Читайте также
Когда люди думают о Западной Европе, большинство представляет себе устоявшиеся демократии, где надежно защищены основные свободы. В основном это правильное представление. Однако, если вести речь о религиозной свободе, то в прошлом году и в прошлом десятилетии мы наблюдали тенденции, которые опровергают такое впечатление.Подходит к концу 2012 год, но многие страны и по сей день ограничивают религиозные традиции и обряды - от религиозной одежды до основополагающих церемоний, таких, как обрезание. Эти ограничения не только подвергают опасности права, защищаемые во всем мире, но и создают атмосферу, в которой люди верующие, и особенно - религиозные меньшинства, порой чувствуют себя чужаками в собственных странах. Эти нарушения удивительно широко распространены.
Например, Франция и Бельгия запрещают ученикам государственных школ и государственным служащим носить «бросающиеся в глаза религиозные символы» - такие, как мусульманский головной платок, сикхский тюрбан, большие христианские кресты и еврейские ермолки.
Кроме того, Франция и Бельгия запрещают носить в общественных местах закрывающие лицо вуали, а Швейцария, Нидерланды и прочие европейские государства ведут дебаты о принятии аналогичных запретов. В некоторых районах Швейцарии и Германии существуют ограничения на ношение исламской одежды для учителей.
Франция также запрещает людям фотографироваться в головных уборах на официальные документы. В 2011 году Комитет ООН по правам человека пришел к выводу, что данное правило является нарушением прав на религиозную свободу мужчин-сикхов, которые отказываются снимать тюрбан, фотографируясь на документы о виде на жительство. Франция пока не внесла поправки в свой запрет.
Швеция, Швейцария, Норвегия и Исландия давно уже запретили ритуальные убийства животных для кошерных и халяльных блюд. В 2011 году нижняя палата парламента Нидерландов также приняла такой запрет, однако возмущение мусульманских и еврейских общин заставило правительство пойти на компромисс и разрешить и дальше совершать ритуальные убийства животных.
После аналогичных протестов в Германии против постановления суда нижней инстанции о внесении в разряд противозаконных деяний религиозных обрезаний мальчиков парламент страны приступил к рассмотрению закона, разрешающего такую церемонию.
Действия против религиозных обрезаний продолжаются и в других европейских странах. Небольшая «Партия центра» в Норвегии, имеющая представительство в парламенте, также попыталась внести обрезание в разряд противозаконных деяний, а уполномоченный по правам детей, действующий от лица государства, но являющийся независимым, предложил мусульманам и иудеям заменить обрезание «символическим ритуалом без хирургического вмешательства».
В Германии и Швеции государственные органы предупредили родителей из христианских и иудейских семей, что им запрещено обучать детей на дому по религиозным причинам.
Государственные чиновники Великобритании закрывают католические агентства по усыновлению, потому что те в своей работе следуют религиозным критериям.
В чем причина усиления таких ограничений? Здесь действуют, как минимум, два фактора – исторический и демографический.
Первый фактор - это злополучная история монолитной государственной религии в Западной Европе. Усиление светских государств мало что дало для изменения представлений о религиозной монокультуре – просто доктрину отделения церкви от государства стали считать одной из монокультур. На самом деле, светские государства - такие, как Франция и Турция, давно уже насаждают светскость как единственно приемлемую форму поведения в государственных и общественных делах, а Норвегия относится к своим официальным вероисповеданиям как к исчезающему явлению.
Второй фактор - это усиливающееся религиозное многообразие, включая увеличение численности мусульманского населения. Выделяющаяся на общем фоне одежда консервативных мусульман усиливает страх перед «чужими», а также уже существующее противодействие публичному выражению религиозных чувств. Хотя государства говорят об интересах национальной безопасности, ограничения выражения религиозных привязанностей может дать прямо противоположный результат. Они вбивают клин между государством и его гражданами-мусульманами, уничтожая надежду на столь необходимое сотрудничество с целью предотвращения радикализации мусульманских общин, их ассимиляции в странах проживания, принятия демократических ценностей и европейской идентичности.
Государственные законы и политика запрета на выражение религиозных чувств и проведение религиозных обрядов, которые преподносятся как попытка защитить устоявшиеся ценности, являются нарушением прав человека. Такими действиями государства бросают вызов общепризнанным стандартам и нормам религиозной свободы, заложенным в договорах ООН и находящимся под защитой документов Евросоюза и Совета Европы о правах человека, и хельсинкского процесса.
Эти стандарты и нормы гарантируют право не просто верить, но и выражать свои религиозные убеждения - как индивидуально, так и в коллективе - через молитвы, проповеди, соблюдение обрядов и ритуалов. Сюда относится право носить отличительные знаки, одежду и головные уборы, соблюдать особые правила питания, участвовать в ритуалах, связанных с определенными этапами в жизни. Любые ограничения этих свобод должны носить очень узкий характер и обосновываться положениями статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Эти ограничения не должны быть дискриминационными в применении, не должны ликвидировать гарантированные права или исходить только из одной традиции.
Усиление ограничений религиозных обрядов и обычаев в Западной Европе происходит из-за нетерпимости в отношении религиозных групп и наращивает такую нетерпимость. В первую очередь это относится к религиям, претендующим на истину и предъявляющим строгие требования к своим последователям. В некоторых случаях мишенью явно становятся мусульмане. Такая атмосфера усиливающейся враждебности, в свою очередь, порождает дискриминацию в частной жизни против членов этих групп, а порой даже насилие.
Это подтверждают данные доклада Госдепартамента США о состоянии религиозных свобод в мире. В нем отмечается, что количество нападений и преследований мусульман, а также актов вандализма в 2011 году выросло на 34 процента.
Если мы не хотим погасить дух свободы, западным европейцам необходимо согласиться с тем, что эпоха подчинения официальной монокультуре, как светской, так и религиозной, подходит к концу. В наступающем году их страны должны воспользоваться перспективами своего религиозного многообразия и обеспечить религиозную свободу всем.
Мэри Энн Глендон, Азиза аль-Хибри, "The National Interest", США
Мэри Энн Глендон – заместитель председателя американской Комиссии по вопросам международной свободы вероисповедания (USCIRF). Азиза аль-Хибри - комиссар USCIRF.