Читайте также
Секуляризм – самый недопонятый и оклеветанный "изм" американского политического лексикона. И правые, и левые регулярно приравнивают его к сталинизму, нацизму, социализму и прочим пугающим идеологиям.
В последнее время к этому прибавилась странная привычка безосновательно связывать его с атеизмом. Религиозные правые используют к своей выгоде эту концепцию, по меньшей мере, с 1970-х годов.
Позднее эту ошибочную идею с удовольствием начали поддерживать такие политики, как Ньют Гингрич (Newt Gingrich). Во время своей незабываемой шумной президентской кампании 2012 года бывший спикер Палаты представителей пожаловался, что его внукам грозит жить в "секуляристской атеистической стране, потенциально способной попасть под контроль радикальных исламистов и лишенной понимания того, что некогда значило быть американцем".
Утверждать, что секуляризм и атеизм – это одно и то же, помогает вести культурные войны. Неверующих в стране крайне мало, и многие американцы, к сожалению, питают по отношению к ним иррациональные предрассудки. Намеренно размывая границу между атеизмом и секуляризмом, религиозные правые успешно топят оба течения.
Впрочем, эту ошибку временами делают не только враги секуляризма, но и его друзья. Сейчас большинство крупных атеистических организаций называют себя "секуляристскими". Многие из них делают это по праву, однако есть и те, которые, как мы увидим, придерживаются взглядов, резко противоречащих секуляристскому взгляду на мир.
Начнем с кратких определений. Атеизм, если говорить вкратце, - это термин, обозначающий ряд направлений мысли, которые предполагают и/или утверждают несуществование Бога/богов. Среди ученых ведутся интересные споры о том, когда именно возник атеизм. Одна – весьма убедительная – теория, которой придерживаются такие авторы как Алан Корс (Alan Kors) и Майкл Бакли (Michael Buckley), гласит, что неверие как целостная система взглядов возникло в рамках христианского теологического мышления в раннее новое время.
Секуляризм, с другой стороны, не имеет отношения к метафизике. Он не спрашивает, существует ли некая высшая реальность. Если угодно, в вопросе о существовании Бога он агностичен и просто выносит его за скобки.
Секуляризм интересуют именно отношения между церковью и государством. Это – гибкая доктрина, в рамках которой могут приниматься самые разные политические решения. Жесткое отделение церкви от государства – один из вариантов, но далеко не единственный. Тем не менее, в своей основе он с глубоким подозрением относится к любому переплетению государства и религии.
Секуляризм необходимо отличать от атеизма по целому ряду причин. Во-первых, эти два "изма" просто не синонимичны. Один из них в первую очередь занимается политическими вопросами, в то время как второй (анти)метафизичен. У них - разные области интересов, разные интеллектуальные основы и разная история (хотя вполне возможно, что возникновение и того, и другого было связано с христианскими теологическими исканиями).
Во-вторых, чтобы восстановить силы, секуляризм должен вновь обрести традиционно имевшихся у него сторонников среди религиозных людей. Как я пишу в моей книге, которая должна скоро выйти, секуляризм был порожден религиозными мыслителями – такими, как Мартин Лютер, Джон Локк, Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон (последние двое были, конечно, своеобразными верующими, но все же верующими).
В истории Америки в защиту секуляристских политических идей выступали такие группы, как баптисты, иудеи и прогрессивные католики, а также множество менее значимых религиозных меньшинств. Однако сейчас верующие, даже умеренные, не станут поддерживать секуляризм, если он будет выглядеть просто завуалированным безбожием.
Наконец, отличать секуляризм от атеизма необходимо потому, что в последнее время некоторые атеисты стали придерживаться прискорбно противоречащих ему воззрений. Секуляризм отстаивает как право на религиозную свободу, так и право на свободу от религии. "Церковь" для него имеет законное место в американском общественном устройстве. Он не считает религию "ядом" (по выражению Кристофера Хитченса (Christopher Hitchens)) и не надеется на "конец веры". Как уже говорилось выше, в этой битве секуляризм не участвует ни на одной из сторон.
Разумеется, большинство атеистов до неприличия терпимы и просто хотят, чтобы верующие отвечали им тем же (так чаще всего и происходит). Однако пока некоторые из знаменитых атеистов продолжают проповедовать радикальное безбожие и называть его "секуляризмом", будущее настоящего секуляризма будет оставаться под угрозой.
Жак Берлинерблау, "Huffington Post", США