Но прежде - Самбат
Фото: Getty Images
Но прежде - Самбат

В наше время современные информационные технологии дают возможность гораздо большему числу людей убедиться в том, что одно и то же историческое событие описывается и оценивается совершенно по разному в зависимости от предпочтений и пристрастий летописателя. Противоречивые оценки одних и тех же исторических фактов и явлений при отсутствии возможности (за малым исключением) выявить их действительное содержание, сделали историю лишь собранием гипотез и версий. Поэтому здесь критерием истины является то, насколько каждая гипотеза или версия учитывает и анализируют все имеющиеся сведения о данном историческом факте или явлении.

Сказанное в полной мере относится и к нашему народу - уже с начала существования в диаспоре история евреев изобилует «белыми пятнами»: одно из них-история евреев, оказавшихся на территории Древней Руси. Понятна,что история именно этой ветви еврейской диаспоры интересна прежде всего тем нашим соплеменникам, которых согласно закону этнического обобщения называют «русскими». 

Несколько времени тому в Zahav.ru1 была опубликована беседа с научным сотрудником Тель-Авивского университета, историком и востоковедом, приглашенным лектором магистерской программы по иудаике НаУКМА Константином Бондарем. Тема беседы-древнерусские евреи. 

Ученый также обратил внимание на то, о чем было сказана выше - на существование нескольких гипотез по данной проблема, но уточнил, что «до середины XX века доминировала версия о западноевропейском происхождении еврейской диаспоры на территории Древней Руси», выделил превалирующую на сегодня: «сегодня превалирует византийская гипотеза, согласно которой именно из Византии эти евреи - через Балканы и Крым - пришли на территорию нынешней Украины. Постепенно они продвигались на север, предпочитая селиться в больших городах, которые находились, преимущественно, в верхнем Поднепровье - Киеве, Чернигове, Владимире (имеется в виду Владимир-Волынский, - прим. ред.). Собственно, и первое письменное упоминание о Киеве содержится в так называемом Киевском письме X века(рекомендательное письмо, выданное Яакову бен Ханукке еврейской общиной города, - прим. ред.).» 

Напомним, что в основе «византийской гипотезы» лежат события, случившиеся в конце первой четверти Χв., когда императором Византии стал Рома́н I Лакапи́н, начавший гонения на проживавших в его империи евреев и, как следствие гонений, «эти евреи через Балканы и Крым - пришли на территорию нынешней Украины». 

Но по все видимости представленная гипотеза не учитывает всех имеющихся сведений, касающихся заданной темы. И чтобы убедиться в этом, обратимся к сообщению, которое можно встретить, практически, во всех работах имеющих отношение к истории европейской еврейской диаспоры: 

«И было лето 4450 (689 г.), и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими, и пали они под их ноги, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас, как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию и нашли там много евреев»2 

Автором этого сообщения считают заслуживающего доверия известного хрониста Иосифа бен Иеошуа Ха-Кена, жившего в ΧVIв., но располагавшего гораздо более ранними письменными свидетельствами. 

Нужно предвидеть то возражение, что в конце VIIв. упомянутых стран еще не было. Однако хорошо известно, что географические имена собственные, приведенные в исторических документах - это, как правило, названия современные их авторам, ибо в противном случае читатель попросту запутается. Поэтому сообщение Иосифа бен Иеошуа Ха-Кена следует понимать так: «и прибыли в те местности, которые ныне называются Страна Русия и земля Ашкеназ, и Швеция и нашли там много евреев». 

Как видим «много евреев» на территории Верхнего Приднепровья (Страна Русия) жили задолго до того, как в Византии начали преследовать их соплеменников. Да и из содержания упомянутого «Киевского письма», написанного в середине Χв., следует что в Киеве уже давно существовала еврейская община. 

Но и это не все. Византийский император Константин Багрянородный3, живший в 1-й половине Χв. в своем сочинении «О русах, приезжающих из России на моноксилах в Константинополь» пишет: 

"Все они (лодки) спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Самбатас»4. 

Академик российский истории Б.Рыбаков считает, что  «торговый, а может быть таможенный пункт у Киевских высот существовал задолго до постройки Кием «града», получившего его имя... Император хорошо знал Киев и упоминал его неоднократно, но в данном случае назвал, очевидно, какую-то часть города, связанную с рекой, гаванью, затоном. Уже высказывалась мысль: не является ли название киевской крепости Самбат древним именем торгового пункта, подступавшего к самому Днепру?. Этимология слова не ясна"5. 

Но подобное название было упомянуто гораздо ранее, чем у Константина. Багрянородного, и имело отношение к одному из самых спорных моментов в истории евреев-«загадке пропавших колен». 

….После смерти в 977до н.э. царя Соломона, бывшее до этого единым Еврейское царство распалось на два: Южное и Северное (Самарию), в котором проживали десять из двенадцати «колен израилевых». В 722г до н.э. ассирийцы разрушили Северное царство и прибегли к испытанному способу подчинения побежденных стран-принудительному переселению народов («политике Насаху»), полагая, что тем самым значительно уменьшают вероятность возникновения сопротивления. От этого события следует отсчитывать историю еврейской диаспоры. Сказано в Иерусалимском талмуде: 

«В три изгнания увели их: одно по ту сторону реки Самбатион, второе в Дафни, что в Антиохии, а третье скрыто тяжелым облаком»6. 

Казалось бы, ничего общего между рекой Самбатион из Иерусалимского талмуда и крепостью Самбат из сочинения императора Константина нет, но похожесть более нигде не встречающихся географических имен заставляет присмотреться к ним более внимательно. Обратим внимание на то, что крепость Самбат располагалась на реке Днепр, нижнее течение которой до недавнего времени перегораживали огромные скалы и валуны-пороги, создававшие серьезное и опасное препятствие для всех по этой реке плывущих. О слышимом за много километров от самих порогов шуме ревущей меж валунов и скал воды, ворочавшей и передвигавшей камни, рассказывал один из самых известных исследователей Приднепровья академик Д.И. Яворницкий: 

«Река Днепр, свободно и плавно несущая свои воды, встретив несокрушимые препятствия в виде лав, скал, гряд и мысов, с непостижимой силой ударяется в разные стороны, бешено бросается с одного камня на другой, высоко вздымает огромные валы пены и всем этим производит такой страшный шум и стон, который слышится уже на далеком расстоянии от порога»7. 

Не правда ли такое описание порогов походит на рассказ средневековых еврейских хроник о реке Самбатион: 

«Шесть дней в неделю она шумна и бурлива, вздымает вверх песок и камни» и так ли уж в свете проведенной параллели случайна похожесть названий Самбатион и Самбат? Этимология топонима «самбат» на самом деле вполне понятна-в его основе еврейское слово «шабат»-обязательный по указанию Всевышнего день отдыха у иудеев, поэтому «суббота» для них-понятие гораздо более емкое, чем "день отдыха". 

Купцы и путешественники (наиболее вероятно, что это были греки) рассказали жителям Иудеи и о необычной (шумящей) реке, и о селении, расположенном на ее берегу, в котором живут их соплеменники-потомки изгнанников. Название селения было передано в европейской языковой транскрипции – Sambat .Евреи, для которых сообщение о Самбате по понятным причинам было важным и интересным, добавили к слову "самбат" именной ивритский суффикс - «он»: Самбат-он (например:холон-окно,малон-гостиница,кенион-место для покупок и т.д.) и в таком виде Самбатион попал в Иерусалимский Талмуд. 

Понимая, что греки вели отсчет географических ориентиров со "своей стороны", мы представляем, что для них Самбат находился за порогами, где "она (река Самбатион) шумна и бурлива, вздымает вверх песок и камни"-вот откуда указание на то, что пленники живут "по ту сторону реки", то есть после порогов. 

И если, как не безосновательно утверждает Б.Рыбаков, «торговый, а может быть таможенный пункт у Киевских высот существовал задолго до постройки Кием «града», получившего его имя...», то получается, что Киев возник не на пустом месте, а стал продолжением крепости Самбат, которую, выходит, основали евреи. 

Но вернемся к Иерусалимскому Талмуду. Он был завершен в 368 г.-следовательно, если о Самбатионе как о месте расселения изгнанников знали еще в IVв., то проживали они в этой местности гораздо ранее. Так что «византийской гипотезе» о появлении евреев на землях Древней Руси придется отказать в почетном звании «превалирующей». 

Желающие могут предлагать свои, не забывая все-таки при этом, что «первая обязанность историка-готовность любой ценой установить, что же произошло в действительности».8

1 Zahav.ru от 31.05.2017. 

2 Цит. по: Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. Мысль М. 1989. с.16. 

3 Сменил в 944г. свергнутого Рома́на I Лакапи́на. 

4 Греческая транскрипция топонима Самбат. 

5 Б. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества. М. Наука.1982.с.100. 

6 Иерусалимский Талмуд. Сангедрин,53б. 

7 Д.И. Яворницкий. История запорожских казаков. Наукова думка.Киев.1990.Т.1.с.54. 

8 Р. Дж. Коллингвуд.

counter
Comments system Cackle