно зарубежным источникам) за воздушные операции в Сирии и Ливане, которые готовят сложнейшую операцию, направленную против иранских ядерных объектов, считают символический акт в небе над Освенцимом одним из важнейших боевых вылетов своей жизни. Это говорит о том, что холокостное мышление с его характерными тревогами и страхами намеренно культивируется в ВВС в частности и в ЦАХАЛе в целом и является формообразующим элементом концепции безопасности в Израиле.Глава правительства Биньямин Нетаниягу любит проводить параллели между иранской ядерной угрозой и жуткими результатами действий немецких нацистов. Нетаниягу постоянно предостерегает нас, что еврейскому народу не на кого положиться, только на самого себя – для того чтобы предотвратить новую Катастрофу.
Несколько лет назад американский журналист Томас Фридман назвал Израиль "Яд ва-Шем" с собственными ВВС. Это провокационное заявление политическое и военное руководство страны не только не отрицает, но и, напротив, всячески демонстрирует его состоятельность.
Сегодняшнее государство Израиль является сильным и независимым, признанным остальным миром. Сохранение памяти о Катастрофе – наш исторический долг; это страшный памятник человеческой жестокости, о которой нельзя забывать. Однако все эти исторические события не могут лежать в основе политических или военных решений в современной реальности, какой бы непростой она ни была.
Редакционная статья, «Гаарец»