После того как около месяца назад переговоры с ХАМАС при участии посредников в очередной раз зашли в тупик, Израиль возобновил боевые действия в секторе Газа. За это время ЦАХАЛ добился ряда тактических успехов. Но ключевой вопрос освобождения заложников, удерживаемых исламистами, все еще не решен.
В ближайшие дни, видимо, будет объявлено о заключении нового промежуточного соглашения, которое позволит освободить еще одну группу живых заложников (треть тех, кто еще, вероятно, жив), которых боевики захватили 7 октября 2023 года.
Камнем преткновения на переговорах ожидаемо стал вопрос прекращения войны и послевоенного устройства палестинского анклава.
На пороге новой промежуточной сделки
Американский президент Дональд Трамп объявил, что США "близки к возвращению заложников из Газы". Речь идет о новой египетской инициативе, которая предполагает освобождение восьми-девяти живых пленников ХАМАС, в том числе военнослужащего ЦАХАЛ Идана Александра, у которого есть гражданство не только Израиля, но и США. Вероятно, также будут переданы восемь тел, в том числе тела четырех заложников-израильтян, обладателей второго паспорта - США.
Предполагаемые условия освобождения следующие:
• 50-дневное прекращение огня в секторе Газа;
• начало переговоров по реализации второго этапа обменной сделки, который предусматривает завершение войны в Газе;
• освобождение пока не названного числа палестинских заключенных, осужденных Израилем за преступления в сфере безопасности;
• возобновление поставок гуманитарной помощи в сектор Газа;
• освобождение членов фонда Holy Land Foundation, чей офис находился в Техасе, которые были осуждены в США за предоставление материальной помощи ХАМАС.
Предыдущие переговоры сорвались после того, как американские переговорщики решили отойти от старых шаблонов и начать вести переговоры с руководителями ХАМАС напрямую. Это нарушение дипломатической традиции, согласно которой американские чиновники не контактируют с представителями организаций, признанными террористическими.
Спецпосланник президента США по вопросу заложников Адам Бёлер трижды тайно встречался с лидерами ХАМАС и уже почти обо всем договорился, но израильтяне были в ярости, узнав, что за их спиной осуществляются подобные контакты. Это вызвало скандал.
Бёлера перевели на другую должность, а несколько дней спустя истек срок прекращения огня, и Израиль возобновил боевые действия в Газе.
Камни преткновения
Израиль заключил две крупные обменные сделки с ХАМАС, чтобы освободить захваченных исламистами 254 заложников. Первую - в ноябре 2023 года. Реализация второй началась в январе 2025 года. В данный момент после всех обменов и операций по освобождению боевики удерживают в Газе 59 человек, из которых предположительно живы то ли 22, то ли 24 человека.
После вторжения на израильскую территорию исламских боевиков из сектора Газа 7 октября 2023 года, которые убили около 1200 человек, Израиль начал войну в палестинском анклаве, обозначив освобождение заложников в качестве одной из ее целей. Вторая цель - нейтрализация боевых возможностей ХАМАС.
После частичной реализации первой обменной сделки осенью 2023 года ХАМАС долго не хотел заключать новую, удерживая заложников в качестве козыря на переговорах. Исламисты требовали от Израиля прекратить войну, что подрывало одну из обозначенных им целей и, соответственно, означало поражение. Поэтому
Израиль не готов завершить боевые действия без очевидных изменений в секторе Газа, которые можно было бы трактовать как победу над ХАМАС.
ХАМАС, в свою очередь, намерен сохранить себя и контроль над сектором Газа. Ради этого он готов пойти на тактические уступки - например, на время формально отказаться от власти, сохранив реальное влияние на местах. Однако продолжающиеся боевые действия продолжают ослаблять группировку. Она пошла на вторую сделку в начале 2025 года только потому, что та сулила завершение боевых действий на втором этапе.
К началу марта первый этап сделки полностью реализован, произведен обмен части заложников на осужденных террористов при прекращении огня, и наступил момент истины.
Израиль не готов завершить войну без освобождения всех заложников и передачи всех тел, гарантии того, что ХАМАС не будет управлять сектором, а израильская армия сохранит в нем возможность наводить порядок в случае необходимости. ХАМАС ждет от посредников твердых гарантий, что с передачей заложников Израилю сможет выдохнуть и начать восстанавливать свою военную инфраструктуру. Ни одна из сторон не готова уступить в этих принципиальных для себя вопросах. И еще один важный вопрос пока остается открытым - вопрос будущего устройства сектора Газа.
Туманное будущее Газы
Будущее сектора абсолютно неясно. К этому моменту представлено два плана по сектору Газа:
1. План Дональда Трампа, предполагающий "временное" расселение сектора Газа, обустройство его жителей в мусульманских странах, готовых его принять, а освобожденная территория со временем будет полностью застроена и станет туристической Меккой, "ближневосточной Ривьерой".
2. План Египта, утвержденный арабскими странами на заседании Лиги арабских государств. Он предусматривает восстановление сектора Газа из руин. При этом ХАМАС должен будет отказаться от власти в пользу временной структуры с участием арабских государств, а позже - Палестинской автономии.
"Шансы на реализацию плана Трампа по Газе равны нулю, потому что на самом деле никакого плана нет, так как нет государств, готовых принять палестинцев в таком объеме", - полагает Ксения Светлова, бывший депутат Кнессета, гендиректор НКО ROPES (Regional Organization for Peace, Economics and Security).
Действительно, нашлось очень мало государств, готовых на время разместить у себя символическое число релокантов из Газы - по несколько тысяч, не более. А население сектора Газа до войны, по палестинским оценкам, превышало два миллиона человек.
По словам Светловой, еще одна причина, почему план Трампа неосуществим, - это нежелание широких масс палестинцев покинуть насиженные места, несмотря на все неудобства. "Во-первых, всем известна история палестинцев в Ливане, которые бежали во время войны 1948 года и очутились там, - напоминает она. - Многие из них думали, что это временная ситуация. И в итоге они живут плохо - в лагерях беженцев, они не граждане, у них там нет никаких перспектив, нет будущего. Имея такой наглядный пример перед глазами, многие в Газе считают, что лучше страдать там, где они сейчас, но, по крайней мере, это их место". Насильственно реализовать идею трансфера тоже не получится, да американский президент уже и сам отрицает такую возможность.
"Реализация египетской инициативы более вероятна, чем план Трампа, потому что это более четкий план действий - как будут восстанавливать Газу, - полагает Ксения Светлова. - Территория Газы будет разбита на семь районов. Сначала будут отстроены более-менее удобные, подходящие для жизни лагеря беженцев. Одновременно будет проходить реконструкция по сегментам. Понятно, кто будет это финансировать. Это страны Персидского залива, прежде всего Саудовская Аравия и ОАЭ. Есть ожидания, что Европа в этом поучаствует и, возможно, США. В любом случае, есть какой-то план".
Читайте также
Но и у этого плана есть несколько серьезных недостатков, способных его потопить. "Во-первых, он подразумевает на начальном этапе создание временного комитета по управлению Газой, который будет состоять из представителей арабских стран. А на втором этапе - возвращение в Газу Палестинской автономии. Нынешнее израильское правительство с этим не согласно в корне и считает, что палестинская администрация в Рамалле, которая управляет Западным берегом, - это то же самое, что и ХАМАС. Хотя при этом сотрудничает с ней", - отмечает Светлова.
Второй недостаток - будущее ХАМАС в секторе. Среди арабских стран есть разногласия по поводу того, как отстранить группировку от власти. "Саудовская Аравия и ОАЭ настроены в этом вопросе более решительно. Они считают, что ХАМАС не может больше быть места в Газе. ХАМАС - это "Братья-мусульмане", смертельные враги, - поясняет Ксения. - Египет, который, вероятно глубже понимает ситуацию, потому что граничит с сектором Газа, считает, что необходимы политические процессы. Должна быть вовлеченность отдельных членов ХАМАС. Сначала необходим политический диалог, а потом уже можно договариваться о разоружении. Но египтяне понимают, насколько будет тяжело разоружить то, что осталось от ХАМАС. Если Израиль не добился этого за полтора года, то кто сможет добиться успеха в этом плане?"
Третье уязвимое место - это насколько в США будут готовы поддержать арабский план. Поддержка Вашингтона в этом вопросе еще не гарантирована.
"Будущее Газы окутано туманом. Потому что в лучшем случае ее восстановление займет лет десять. Это огромный период времени, за который многое может случиться и в самой Газе, и вокруг - в том же Египте, - добавляет Ксения Светлова. - В ближайшие годы перспектива для жителей Газы - проживать в палатках, каких-то временных жилищах, пока не решен вопрос с ХАМАС и пока Израиль не определился, какой именно он хочет видеть Газу".
По словам Светловой, у Израиля нет видения касательно будущего сектора Газа, но именно его позиция самая важная. "Это страна, которая доминирует и контролирует почти все границы сектора - сухопутную, морскую, воздушное пространство, да и во многих отношениях и египетскую границу, - констатирует Ксения. - На данный момент абсолютно понятно, что должна быть сформирована четкая политика по этому вопросу".