Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Друз познается в бою

«Я знаю, что при встрече с террористом палец на курке винтовки должен быть твердым, – говорит Фади. – И также я знаю, что израильский солдат никогда не палит без разбора». Молодой человек рассказывает, что его бразильские друзья завидуют ему, «получившему

25.05.2012
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Этот парень мог остаться в Бразилии, в которой родился, окончил школу и где до сих пор живут его родители и сестра. С учетом того, что в «стране самбы, карнавалов и футбола» фактически нет воинского призыва, он вполне сумел бы прожить жизнь, даже не прикасаясь к оружию. Однако Фади Альхалек предпочел вернуться в Израиль, страну своих предков, и пойти служить в ЦАХАЛ (Армию обороны Израиля). «Все мои родственники: отец, дед, дядья – офицеры ЦАХАЛа, – объясняет свой поступок 18-летний Фади, уже прошедший в армии курс молодого бойца, – и я, не желая от них отличаться, хочу внести свой вклад в семейную традицию».

«ПОБЕДИТЬ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!»

Новоиспеченный солдат Фади Альхалек – не еврей, а друз по национальности. Друзы, арабоязычная этноконфессиональная группа, исповедующая особую форму религии, основанную в ХI веке новой эры, по всей видимости, в Египте. Первоначально верования друзов (самоназвание «мувахиддун», в переводе с арабского – «единобожники») были близки шиитской секте исмаилитов, но примерно с ХV века религиозные контакты с правоверными мусульманами друзы полностью оборвали. «Единобожники» давно живут на Ближнем Востоке. Больше всего их в Сирии – не менее 800 тыс. человек, в Ливане – около 500 тыс. и в Израиле – 120 тыс.

Еще до воссоздания еврейского государства в 1948 году друзские старейшины и руководители хамул (племен) разрешили мужчинам своей общины присоединиться к «Хагане» («в переводе с иврита «обороне») – еврейской подпольной военной организации, боровшейся с британцами, получившими в 1922 году «мандат» Лиги Наций на осуществление власти в Палестине. Лондон, по сути, низвел Страну обетованную до уровня колонии. Боевики «Хаганы» противостояли англичанам в отстаивании независимого еврейского государства. Именно на основе «Хаганы» и был создан ЦАХАЛ. Уже в войне за независимость 1947–1948 годов бок о бок с евреями сражались отряды из местных друзов, черкесов и бедуинов. С 1956 года друзы и черкесы призываются в израильскую армию наравне с евреями. Значительное количество израильских бедуинов присоединяется к ЦАХАЛу добровольно.

Свой род Альхалеки ведут из израильского городка Хурфейш, большинство жителей которого представлены друзами. Практически все мужчины этого городка или прошли службу в ЦАХАЛе, или сейчас продолжают служить. Дед Фади, Саид Абед Альхалек, которому 73 года, был первым командиром друзского батальона, который с 1985 года именуется «Херев». Это название было дано одним из командиров этого батальона полковником Нави Мараи, позже назначенного заместителем командира бригады «Газа». 26 сентября 1996 года он погиб в бою с палестинскими террористами.

Любопытен перевод слова «херев», означающего на иврите «несмотря ни на что». Как объяснил мне один из офицеров батальона «Херев», имеется в виду, что бойцы этого подразделения выполнят поставленную боевую задачу, «несмотря ни на что». «И победим мы, несмотря ни на что!» – заявил мне этот израильский друзский офицер.

В составе этого батальона создано специальное подразделение «Пальсар Шахар» (полное название «плюгат сиюр Шахар» – «рота разведки «Рассвет») под командованием майора Мухаммеда Мулы. В этом подразделении, выполняющим особые задачи, вместе служат евреи, друзы, черкесы и бедуины. Заметим, что сегодня друзские военнослужащие проходят службу во всех подразделениях ЦАХАЛа.

Девушек из друзской общины в армию не призывают. Но недавно 22-летняя Танава Тарвия, выпускница университета, получившая ученую степень по криминологии, стала первым офицером-женщиной из друзской общины, работающей в отделе полиции по борьбе с насилием в семье.

НАСТОЯЩИЙ ПОЛКОВНИК

Саид Абед Альхалек первым из друзов получил звание полковника ЦАХАЛа. Стены его дома напоминают уголок боевой славы в воинской части. Групповая фотография призывников 1957 года, почетные грамоты, фотографии детей и внуков в форме военнослужащих израильской армии.

Поступив на офицерские курсы, Саид встретился с курсантом, прибывшим из другого подразделения – «Сайерет маткаль» («спецназ Генерального штаба»). Вскоре молодые люди подружились. Прошли годы. Курсант-спецназовец, которого зовут Эхуд Барак, дослужился до звания генерала, занял пост начальника Генерального штаба, а потом и главы правительства. Сегодня Барак – министр обороны Израиля.

У Саида и его жены Нуфлы 11 детей – пять сыновей и шесть дочерей. Все сыновья стали офицерами израильской армии. Из 30 внуков до недавнего времени в ЦАХАЛе служили девять. Остальным просто призывной возраст еще не подошел. Бразилец Фади довел количество ныне отдающих свой гражданский долг Израилю внуков до круглой цифры 10.

Фади Альмалек, родители которого пока живут в Бразилии, получил статус солдата-одиночки. Этот статус дает много преимуществ. Во-первых, денежное довольствие таких военнослужащих увеличено в два раза – они получают ежемесячно более тысячи шекелей (примерно 330 долл.). Во-вторых, им оплачивается съем жилья. И, в-третьих, они имеют право на посещение родителей или ближайших родственников, проживающих за границей, за счет Министерства обороны. Заметим, что Фади Альмалек – первый среди друзов солдат-одиночка.

Когда Фади прибыл на военную базу, девушка-офицер по социальной помощи выдала ему телефонную карточку, чтобы он мог звонить родителям. Но Фади нечасто звонит домой, он предпочитает разговаривать с ними по скайпу. Осталась у него в «стране самбы и карнавалов» подружка, с которой он встречался еще до отъезда в Израиль. С ней он поддерживает связь через Facebook. Солдатам-одиночкам полагается ежегодный отпуск для «побывки» дома, и Фади надеется, что вскоре повидается со своей девушкой.

Надо сказать, что Фади, хотя и родился в Бразилии, третий и четвертый классы окончил в Израиле, ибо 10 лет назад его родители вместе с ним и сестрой вернулись в еврейское государство, где и прожили два года. Так случилось, что в ЦАХАЛе Фади встретил четверых своих друзей, с которыми расстался в 10-летнем возрасте. Эти парни помогли ему в освоении иврита, который Фахди сильно подзабыл за последние восемь лет проживания в Бразилии. Правда, дома в семье Фади обиходным оставался арабский язык, который он знает совсем неплохо. В беседе с Эти Абрамовым, корреспондентом «Едиот ахронот» («Последние известия») – самой популярной израильской газеты, Фади сказал: «Арабский и португальский языки куда более трудные, а иврит похож на арабский». После окончания курса молодого бойца он начал учить иврит по программе, составленной для него батальонным офицером-воспитателем.

Армейский сленг уроженец Бразилии выучил отменно. «Быстрее всего мне дались слова «подъем» и «дежурство», – смеясь, продолжил свой рассказ Фади, – потому что не могу подвести своих товарищей, которые мгновенно поднимаются по тревоге и никогда не забывают про свое дежурство». Фади усердно учит иврит, а по отношению к соседям по армейской палатке выступает учителем португальского. Во время курса молодого бойца он встретил «солдатку», которая недавно репатриировалась из Бразилии. «Задушевная беседа на португальском в ближневосточной пустыне оставила незабываемое воспоминание», – с восторгом вспоминает Фади. По его словам, поначалу он опасался оружия. «Особенно страшился брать в руки гранату, – признается уроженец Фади, – но после первого же броска страх как рукой сняло».

СОЛДАТ МЕЧТАЕТ СТАТЬ ГЕНЕРАЛОМ, А ДРУЗ – ДИПЛОМАТОМ

Фади ощущает себя израильтянином, друзом и бразильцем одновременно. Его дед Саид Абед, который никогда не терял связи с ЦАХАЛом, сегодня благодаря внуку чувствует особенную причастность к армии. «Конечно, я постоянно помню о нашей семейной военной традиции, – говорит Фади Альхалек, – и поэтому горжусь службой в ЦАХАЛе».

Примерами для молодого израильского солдата-друза могут служить его же соплеменники. Юсеф Мишлев – первый представитель друзской общины Израиля, дослужившийся до звания генерала ЦАХАЛа. С 2001 по 2008 год он возглавлял командование тыла, а с 2003 по 2008 год служил координатором действий ЦАХАЛа с палестинскими службами безопасности. Бригадный генерал Хасон Хасон с 2008 года служит военным секретарем президента Израиля. Хасон – первый друз, занявший этот высокий пост. Генерал-майор Хусейн Фарес командовал всей пограничной полицией. Но Фади особенно восхищается своим соплеменником Маджали Вахаби, депутатом Кнессета (парламента Израиля), ближайшим соратником Ариэля Шарона, которому израильский лидер доверял самые ответственные поручения. Вахаби – первый нееврей, исполнявший в феврале 2007 года обязанности президента Израиля. Знает Фади и историю семьи Аюба Кары, депутата Кнессета, министра по делам развития Негева и Галилеи, личного друга главы израильского правительства Биньямина Нетаньяху. Отец, два родных брата и два дяди Кары погибли в боях против врагов Израиля. Бывший военнослужащий «Херева» Валид Мансур сегодня служит послом Израиля в Перу. В апреле 2012 года представитель друзской общины Наим Арад был назначен послом Израиля в Новой Зеландии. Фади Альхалек не решил, продолжит ли он военную карьеру или предпочтет дипломатическую.

В книге израильского историка Шимона Авиви «Политика Израиля по отношению к друзам. 1947–1967», в частности, рассказывается о друзских солдатах и офицерах, героически сражавшихся с врагами еврейского государства и совершивших подвиги на поле брани. Представители друзской общины принимали участие во всех войнах, которые вел Израиль. В противостоянии с врагами Израиля местные друзы потеряли около 800 своих сынов. На военном кладбище городка Хурфейш создан Мемориал памяти друзских воинов ЦАХАЛа. На этом кладбище похоронен родственник семьи Альхалек полковник Набья Мирин (1954–1996), убитый палестинским снайпером уже после завершения переговоров, которые вел Мирин с офицерами Палестинской национальной автономии.

Палестинские террористы не отказались от практики похищения друзских военнослужащих. В мае 2005 года в районе своей родной деревни при возвращении на военную базу был похищен израильский солдат-друз Маджди Халаби. Родные Маджди совместно с израильской общественной организацией «Ле хофеш» («Рожденный свободным») предлагают за любую достоверную информацию о похищенном награду в 10 млн. долл.

«Я знаю, что при встрече с террористом палец на курке винтовки должен быть твердым, – говорит Фади. – И также я знаю, что израильский солдат никогда не палит без разбора». Молодой человек рассказывает, что его бразильские друзья завидуют ему, «получившему возможность служить в израильской армии». На вопрос корреспондента: «Что бы ты посоветовал солдатам, приезжающим в Израиль без родителей и родственников?» – Фади Альхалек ответил так: «Прежде всего они должны разобраться в себе – действительно ли это то, о чем они мечтают. Если же твердое решение принято, тогда можно отслужить и доказать всем, что ты – настоящий мужчина».

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке